Три основные задачи БЖД
Безопасность жизнедеятельности входит в состав системы гражданской обороны.
Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защит по вине человеческого фактора.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой.
Освоения дисциплины
Термины и определения. Человек и техносфера.
Безопасность жизнедеятельности в агросфере
Тезисы лекции 1. «Введение в безопасность. Основные понятия,
. Общие Требования к содержанию и уровню
Введение.
Агропромышленное производство России по своим территориальным и почвенно климатическим масштабам не имеет себе равных в мире. Площадь с. х. угодий превышает 130 млн. га, разбросанных на 10 тыс. км с запада на восток и на 3 тыс. км с юга на север. Успех сельского хозяйства зависит напрямую от продуктивности полей. А она, в свою очередь, определяется рядом факторов: количеством приходящей на с.х угодья фотосинтетически активной радиации, количеством доступной растениям влаги, питательных веществ и т.п. Так вот на этом пространстве количество выпвдающих осадков меняется от 250 до 700 мм в год, приход фотосинтетически активной солнечной радиации составляет от до мДж. При этом размахе сельскохозяйственное производство постоянно оказывается по воздействием различных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера: засухи, наводнения, эпизоотии, эпифитотии,загрязнения почвы, воды и воздуха различными ксенобиотиками, включая радионуклиды, которые значимо влияют на производство, экономические показатели и жизнедеятельность сельского населения, а в итоге на продовольственную безопасность страны Поэтому, вопросы их предупреждения, смягчения последствий в случае наступления являются актуальными и должны иметь высокий приоритет в деятельности руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий любого уровня.
|
|
- Целью БЖД также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуацииикация вида опасности с указанием её количественных характеристик и координат.
- Защита от опасности на основе сопоставления затрат и выгод.
- Ликвидация возможных опасностей исходя из концентрации и остаточного риска и ликвидация последствий воздействия на человека опасности.
В результате освоения дисциплины студент должен:
· знать: основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
|
|
· уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
· владеть: законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
Предметная область дисциплины, обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение окружающей человека среды обитания, взаимодействия человека со средой обитания, взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасной жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества.
Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, определяемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества и информации.
Объектами изучения в дисциплине являются биологические и технические системы как источники опасности, а именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты (среда производственная, городская, бытовая), среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факторов, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека.
Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Изучение характеристик объектов осуществляется в сочетании «объект, как источник опасности – объект защиты».