Понятие мировоззрения и его структура

Литература

Байер В.Е. Архитектурное материаловедение. - М.: Стройиздат, 1989.

Горчаков Г.И., Баженов Ю. М. Строительные материалы. – М.: Стройиздат, 1986.

Домокеев А. Г. Строительные материалы. –2-е изд. - М.: Высшая школа, 1989.

Микульский В.Г. и др. Строительные материалы.- М.: Издательство АСВ, 1996.

Попов Л. Н. Лабораторный практикум по предмету «Строительные материалы и детали» -2 –е изд. - М.: ИНФРА-М, 2002г.

Попов Л. Н., Попов Н. Л. Строительные материалы. – М.: ГУП ЦПП, 2000.

Всякий человек уже с детства задается целым кругом вопросов, ответы на которые должны помочь ему определить свое место в мире, помочь определить сам мир. Эти вопросы носят глобальный характер и в то же время — глубоко интимный: что есть жизнь? что есть смерть? что есть человек? что такое любовь? как перенести утрату близкого? что истинно, а что ложно? что такое истина? можно ли познать мир? есть ли Бог и что он такое? может ли человек предугадать свою судьбу? и т.д. Эти и многие другие вопросы сопровождают человека всю его жизнь. Окончательного ответа на них человек не получает. Он может, например, с течением времени утвердиться в мысли, что Бог существует. Но это осмысление порождает ряд других вопросов: как Он существует, сколько существует, какова степень Его влияния на жизнь человека, какими категориями Он может быть определен и т.д.

Все эти вопросы носят частный характер, т.к. их основа порождена личностными установками. Вместе с тем они носят и общий характер, что дает возможность определить их как философские. Однако способы формулировки таких вопросов, их обусловленность предыдущими и ответы на них позволяют определить их не чистофилософ­скими, а мировоззренческими. Другими словами, мы должны различать две формы общественного и индивидуального сознания: философскую и мировоззренческую. Разница между ними определена формами получения знаний, способом существования, методологией и проч. Так что же такое мировоззрение?

Мировоззрение — это сложная обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом, на место человека в нем. Это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, опреде­ляющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Это совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, культурных, религиозных, эстетических и ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1) Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи. В его формировании принимают участие и личный, и общественный опыт. Он носит как постоянный, так и развивающийся характер.

2) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. Этот компонент выступает как определенная система общественных ценностей, которая помогает человеку наиболее адекватно сосуществовать с другими индивидуумами.

Следствием устойчивой, повторя­ющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми явля­ются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определен­ным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.

3) Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимоих эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность дей­ствовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоци­онально-волевой составляющей мировоззренческого компонента. Этот компонент формирует личное отношение человека к ценностям и правилам. Часто проявление эмоционально-волевого компонента ситуативно.

4) Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллекту­альной и духовной культуры, характер профессиональной деятель­ности и многое другое.

Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навы­ки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем, следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с на­укой, принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и иде­алов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения, подвергнув его критическому суду разума.

Таким образом, философия является теоретическим ядром мировоззрения.

Однако мировоззрение не всегда и не сразу носило философский характер. Теоретическим ядром мировоззрения в разной степени превалирования выступали такие формы общественного миропонимания как мифология и религия. Обыкновенно считается, что мифология и религия являются предшественниками философии, т.е. историческими типами мировоззрения.

Миф первоначально выступал как идеологическая база первобытно-общинного строя. Миф (от греч. mythos) имеет несколько значений (предание, рассказ, слово, сказание, речь, замысел) и первоначально был неотделим от понятия логоса (от греч. logos), означавшего то же самое (слово, речь, язык). Первоначальными формами мифологии были фетишизм (приписывание сверхъестественных свойств отдельным вещам), тотемизм (от сев.-амер. языка индейцев оджибве «от-отем» — «его род», родственная связь между племенем и каким-либо животным или растением). Более высокой ступенью развития мифологии явился анимизм (от лат. animus — душа, дух), когда человек стал одухотворять вещь. Наивысшей степенью мифологии можно считать антропоморфизм (от греч. аnthropos — человек и греч. morpho — вид) — уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. Греческий пантеон богов представляет собой развитую форму антропоморфизма, которую можно назвать социоморфизмом (от лат. socictas — общество).

Отличие мифологии от философии заключается в том, что знание в мифологии построено по генетическому принципу: в то время как философия спрашивает «почему?», мифология задет другие вопросы: «откуда произошло?», «кто родитель?» и т.д. Миф был необходимым жизненным компонентом первобытного общества. Миф предлагает человеку готовую модель мира.

Миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкрети­ческое представление о явлениях природы и коллективной жизни.

Второй исторической формой социального регулятива следует считать религию. Она зарождается в тот же момент, что и мифология, (отметим, что религия обладает собственной мифологией, а мифология зачастую откровенно религиозна) и на первых порах тесно сосуществовала с ней. Надо полагать, что объединяющим элементом между религией и мифологией выступала вера.

Религия (от лат. religio — связь, благочестие, набожность, святыня) — более сложное и развитое сознание. Если мифология напрямую связывает богов и природу, космос, то религия вводит в сознание понятие «сверхприродного», «надприродного». В религии Бог — высшее существо, которое поистине метафизично.

Религия вводит в сознание человека такие понятия как «вечность», «несотворенность» и «тварность», «благость» и т.д., т.е. оперирует абстрактными понятиями (в то время как мифология представляет из себя систему конкретно-чувственных знаний о мире, или, правильнее, представлений о конкретно-чувственном мире). Важным аспектом религиозного сознания является ее нравственная устремленность. Религия устанавливает совершенно определенные отношения между человеком и сверхъестественным, формирует определенную систему ценностей, носит подчиняющий характер.

В религиозной картине мир стал делиться человеком на два — мирской и священный. Первый был дан непосредственно, был понятным, обыденным. Второй — заключал в себе тайну, надежду и страх. Обыденная жизнь зачастую строилась по предполагаемым принципам жизни священной. Священное пространство было необходимо человеку как некий жизненный ориентир, конечная цель его существования. Обыденный был необходим как такое место, где человек чувствовал себя свободным, ибо постоянное религиозное напряжение тяжело и выматывающее.

Отличие религии от мифологии в том, что она не смешивает земное и сакральное (священное), а, напротив, разводит их и даже противопоставляет (особенно ярко это проявилось в эпоху Средневековья). В отличие от философии религия — сознание массовое (философия — теоретическое). Религия базируется на вере, философия — на размышлении.

Таким образом, историю возникновения философии можно представить как поступательное движение от обыденного через религиозное к философскому освоению мира. Это вовсе не исключает их одновременного существования.

Однако религиозное и мифологическое мировоззрение — вовсе не единственные возможные формы мировоззрения. Помимо этих форм (существующих и поныне) можно говорить о бытовом мировоззрении, художественном, научном, личном и т.д. В общественном мировоззрении можно выделять какие-либо определенные исторические формы, присущие той или иной эпохе (например, мировоззрение средних веков).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: