Философия познания. Субъекты и объекты познавательной деятельности. Познание и практика

Отдел философской науки, занимающейся вопросами познания, называется гносеологией. Гносеология исследует природу познавательной деятельности, способы этой деятельности, формы, объекты и т.д. Смежной областью философского знания, решающей схожую проблему, является эпистемология (от греч. еpisteme — «знание», «умение», «наука»), т.е. наука о научном знании. Гносеологию следует отличать от эпистемологии. Поскольку знание может существовать не только в научной форме, а гносеология должна изучать сущность любой познавательной деятельности независимо от типа знания, то ошибочно отождествлять гносеологию и эпистемологию.

Что же такое субъект и объект познания?

Субъект — это носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с объектом.Важным качеством субъекта является его активность, которая носит осознанный характер.

Объект — это предмет, на который на­правлено действие, это предмет приложения активности.

Субъект и объект, таким образом, находятся в определенных отношениях, важной стороной которых является человеческая деятельность, а результатом — знания. Человеческая дея­тельность,практика, выступает в качествеважнейшей стороны субъектно-объектного отношения.

Различия между субъектом и объектом относительны. Субъ­ект и объект — это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, например, в одних случаях может выступать в роли субъ­екта, когда он сам активно действует. Когда же на него воздействуют другие, когда он служит предметом манипуляции, то он превраща­ется в объект.

Объективный мир воздействует на сознание человека своим особенным, специфическим для него способом. Результатом воздействия объективного мира на сознание субъекта являютсяобразы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями отражающей системы, то есть сознания. А это значит, что образы сознания, будучиобъективны по содержанию, субъективны по форме, то есть несут в себе определенные характеристики субъекта. Субъективность сознания связана с тем, что эти образы представляют собой нечто идеальное. К. Маркс следующим образом определяет идеальное: «Идеальное — это мате­риальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Идеальными образами называются потому, что они, хотя по со­держанию и соответствуют объективным предметам и явлениям, но не заключают в себе ни одного материального свойства, то есть они лишены массы, протяженности и т. д. Идеальное отличается от мате­риального в том плане, как мысль о том или ином предмете и сам предмет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: