Основы финансирования бюджетных организаций

Бюджетные организации, оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники средств;

Финансируемые за счет средств местных бюджетов.

Финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ;

Финансируемые за счет средств федерального бюджета;

Виды бюджетных организаций.

Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков.

1.В зависимости от выполняемых ими функций (т.е. по роду деятельности) бюджетные организации могут подразделяться в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета. По этому признаку можно выделить бюджетные организации, реализующие функции государства и, соответственно, получающие финансирование по разделам бюджетной классификации:

1.1. государственное управление и местное самоуправление, к которому, в частности, относится Комитет РФ по финансовому мониторингу, Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству, Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ;

1.2. судебная власть, в том числе Конституционный Суд, Верховный Суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд;

1.3. международная деятельность, посольства и представительства за рубежом и т.д.

2. В зависимости от источника финансирования бюджетные организации могут быть разделены на следующие группы:

3. По источникам формирования средств бюджетные организации могут быть разделены на две группы:

3.2. бюджетные организации, не оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственных источников средств.

Особое место финансов бюджетных организаций в финансовой системе определяется тем положением, которое занимают бюджетные организации в обеспечении функций государства. Последние в значительной степени реализуются именно через бюджетные организации.

Следует выделить следующие особенности финансов бюджетных организаций:

1. Исключительно тесная связь с бюджетом, из которого и финансируется основная часть расходов бюджетных организаций. Любое изменение в бюджете в первую очередь отражается на финансах бюджетных организаций. Недополучение средств бюджетом приводит и к недофинансированию расходов бюджетных организаций. Перевыполнение предусмотренных законом о бюджете соответствующего уровня поступлений приводит и к дополнительному финансированию бюджетных организаций.

Благодаря указанной особенности финансы бюджетных организаций находятся в гораздо более тесной связи и взаимозависимости с общественными (централизованными) финансами, чем все другие звенья финансовой системы.

2. Бюджетные организации могут предоставлять и предоставляют определенные платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов, что позволяет соотнести их к хозяйствующим субъектам.

Две указанные особенности позволяют определить место финансов бюджетных организаций как промежуточное; между общественными финансами и финансами предприятий и организаций. Указанное специфическое местоположение подтверждается и следующей особенностью финансов бюджетных организаций.

3. Отсутствие самостоятельности в расходовании средств. Поскольку бюджетные организации в основном находятся на бюджетном финансировании, осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономным и рациональным расходованием выделенных бюджетных ассигнований в отличие от коммерческих структур, для финансов которых характерен принцип самостоятельности.

К основным принципам организации финансов бюджетных учреждений относятся следующие:

1. Целевое использование выделенных и самостоятельно заработанных средств. В отличие от всех остальных учреждений бюджетные организации при расходовании средств должны строго придерживаться тех целей, на которые эти средства выделены. Если коммерческая организация может израсходовать полученные в оплату за поставленные товары или оказанные услуги средства на любые цели, начиная от увеличения фонда оплаты труда своих сотрудников и кончая направлением их на благотворительность, бюджетные организации такой свободой действий не располагают. Полученные из бюджета или самостоятельно заработанные средства они могут использовать исключительно на те цели, которые предусмотрены в смете.

2. Жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств. Обе группы средств хранятся на отдельных счетах, на каждую из групп составляется отдельная смета по их расходованию, по каждой из групп составляется cамостоятельная отчетность.

3. Бюджетный иммунитет. Согласно ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта:

* возмещения недофинансирования, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;

* возмещения убытков, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов или их должностных лиц.

4. Контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: