Под формой финансового контроляпонимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля:предварительный, текущий и последующий контроль.
Финансовый контроль осуществляется с помощью различных методов, к которым относятся: наблюдение, проверка, обследование, ревизия и анализ материалов. Использование того или метода финансового контроля зависит от компетенции государственного органа или органа местного самоуправления, от времени осуществления финансового контроля относительно финансово-хозяйственной деятельности субъекта и т.д.
Все вышеназванные методы государственного и муниципального финансового контроля отражены в различных нормативных актах, регламентирующих режим их использования относительно различных объектов финансового контроля.
Проверка — это метод финансового контроля, предусматривающий исследование отдельных вопросов финансовой деятельности тех или иных субъектов на основе документов, получения объяснений от обязанных лиц, а также осмотра помещений и других объектов. Из современного законодательства следует, что проверки подразделяются на тематические и документальные.
|
|
Разновидностью тематической проверки является налоговая проверка, проводимая должностными лицами налоговых органов. Существует два вида налоговой проверки: камеральная и выездная. Камеральная налоговая проверка является разновидностью документальной проверки, так как она проводится налоговым органом по месту его нахождения на основании документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налогового органа. По результатам проверок составляется акт. В соответствии со ст. 100 НК РФ он составляется по определенной форме, установленной Министерством по налогам и сборам РФ.
Основным методом финансового контроля является ревизия, которая осуществляется специально созданной комиссией. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Ревизии подразделяются на документальные и фактические, комплексные и тематические, плановые и внеплановые.
Ревизия - это всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта на предмет ее законности, целесообразности и эффективности. Ревизия проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. При необходимости ревизии не ограничиваются проверкой только документации, а дополняются фактической проверкой остатков материальных ценностей на складе, проверкой соответствия документального учета фактическому, объема выполненных строительных работ, контрольным обмерам и т.д.
|
|
Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, в которой — определяются объект, конкретные вопросы контроля и сроки его осуществления.
По окончании ревизии составляется специальный акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается членами комиссии, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, организации. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений, виновные лица и предлагаются меры ответственности для ВИНОВНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.
Ревизии как метод государственного финансового контроля сегодня осуществляют Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионные органы Минфина РФ, контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств в отношении подчиненных организаций.
Независимый финансовый контроль, осуществляемый аудиторами (аудиторскими фирмами), относится к предпринимательской деятельности. При этом важно помнить, что аудит не подменяет государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций специально уполномоченными на то государственными органами. В соответствии с законодательством аудиторские проверки делятся на обязательные, прямо предусмотренные законодательными актами РФ или по поручению правоохранительных органов, и добровольные (инициативные) — по решению хозяйствующего субъекта.
Аудит обязателен только для тех хозяйствующих субъектов, которые публикуют свою финансовую отчетность или для которых это предусмотрено законодательством. Обязательному аудиту подлежат хозяйствующие субъекты в зависимости от числа работающих, суммы баланса и объема реализации. Законодательство предусматривает обязательный аудит в страховых компаниях, коммерческих банках, на муниципальных предприятиях, обеспечивающих население водой, электроэнергией и т.д.
ГЛАВА III
1. Понятие и характеристика бюджета
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет финансовая система общества. В финансовой системе Российской Федерации бюджетная система занимает центральное место. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств. Она представляет собой совокупность всех бюджетов страны, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.
В экономической и юридической литературе понятие «бюджет» рассматривается в разных аспектах. Бюджет как экономическая категория представляет собой денежные отношения, возникающие по поводу перераспределения национального дохода. Как правовая категория бюджет — это основной финансовый план государства, состав его доходов и расходов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» (ст. 6 БК РФ).
Отсюда можно сделать вывод, что бюджет является главным фондом денежных средств государства и входит вместе с внебюджетными фондами в группу централизованных денежных фондов государства.
Некоторые люди ошибочно представляют бюджет как некое денежное хранилище. На самом деле бюджет —' это раскладка, роспись, распределение денежных доходов и расходов государства на определенный период времени, — это ежегодно разрабатываемый и утверждаемый законом основной финансовый план формирования и расходования денежных средств государства. При этом этот план носит
|
|
Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию Российской Федерации и сферу совместной деятельности Российской Федерации и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114).
2. Бюджетное право - основной раздел финансового права
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство. Бюджетное законодательство основывается на Конституции РФ и состоит из законов и подзаконных нормативных актов федерального, регионального и местного уровней. Как и в целом в финансовом праве, в бюджетном праве признается приоритет международных договоров, если их положения имеют прямое действие на территории РФ.
Бюджетный кодекс, который, как указано в его преамбуле, служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, содержит правовые основы функционирования бюджетной системы, регулирует межбюджетные отношения, порядок бюджетного процесса и другие вопросы бюджетных отношений.
Согласно статьи 1 Бюджетный кодекс Российской Федерации регулирует правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.
|
|
Бюджетное законодательство Российской Федерации согласно статьи 2 состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения.
В целом Бюджетный кодекс содержит весь комплекс правового регулирования отношений, связанных с функционированием бюджетной системы страны: устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, определяет порядок реализации бюджетных правоотношений, а также содержит правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение норм бюджетного законодательства. Кстати, именно раздел, определяющий ответственность, заслуживает особой оценки. Дело в том, что ранее действовавшее законодательство практически не имела норм, содержанием которых было бы связано с ответственностью участников бюджетного процесса за неполное или несвоевременное финансирование, не целевое использование бюджетных средств, не возврат бюджетных ссуд, отказ от введения секвестра и другие бюджетные правонарушения.
К настоящему времени постепенно складывается целостность законодательной базы бюджетной системы страны. Бюджетное законодательство приобретает качество системности, целостности, базирующейся на единых принципах функционирования. Его можно классифицировать на несколько подсистем. Во-первых, это Бюджетный кодекс, который в целом регулирует бюджетные правоотношения. Во-вторых, следует назвать нормативные акты, определяющие параметры бюджета того или иного уровня на очередной год. Специфика данной группы нормативных актов состоит в том, что они принимаются только на один финансовый год, а также в том, что они подлежат опубликованию немедленно после их принятия и подписания в установленном порядке.
Что касается вертикального строения бюджетного законодательства, то следует выделить нормативные акты федерального, регионального и муниципального уровней. В Бюджетном кодексе специально определяется место подзаконных актов в системе бюджетного законодательства. Так, в статье 3 Бюджетного кодекса говориться, что Президент имеет право издавать указы по всем вопросам бюджетных правоотношений, за исключением вопросов, определяющих правовой статус субъектов бюджетных правоотношений, порядка и условий привлечения к юридической ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Правительство РФ имеет право и одновременно обязанность на основании Кодекса, законов и указов Президента, регулирующих бюджетные правоотношения, принимать нормативные акты по бюджетным отношениям. Другие органы исполнительной власти имеют правомочия принимать нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, только в случаях предусмотренных самим Бюджетным кодексом и другими актами органов государственной власти общей компетенции.
Как отражение принципа бюджетного федерализма в Бюджетном кодексе содержится положение о том, что органы государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции вправе принимать нормативные акты, регулирующие бюджетные отношения.
Бюджетная классификация Российской Федерации согласно статьи 18 БК РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 19 БК РФ дает состав Бюджетной классификации Российской Федерации, который в себя включает:
— классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
— функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
— экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации
— классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
— классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
— классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
— классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации;
— ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетные правоотношения есть урегулированные нормами права отношения между субъектами по поводу формирования бюджетных доходов, последующего распределения и расходования средств из бюджетов, а также внебюджетных фондов федерального, регионального и муниципального уровней.
Бюджетные правоотношения реализуются в процессе бюджетной деятельности субъектов и представляют собой по содержательному признаку отношения по поводу функционирования бюджетной системы, определения бюджетного устройства, установления порядка взаимоотношения между бюджетами различного уровня, а также бюджетного процесса и контроля за исполнением бюджета.
Бюджетный кодекс выделяет несколько групп бюджетных правоотношений. Как уже было отмечено, это — отношения по поводу доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней. Сюда же Бюджетный кодекс относит группу отношений по поводу государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. Отдельный блок образуют отношения между субъектами по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также исполнения указанных бюджетов и контроля за их исполнением.
Субъекты бюджетных правоотношений. Субъекты бюджетных правоотношений делятся на две категории: тех, которым бюджет принадлежит, и тех, которые участвуют в бюджетных правоотношениях от имени субъектов пер вой группы или же являются получателями средств из бюджетов, а также плательщиками средств в бюджет.
К субъектам первой группы относятся: Российская Федерация, 89 субъектов РФ, органы местного самоуправления (муниципальные образования). Именно эта категория субъектов является носителями бюджетов. Бюджет выступает для них как атрибут их государственности. Права этих субъектов в части бюджетных правоотношений зафиксированы в Конституции РФ, конституциях и уставах этих субъектов.
Все остальные субъекты бюджетных правоотношений не имеют у себя бюджета. Ко второй группе субъектов бюджетного права можно отнести:
- органы государственной власти и управления общей компетенции,
- органы государственного управления специальной компетенции,
- банки и другие расчетно-кредитные учреждения,
- субъекты бюджетного финансирования и т.д.
Субъектами бюджетных правоотношений также могут быть отдельные граждане, поскольку могут стать получателями субсидий из бюджета. В остальных случаях они не имеют прямых связей с бюджетами.
Соответственно каждый из названных субъектов имеет возможность вступить с другим субъектом в бюджетные правоотношения. Например, такие правоотношения могут возникнуть между законодательной и исполнительной властью, между различными уровнями законодательной и исполнительной власти, между органами Правительства и Центральным банком, между Центральным банком и коммерческими банками, между органами власти и хозяйствующими субъектами и т.д.