Счета по учету бюджетных средств

Взаимоотношения бюджетных организаций с финансово-кредитной системой

Особенности взаимоотношения бюджетных организаций с кредитной системой определяются принципами организации финансов бюджетных учреждений. К основным услугам, которые коммерческие банки предоставляют своим клиентам, относятся следующие.

Расчетно-кассовое обслуживание - набор услуг, которые предоставляют коммерческие банки клиентам, заключившим с ними договор банковского счета. Расчетно-кассовое обслуживание включает расчетные услуги и кассовые услуги.

Расчетные услуги - это услуги по осуществлению расчетных операций через расчетную сеть ЦБ РФ, расчетную сеть, образованную коммерческими банками самостоятельно без ЦБ РФ, расчеты между филиалами одного и того же коммерческого банка, включающие в себя полный цикл обработки платежа в соответствии с используемой в регионе технологией расчета.

Они включают:

· прием расчетных документов от плательщиков (независимо от вида платежа и способа передачи расчетного документа: на бумажном носителе, на магнитном носителе, по канал связи) и их проверка;

· выдачу подтверждений о приеме расчетных документов к обработке (экземпляр расчетных документов на бумажном носителе со штампом учреждения ЦБ РФ или протокол обмена файлов и сообщений при приеме расчетных документов по канал связи);

· обработку, соответствующую используемой технологии расчетов (составление электронных сообщений при электронных расчетах, почтовых и телеграфных авизо при расчетах с использованием системы межфилиальных оборотов, автоматизированная обработка информации);

· пересылку расчетных документов (в электронном виде или в составе почтовых и телеграфных авизо);

· выдача участнику расчетов -- получателю средств расчетных документов на бумажных носителях или бумажных копий электронных расчетных документов;

· осуществление проводок в учреждениях банка по счетам участников расчетов -- клиентов банка (списание/зачисление средств);

· выдачу выписок из счетов (на бумажных носителях или в электронном виде).

Кассовые услуги - это услуги по выдаче наличных денег и их инкассации.

Говоря о расчетно-кассовом обслуживании, следует различать ведение счетов по учету бюджетных средств и осуществление расчетов за счет этого источника и ведение счетов по учету самостоятельно полученных бюджетными организациями доходов.

Бюджетные организации, финансируемые за счет федеральных средств, в настоящее время переведены на обслуживание в федеральное казначейство, через которое они и получают все названные выше расчетные услуги. Эти организации не имеют права самостоятельно заключать с банками договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетного финансирования. Указанные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которым непосредственно и работают банки.

Бюджетные организации представляют платежные документы в федеральное казначейство, которое после их проверки передает их банкам (в основном ЦБ РФ) для исполнения. Следовательно, прием расчетных документов банк осуществляет от федерального казначейства; оно же получает от банка подтверждение о приеме расчетных документов к обработке, расчетные документы, поступившие при возврате средств, выписки по счетам.

Несколько иначе дело обстоит с кассовым обслуживанием. Наличные средства бюджетные организации получают непосредственно в банке, но по чековой книжке, выданной структурам федерального казначейства. Оставшиеся неиспользованными средства федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов бюджетная организация также сдает в кассы банка. Лимит кассы банк устанавливает структуре федерального казначейства, которой открыт счет, но с учетом лимитов кассы всех бюджетных организаций, находящихся на обслуживании в данной структуре федерального казначейства.

Банк не контролирует соблюдение лимита кассы бюджетными организациями, находящимися на обслуживании в казначейской системе. Порядок ведения кассовых операций распорядителей бюджетных средств, открывших лицевые счета в органах казначейства, контролируют сами органы казначейства.

Существует специфика и в приеме расчетных документов. Если любая не бюджетная организация может использовать свои средства, как в конце года, так и в самом его начале, то для средств бюджета такая свобода неприемлема - и в конце года все расчеты должны быть завершены.

Что касается субъектов РФ, то здесь возможно несколько вариантов.

1. Субъект РФ создал собственное казначейство. В этом случае взаимоотношения с банком будет строиться в зависимости от того, перешла ли данная организация на обслуживание в казначейство. Если перешла, то взаимоотношения складываются описанным выше путем при одном исключении. Расчеты будут вестись для бюджетной организации не структурами федерального казначейства, а органами субфедерального казначейства.

2. Субъект РФ находится на обслуживании в федеральном казначействе. Отношения складываются как и при финансировании организации из федерального бюджета.

3. Субъект РФ не находится на обслуживании в федеральном казначействе и не создал собственного казначейства. В этом случае обычно руководство субъекта РФ выбирает один или несколько банков с достаточно разветвленной филиальной сетью, в котором и открываются счета бюджетным организациям. Само обслуживание принципиально не отличается от обслуживания любых других организаций. Этот же вариант имеет место, если бюджетная организация еще не перешла на обслуживание в то или другое казначейство.

Финансирование бюджетных организаций, созданных муниципалитетами, обычно осуществляется не через счета казначейства, а через счета этих организаций в банках.

Кроме осуществления расчетного обслуживания через счета казначейства взаимоотношения бюджетных организаций по этому виду услуг имеют еще одно важную особенность. В отличие от всех других организаций, которые могут открывать счета только в коммерческих банках, бюджетные организации могут вступать в отношения с Центральным банком РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: