Можно установить тип, модель и марку транспортного средства

С их помощью можно идентифицировать конкретное транспортное средство

Классификация следов транспортных средств


Следы транспортных средств в узком смысле этого слова – это только следы отображения, образуемые в результате контактного взаимодействия отдельных частей транспортного средства на различных поверхностях.

Следы может оставлять любая часть транспортного средства: как ходовая часть (колёса), так и выступающие части автомобиля.

Следы могут быть оставлены: на дорожном покрытии, на дорожных знаках. На другом транспортном средстве, на одежде или теле потерпевшего.

Следы транспортных средств в широком смысле этого слова – это

1) отделившиеся части транспортного средства (деталь целиком либо её осколки, обломки)

2) пролившиеся жидкости (тормозная жидкость, масло, топливо)

3) части перевозимых грузов.

Некоторые криминалисты к следам транспортных средств относят также следы водителя, оставленные вблизи транспортного средства.


Следы транспортного средства могут быть:

ü поверхностными или объёмными

(в зависимости от характера грунта, на котором они оставлены)

ü статическими (следы качения и стояния транспортного средства) и

динамическими (следы торможения, юза, пробуксовки).

Криминалистическое значение следов транспортного средства:

(однако при исследовании следа качения транспортного средства идентифицируется шина, а не само транспортное средство)

Признаки:

1) количество осей (их может быть одна, две или три)

Ось – это та деталь транспортного средства, на которой крепятся колёса.

Например: одна ось у тележек, две – у легковых и грузовых автомобилей, три оси может быть у грузового автомобиля.

Количество осей можно установить:

§ в процессе стояния транспортного средства (по следам стояния)

§ при повороте автомобиля (т.к. в этот момент происходит разделение

линии правых колёс и линии левых колёс).

2) беговая дорожка – это след оставленный протектором шины

Исследуются:

§ ширина беговой дорожки

Отдельно измеряется ширина беговой дорожки левых колёс и

ширина беговой дорожки правых колёс.

§ рисунок протектора шины

(для определения этой характеристики на экспертизу должен быть направлен след отображения не меньше определённого размера. Для легкового автомобиля – 60 см.)

3) ширина колеи – это расстояние между средними линиями (схема 1) или одноимёнными краями отображений беговых дорожек (схема 2) левого и правого колеса.

Ширина колеи – это важный признак габаритов транспортного средства.

Средние линии

сложно определять

в условиях осмотра

места происшествия.

Схема 1. Схема 2.

4) база автомобиля – это расстояние между осями транспортного средства.

Базу автомобиля можно определить не всегда – для этого нужно, чтобы чётко отобразились линия правых колёс и линия левых колёс.

База автомобиля определяется:

§ по следам стояния

§ по диаметру шины. Когда имеется какая-то особенность в протекторе (трещина,

заплатка, дефект), которая повторяется на всём протяжении следа. В этом случае необходимо измерить расстояние между соседними такими элементами – это длина окружности.

d = 2Пr, где d – диаметр шины, r – длина окружности шины, П = 3,14

3) по следам транспортного средства можно установить отдельные обстоятельства события, в котором участвовало это транспортное средство:

ü направление движения

ü скорость движения.

Основные признаки определения направления движения транспортного средства:

1) когда автомобиль проезжает через лужу, появляется след отображения колёс, место обнаружения которого позволяет определить направление движения транспортного средства. Интенсивность окраски следа тускнеет при продвижении по направлению движения транспортного средства.

2) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения

3) при падении с движущейся машины каплей жидкости, они образуют форму восклицательного знака и своим острым концом направлены в сторону движения

4) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения.

Всего около 20-и признаков определения направления движения транспортного средства.

Обнаружение, фиксация и изъятие следов транспортного средства

Обнаружение следов

Это следы видимые.

Очень важным является установление места, где предположительно могли остаться (могут находиться) следы транспортного средства.

Фиксация следов

1) описание в Протоколе осмотра места происшествия

2) фотографирование (применяются панорамный метод и измерительная съёмка)

3) схематичная зарисовка отдельных фрагментов протектора, составление плана места происшествия с указанием на нём места расположения следов.

Изъятие следов


Поверхностные следы изымаются:

1) на листовую резину

2) на фотобумагу

В отношении объёмных следов применяется изготовление гипсовых слепков.


Когда назначается экспертиза идентификационного характера, следователь направляет эксперту обнаруженный на месте происшествия след и образец следа подозреваемого транспортного средства для сравнительного исследования (эти образцы часто изготовляются самими следователями). Эксперты-трасологи, занимающиеся изучением следов транспортных средств, просят направлять на экспертизу не образец для сравнительного исследования, а само колесо подозреваемого транспортного средства, т.е. проведение экспертизы по фотоснимкам нежелательно.

Экспертиза может носить как идентификационный, так и неидентификационный (диагностический) характер.

В том числе по отображению ходовой части транспортного средства (колёс) может быть произведена индивидуальная идентификация транспортного средства.

Тема: Следы орудий взлома и инструментов

Слово «взломать» означает «ломая, открыть запертое».

Понятие взлома в криминалистике более широкое по сравнению с обычным пониманием.

Взломом является:

ü когда происходит разрушение преграды

ü проникновение при помощи поддельного либо подобранного ключа.

Среды орудий взлома встречаются часто.

Криминалистическое значение

следов орудий взлома и инструментов:

1) по этим следам можно установить отдельные обстоятельства события:

ü орудие, которым проводился взлом

ü с какой стороны произошло разрушение преграды (снаружи или изнутри)

Это особенно важно при определении попытки возможной инсценировки.

ü время, которое было необходимо для осуществления взлома

ü количество взломщиков

ü есть ли признаки, указывающие на возможную инсценировку или случайное

разрушение преграды


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: