Алматы 2013. Глава XVI. Культура второй половины ХХ в

Выполнил: Сагынбек Б. А.

Глава XVI. Культура второй половины ХХ в.

§ 50. Наука и техника. Литература и искусство

Наука и техника. После окончания Второй мировой войны развитие экономики и культуры в европейских странах США, Канаде, Японии осуществлял ось на базе научных открытий и достижений, сделанных в довоенные и военные годы. Значительные научные силы и средства были брошены на овладение атомной энергией, на разви­тие средств транспорта (особенно реактивную авиацию), нефтехимической промышленности. Машиностроение и автомобилестроение также оказались приоритетными сферами развития производства. Создание ракетных дви­гателей и полет первого космонавта Юрия Гагарина положили начало освоению космического пространства.

Новые перспективы в научных исследованиях и разра­ботках открыло создание американским ученым Н. Вине­ром кибернетики - науки об обратной связи, получении, обработке и передаче информации. Решительный скачок совершила радиоэлектроника, были созданы новые типы радиоаппаратуры и телевизоров. Крупные открытия были сделаны в генетике и биотехнологии. Было изучено строе­ние молекулы ДНК, созданы новые виды лекарственных препаратов. Генная инженерия вышла за пределы лабора­торий. Ее открытия стали применяться в сельском хозяйстве, медицине.

На основе научных разработок и их внедрения в произ­водство уже в первые послевоенные годы была создана новая материальная база для массового производства товаров длительного пользования (автомобили, холодиль­ники, телевизоры, радиоаппаратура, другая бытовая тех­ника). В 70-80-е гг. началась новая фаза научно-техни­ческой революции. Ее важнейшие признаки: дальнейшее соединение науки с производством и превращение нау­ки в непосредственную производительную силу; резкое сокращение сроков от изобретения и научного открытия до их внедрения в производство.

В 1971 г. фирма.Интел. создала мини-процессор. Бла­годаря этому в 1976 г. был изобретен компьютер, созда­ны новые типы электронных вычислительных машин, гибкие производственные системы, производственная ав­томатика. Появились новые синтетические материалы, которых не существует в природе. Атомные электростан­ции стали играть важную роль в энергетическом балансе многих стран мира. Широкое применение получили рада­ры, лазеры, стекловолоконные линии связи. Новый уро­вень техники и науки олицетворяют собой персональный компьютер, космические станции, сверхзвуковая авиация, сверхскоростные поезда и мировая информаци­онная сеть.

Таким образом, научно-техническая революция ХХ в. преобразует все главные элементы производительных сил: орудия труда (автоматы,.безлюдные. в перспективе производства), предметы труда (искусственные материа­лы), источники энергии (АЭС). Эти революционные про­цессы создают новую материально-техническую базу для долгосрочного прогресса современной цивилизации. В тоже время НТР требует образованного, квалифицированно­го работника, творческую личность.

Культура: новые явления. В последней трети ХХ в. од­ной из самых важнейших тенденций развития цивилиза­ции и массового сознания стало взаимосближение и взаи­модействие традиционных форм культуры и обиходной жизни. НТР делает культурные ценности доступными са­мым широким слоям населения.

В системе образования всех развитых капиталистиче­ских стран продолжали преобладать тенденции, вызван­ные требованиями НТР: быстрый рост среднего и высше­го образования, преодоление его элитарности, расширение подготовки инженерно-технических и технико-экономи­ческих научных кадров. Утверждается концепция непре­рывности образования. Школы, специальные и высшие учебные заведения оснащаются обучающими машинами, специальными электронными лабораториями, автомата­ ми для тестирования и обучения, телевизорами с обратной связью, магнитофонами и видеофонами.

В 70-90-е гг. в странах высокоразвитого капитализма произошло качественное насыщение быта новейшим электронным оборудованием, прежде всего персональны­ми ЭВМ, которые позволяют в домашних условиях не только планировать и контролировать семейный бюджет, разыгрывать видеоигры, заполняя досуг, но и приобретать более прочные навыки работы с компьютерами, изучать различные технические и экономические дисциплины, иностранные языки, обрабатывать тексты, получать ин­формацию из банков данных, подключившись к телефон­ной сети. К традиционным и ставшим привычными пред­метам бытовой электроники (радиоприемник, телевизор, проигрыватель, магнитофон) в последние годы добави­лись новые аппараты: видеомагнитофоны, лазерные ви­део и звуковые проигрыватели, домашние ЭВМ. За 70- ­80-е гг. стоимостный объем выпуска этой аппаратуры в шести ведущих капиталистических странах (США, Япо­ния, Великобритания, ФРГ, Франция, Италия) увеличил­ся более чем в 7 раз. В 1987 г. уровень насыщения цветны­ми телевизорами семей в западноевропейских странах превысил 85%, а в США - 94%.

Широкий доступ населения к средствам информации и разного рода развлечениям сопровождался дальнейшим распространением «массовой культуры», рассчитанной на вкусы и стереотипы массового сознания. Производство культурной продукции И «индустрия развлечений» были поставлены на коммерческий поток, превратились в ис­точник доходов и эффективное средство воздействия на массы. «Массовая культура» способствовала приобщению к плодам культуры широких слоев населения, но часто в ее примитивных проявлениях на уровне «развлекатель­ства».

Общественно-философская мысль. В 60-80-е гг. об­щественно-философская мысль также несла на себе пе­чать воздействия научно-технической революции. Пре­увеличенные ожидания того, что новые техника и наука способны решить социальные проблемы капиталистиче­ского общества, были особенно характерными для 60-х гг. В следующее десятилетие «технологический оптимизм» несколько ослаб под давлением социально-экономических кризисов, растущей угрозы нарушения экологического равновесия в природе, повсеместного ухудшения условий среды обитания и не в последнюю очередь в связи с угро­зой ядерного самоуничтожения цивилизации.

Современные тенденции в развитии обществоведения определяются новыми концепциями «информационного общества», которые вновь породили надежды на решение социальных проблем и достижение общественного про­гресса на путях освоения возможностей нового этапа научно-технической революции (Е. Масуда, д. Белл, э. Тоффлер и др.). История человечества рассматривается как процесс волновых всплесков, выводящих его на но­вый этап цивилизации. Так, э. Тоффлер представляет ди­намику мировой цивилизации в таком виде: от аграрной цивилизации (первая волна) к промышленному обществу (вторая волна) и к информационному обществу (третья волна)

Особенность современного состояния философии на За­паде состоит в том, что нет влиятельных обще признанных течений, которые могли бы сравниться с доминировав­шими в середине века экзистенциализмом и неопозити­визмом.

Одна из главных тенденций общественно-философской мысли определяется установкой на комплексное изучение человека. Это выражается в переносе центра тяжести философских исследований на проблемы человеческого сознания, в повышении роли исследований форм и струк­туры человеческой культуры, логического знания, а так­же в росте внимания к философским формам осмысления противоречий. Современная философия неизбежно выхо­дит на проблемы человеческой жизни, счастья и благопо­лучия, самопознания и самоутверждения человека.

Политическая идеология. Противоречивые процессы происходят и в политической идеологии развитых капита­листических государств. В 60-е гг. важное место в ней за­нимали мифы «бесконфликтности» общества, Концепции деидеологизации». В 70-е и в начале 80-х гг. в странах

Запада произошел поворот к «реидеологизации», усили­лась идеологическая конфронтация. Кампания вокруг прав человека стала проводиться Соединенными Штатами на уровне государственной политики, чему немало помог­ли гонения на инакомыслящих (диссидентов) в социали­стических странах.

«Реидеологизацuя» была частью общественного процес­са возрастания влияния консервативной идеологии и по­ворота вправо общего спектра партийно-политической борьбы в капиталистических странах.

Антиэmaтизм и защита частной собственности как условия достижения и лучшие гарантии личной сво­боды вновь стали важнейшими устоями консервативной идеологии. Консерватизм обратился также к религиозно­му фундаментализму и традиционализму.

«Новые правые» и неоконсерватизм стали междуна­родным явлением, но в каждой стране они имели своих идеологов, свои особенности, связи с традициями.

«Новые правые» видели свою задачу в формировании нового образа жизни, новой системы ценностей. Они от­вергали контркультуру», которая выражала протест мо­лодежи 60-х гг. против ценностей.потребительского об­щества., и призыв али к восстановлению «традиционных моральных авторитетов».

Однако неоконсерватизм и течение «новых правых» в 80-е гг. не были всеобъемлющей тенденцией в идей­но-поитической жизни развитых капиталистических стран. Там оставались сильны буржуазно-либеральные и социал-реформистские идеи и ценности. Реализм и модернизм в литературе. Ис­кусство кино. Общественно-политический подъем первых послевоенных лет привел к усилению реалистических традиций в лите­ратуре и искусстве. Нобелевскими премиями в области лите­ратуры были отмечены французские писате­ли-реалисты старшего поколения А Жид иф. Мориак. Широкую известность получили произведения участника Сопротивления, коммуниста, поэта П. Элюара.

В Италии большое влияние на литературу и кинемато­графию оказал возникший в первые послевоенные годы неореализм. Первым произведением и своеобразным худо­жественным манифестом неореализма был фильм ре­жиссера Р. Росселини «Рим - открытый город» (1945). С беспощадной правдивостью он показал страдания и му­жество участников итальянского Сопротивления. Затем в Италии появился еще целый ряд неореалистических фильмов, получивших высокую оценку: «Похитители ве­лосипедов» (режиссер В. де Сика), «Дорога надежды» (ре­жиссер п. Джерми), «Земля дрожит» (режиссер л. Вис­конти), «Нет мира под оливами» (режиссер Дж. де Сан­тис) и др.

В последующие десятилетия важные тенденции в ми­ровом кино стала определять кинематография США. Эво­люция проблематики и жанровых особенностей мирового кинематографа - явление сложное и противоречивое. С одной стороны, мощно заявила себя кинематография, связанная с молодежным бунтом 60-х гг., выступлениями против войны во Вьетнаме в конце 60-х - начале 70-х гг., протестом против милитаризации и угрозы ядерной вой­ны. С другой стороны, преобладающее влияние на миро­вой кинематограф оказывали традиционные развлека­тельные жанры: фильмы ужасов, гангстерские ленты(в духе «Крестного отца» Ф. Копполы), вестерны, мю­зиклы, фантастические картины войн с инопланетяна­ми и пр. В первой половине 70-х гг. экраны мирового ки­но заполнили фильмы катастроф. Во второй половине70-х гг. - космические боевики типа «Звездных войн» Дж. Лункаса. В 80-е гг. появляются различные варианты фильмов, вдохновленных фрейдистскими темами изломов человеческой психики. С конца 70-х гг. резко увеличился выпуск видеокассет, ставших гигантским мировым бизне­сом. Репертуар видеокассет насчитывает десятки тысяч фильмов из арсенала мирового кинематографа. Однако до­минируют США, ставшие основным поставщиком продук­ции «массовой культуры».

В Западной Германии главной темой первого послево­енного десятилетия была тема преодоления фашистского прошлого. С наибольшей силой она выражена в рассказах г. Бёлля и в его антифашистском романе «Где ты был, Адам?» (1915). Разоблачение фашистских порядков и за­щита гуманистических ценностей составляли главное со­держание произведений известных немецких писателей, оставшихся в эмиграции: философского романа Т. Манна «Доктор Фаустус» (1947) и романов З. М. Ремарка «Три­умфальная арка» (1946), «Время жить и время умирать»(1954), «Черный обелиск» (1956).

В США продолжали работать знаменитые амери­канские писатели У: Фолкнер и З. Хемингуэй, в после­военные годы получившие Нобелевскую премию по лите­ратуре.

Модернистская литература первого послевоенного де­сятилетия часто вдохновлялась идеями экзистенциализ­ма, особенно свойственными ему трагическим ощущением абсурдности окружающего мира и необходимостью делать выбор перед лицом судьбы. Ведущую роль в литературе этого направления играли Сартр и Камю, которые, не ог­раничиваясь философскими трудами и публицистикой, выражали свои взгляды в художественной литературе. В 40-е гг. Сартр написал серию романов, объединенных общим заглавием «Дороги свободы», в которых он иссле­довал главным образом конфликт между требования­ми общественно-политической деятельности и моральны­ми убеждениями своих героев. Еще более активно рабо­тал в художественной литературе Камю, удостоенный в 1957 г. Нобелевской премии. В центре его наиболее из­вестного романа-аллегории «Чума» (1947) проблема вы­полнения долга в обстановке неслыханного общественно­го бедствия.

С начала 50-х гг. на авансцену литературной жизни вновь вышли авангардисты (З. Ионеско, С. Беккет). В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожида­нии Годо», которая положила начало так называемому те­атру абсурда. Герои пьесы, два не понимающих друг дру­га жалких персонажа, на всем протяжении действия тщетно ожидают некоего Годо, который должен их спа­сти. Абсурдность этой ситуации должна была, по мнению автора, символизировать абсурдность и бессмысленность человеческого существования. Театр абсурда имел шум­ный успех, и позднее, в 1969 г., Беккету была присужде­на Нобелевская премия в области литературы.

В 60-80-е гг. в число самых читаемых в мире поэтов и писателей вошли выдающиеся представители латиноаме­риканской литературы Х. Борхес, Х. Кортасар, Г. Мар­кес и др.

Искусство. Неясность исторической перспективы, кри­зисные процессы, затрагивающие и окружающую среду, и духовную жизнь общества, находят свое отражение в противоречивых течениях современного искусства. Нс­ кусство особенно чувствительно к подобным переломным периодам в эволюции общества. В такие периоды нередко происходит смена направлений, развертывается крити­ка уходящих школ и идолов. Искусство не может абст­рагироваться от идейного климата, оно ищет контакты с жизнью и отражает своими средствами боль и страхи человека.

После второй мировой войны в изобразительном искус­стве начался новый этап, получивший название постмодернизм. Он появился в то время, когда стала реальной угроза уничтожения человеческой цивилизации. Постмо­дернизм назвали детищем «большого страха».

Смена направлений, стилей, школ выражала поиск но­вых форм, материалов, приемов и стремление привлечь внимание главным образом элитарной аудитории. Экспе­рименты в художественном творчестве определялись ши­роким диапазоном - от «нового реализма. до вызывающе скандальных, антихудожественных опытов. В первые два десятилетия после войны выделялись две школы: Нью-Йоркская и европейская. Нью-йоркская школа (1945­1960) стала продуктом коллективного творчества аме­риканских и европейских (главным образом из Франции и Германии) художников и архитекторов. Виднейши­ми представителями этого беспредметного искусства, получившего название абстрактный эксnрессионизм, стали Дж. Поллок, Арчи Горький, У. Кунинг и др. В евро­пейской школе (1945-1960) ведущую роль играли ста­рые мастера: П. Пикассо, М. Таnи, Ж. Матье, Ф. Леже, Р. Гуттузо, Ж. Дюбюфе и др.

В 60-70-е гг. своеобразной реакцией на американский абстрактный экспрессионизм явился nоn-арт (популяр­ное искусство). По мнению его сторонников, любая вещь может быть предметом искусства. Соединение вещей мо­жет дать новое качество - так конструируются коллажи. Это предметное искусство обращалось к массовому зри­телю. В 1962 г. в Венеции состоялась первая выставка («Новый реализм») произведений художников поп-арта. Наиболее известные имена мастеров этого направления: Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Э. Уорхол (знаменитая карти­на «Мэрилин., 1964), К. Ольденбург и др. Поп-арт явился полнейшей противоположностью и как бы протестом про­тив идей беспредметного абстрактного искусства.

С середины 60-х гг. приобрело известность новое на­правление - оптическое искусство (поn-арт). Оперируя сложными приборами, создатели оп-арта достигали разно­образных световых эффектов, создавая иллюзию нереаль­ного мира. Вместе с тем световые эффекты и находки оп-арта охотно использовались при оформлении массо­вых празднеств и представлений. В этом русле поисков развивалось кинетическое искусство - создание подо­бия сложных механических устройств. Так, швейцарец Ж. Тингли строил сложные абсурдные само разрушающиеся машины. В эти же годы в авангардизме активизи­ровались и сторонники концептуального искусства, ко­торые отрицали необходимость создания художественных образов, заменяя их произвольными символами. Кон­цептуальное искусство обращалось к иному «материа­лу. - К печатной продукции, когда страницы произволь­но соединяются на полотне.

В 1969 г. впервые дало о себе знать течение гипер­реализма, в основу которого положено фотографическое воспроизведение фрагментов действительности. Лозунг «сверх правдивости» привел представителей этого течения к утверждению абсолютной абсурдности и без духовности вечного мира.

Сложные процессы происходят в 70-80-е гг. в му­зыкальной культуре стран Запада. Широкий масштаб приобрела концертная деятельность благодаря систе­ме комплексных культурных центров, созданной в США и европейских странах. Большую роль как центры му­зыкальной культуры и концертной деятельности в Со­единенных Штатах стали играть университеты. Наряду с академической музыкой и джазом важное место в му­зыкальной культуре стран Запада продолжала занимать поп-музыка. В 70-80-е гг. США оставались здесь «зако­нодателями мод.. Возникали и сменялись одно за другим различные направления авангардистской музыки (ка­лифорнийский рок, фолк-рок, хэви металл). Стали тра­диционными фестивали рок-музыки. Музыкально-ком­мерческая индустрия, особенно в США, в эпоху НТР обогатилась новой материально-технической базой. Она наводнила мировой рынок звукозаписями и видеозапися­ми (видеоклипы). Эта экспансия формирует процесс ин­тернационализации массовой музыкальной культуры.

Постмодернизм в архитектуре 70-80-х гг. проявля­ется в переориентации архитектурной мысли и переос­мыслении так называемого современного движения, свя­занного с именами таких крупнейших архитекторов функционального направления, как Ле Корбюзье, л. Мисван дер Роз, о. Нимейер, В. Гропиус, Ф. л. Райт и др. Манифестом постмодернизма стала вышедшая в 1978 г. книга американского архитектора Р. Вентури «Сложность И противоречия в архитектуре». Упорядоченности, прямым углам и прямой линии функциональной архитек­туры постмодернизм противопоставил усложненные фор­мы, свободное сочетание элементов, обращение к истори­ческому материалу и заимствованию архитектурных элементов самых различных эпох и стилей.

В 70-е гг. сформировалась другая группа западных архитекторов-авангардистов, заложившая основы ново­го направления - конструктивизма. Конструктивизм приобрел немалое влияние. В нем как бы отра­жен архитектурными средствами современный мир с его нагромождением противоречивых моральных, полити­ческих, социальных, экономических и экологических проблем.

В 70-80-е гг. получило распространение и архитектур­ное направление («хайте» «высокая технология»), ис­пользующее технические конструкции и формы (трубы, фермы, каркасы, метало-стеклянные многоярусные га­лереи).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Раскройте содержание понятия «научно-техни­ческая революция ХХ в.». Сравните с особенностями промышленной рево­люции XVIII-XIX вв.

2. Как вы понимаете «массовую культуру»?

3. Что вы счи­таете наиболее важным в общественно-философской мысли конца ХХ в?

4. Какие новые веяния имели место в литературе послевоенного времени?

5. Назовите основные направления в изобразительном искусстве постмо­дернизма. Как вы объясните смену школ и направлений в изобразительном искусстве?

6. Каково значение науки, знаний и культуры в целом в инфор­мационном обществе?

Экономический колледж КазЭУ имени Турара Рыскулова

Дисциплина: «Всемирная история»

Тема № 28: «Международные отношения во второй половине ХХ века и начала XXI века»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: