Алматы 2013

Выполнил: Сагынбек Б. А.

Италия

1-Движение Сопротивления и образование республики. В стране находились англо-американские оккупационные войска, но итальянцам было предоставлено право восста­новления демократического режима. В этой работе участво­вали основные политические партии - участницы Сопро­тивления. 2 июня 1946 г. состоялся референдум по вопросу о форме государственного устройства. Референдум при­нес победу сторонникам республики. На основе сотрудниче­ства главных партий - христианских демократов, социа­листов и коммунистов - была разработана конституция.

Конституция. Главой государства по конституции явля­ется президент, избираемый двумя палатами парламента (палата депутатов и сенат). Обе палаты избираются по пропорциональной системе представительства всеми граж­данами (женщины впервые получили право голоса). В кон­ституции было зафиксировано право на труд.

Важным событием, утвердившим международное по­ложение Италии, стало подписание в феврале 1947 г. мир­ного договора.

Итоги выборов. Официально итальянская консти­туция вступила в силу 1 января 1948 г. В первый республиканский парламент выборы прошли в апреле. Побе­ду на выборах одержала ХДП, получившая 48% голосов. Коммунисты и социалисты, выступавшие в оппозици­онном блоке левых, получили 31 % голосов. Правительст­во сформировал лидер христиански" демократов де Гас­пери.

Социально-экономическое развитие. Италия традици­онно относилась к разряду европейских стран с медленным хозяйственным развитием. Однако в 50-60-е гг. темпы экономического роста резко ускорились, что и породило термин «итальянское чудо».

«Итальянское чудо,> создавали люди. Когда одного итальянского экономиста спросили о причин ах экономи­ческих успехов Италии, он ответил, что действительно в Италии нет полезных ископаемых, но «мы умеем делать предпринимателей». Страна обладала большими резерва­ми дешевой рабочей силы. Отсталый Юг с его архаиче­ским сельским хозяйством, где было занято более 40% са­модеятельного населения, поставлял рабочую силу на промышленный Север.

Однако и это не было главным. Численность рабочих в промышленности росла незначительно. Производитель­ность труда увеличивалась потому, что внедрялись новая технология и передовая техника. Италия в массовом поряд­ке скупала патенты и лицензии у промышленно развитых стран. На этой основе была осуществлена структурная пе­рестройка экономики. Большой вклад в ее подъем внесли мелкие и средние фирмы, производившие обувь, трикотаж, одежду, пищевые готовые продукты, а также занявшиеся внедрением новых технологий.

Неоднородность экономической системы Италии выра­зилась в главных региональных моделях, демонстрирую­щих своеобразное сочетание крупного и мелкого бизнеса.

В Северо-Западной Италии (главным образом вокруг городов Милан, Генуя, Турин) сосредоточилась крупная промышленность, использующая передовые технологии (автомобильная, химическая, компьютерная, авиацион­ная и др.). Здесь роль мелких фирм своеобразна: они до­полняют крупную промышленность.

В Северо-Восточной и Центральной Италии (Тоскана, Эмилия-Романья, Венеция) мелкие и средние фирмы разви­вают традиционные итальянские типы производств (кера­мическая Плитка, одежда, обувь).

Южная Италия (от Неаполя до Сицилии) - это отста­лый регион, о котором обычно говорят так: «Это проблема Юга». Отсталость сочетается с диспропорциями в развитии экономики, нерешенными проблемами занятости.

С диспропорциями в развитии регионов Италии (процве­тающий, модернизирующийся Север и застойный Юг) была связана и двойственность социальной структуры: де­мократия на Севере и клиентелизм и мафия на Юге, что порождало конфликты в обществе - коррупцию, терро­ризм, преступность, внедрение мафии в политику.

Важная особенность Италии - огромная роль госу­дарственного сектора, который превратился в мощный финансово-промышленный комплекс.

Партийно-политическая борьба. В Италии вплоть до начала 90-х гг. формирование представительных учрежде­ний происходило на основе пропорциональной избиратель­ной системы, а доминирующей силой была Христианско­ демократическая партия, получавшая на выборах45-50% голосов.

Центризм. Политический курс ХДП и ее лидера де Гас­пери характеризовался как центрuзм, то есть балансиро­вание между левыми и правыми. Итогом такого курса были колебания между социальным консерватизмом и со­циальными уступками. В результате за эти годы так и небыли проведены насущные реформ~

Поворот к левоцентризму. Центризм исчерпал себя к началу 60-х гг. В 1960 г. правительство Тамброи и стало искать поддержку со стороны правых и неофашистов,имевших представительство в парламенте.

Однако внутри ХДП начала более активно проявлять се­бя и другая группировка, считавшая под влиянием «эконо­мического чуда» необходимым проведение социальных реформ, которых добивались демократические силы обще­ства. Предполагалось привлечь социалистическую партию к сотрудничеству с левым крылом ХДП, чтобы она приня­ла участие в управлении страной (социалисты тоже хотели «проникнуть В комнату с кнопками»). На этой основе в Ита­лии в начале 1960-х гг. сформировал ась левоцентристская коалиция, которая выступила с программой реформ(национализация электростанций, программирование эко­номики, аграрная реформа, реформа образования, систе­мы пенсионного обеспечения, введение областной автоно­мии). Эта политика получила название «левоцентризм».

Левоцентристская коалиция исчерпала себя, столк­нувшись, казалось бы, с не столь существенной проблемой. В 1972 г. был принят закон о разводе. Для католической Италии это был важный вопрос. Свыше миллиона распав­шихся семей не могли решить имущественные и иные про­блемы. В ХДП при поддержке Ватикана была серьезная оп­позиция закону.

Однако закон о разводе был скорее поводом, чем при­чиной кризиса левоцентризма. Суть кризиса была в дру­гом: Италия не могла решать свои сложные социальные проблемы без участия главной левой силы - компартии. Хроническая политическая неустойчивость в стране выра­жалась в правительственных кризисах. С 1948 г. за 30 лет сменилось 40 правительственных кабинетов.

Кризис левоцентризма. В середине 70-х гг. ситуация изменилась, кризис левоцентризма стал кризисом хдп. На выборах 1976 г. ХДП получила 35% голосов, коммуни­стическая партия - 34%. Таким образом, попытки изоля­ции компартии провалились. Для ведущих политиков Ита­лии стало очевидным, что ни политика.правого центра», ни политика левоцентризма не привела к политической стабильности. Видный деятель ХДП Альдо Моро выдви­нул идею.третьего варианта», или «третьей фазы» (послецентризма и левоцентризма), которая предполагала при­влечение компартии к участию в управлении страной.

В июне 1977 г. впервые за 30 лет было подписано согла­шение шести партий, включая ИКП, определявшее политику правительства. Коммунисты, социалисты, христианские демократы, социал-демократы, республиканцы и либералы договорились не требовать отставки правительства, пока оно осуществляет принятую совместную программу (поли­тика «не недоверия»).

В 1978 г. эта попытка разрешения политического кризиса в стране была сорвана преступной провокацией террористов из «красных бригад», похитивших и убив­ших главного вдохновителя сотрудничества с ИКП - Аль­до Моро. Возникший правительственный кризис завершил­ ся отставкой правительства и уходом ИКП в оппозицию.

ХДП утратила свою монополию на формирование прави­тельства. В 1981 г. право формирования правительства бы­ло передано лидеру республиканцев Спадолинни, затем ли­деру социалистической партии Б. Кракси. В 1992 г. ушел вот ставку президент Коссига. Парламентские выборы1992 г. показали спад влияния главных политических пар­тий, включая ИКП, ИСП и ХДП.

Последствия кампании «Чистые руки». В феврале 1992 г. в Италии развернулась широкомасштабная кампания «Чис­тые руки», которая выявила массовые факты коррупции в самых высших эшелонах власти и в руководстве главных политических партий. В следственные списки операции. Чистые руки» попало свыше 20 тыс. человек, в том числе премьер-министры, министры, депутаты парламента, руко­водители политических партий. За два года с февраля1992 г. было арестовано по обвинению во взяточничестве свыше 2 тыс. человек. Им были вручены судебные уведом­ления. Среди них - бывшие премьер-министры Дж. Анд­реотти, Б. Кракси, депутаты парламента и сенаторы. Этот гигантский судебный процесс о связях высших эшелонов власти с мафией потряс итальянское общество.

Однако кампания «Чистые руки» из-за волокиты в трехступенчатой судебной системе Италии кончилась поч­ти ничем ~ в заключении оказались всего три подсуди­мых, а ведущие следователи были отстранены от дела. Эти скандалы привели к краху сложившейся после Второй мировой войны партийно-политической системы.

Распад партийной системы. Состоявшиеся в марте 1994 г. досрочные парламентские выборы (впервые по ма­жоритарному принципу) выявили полный крах прежней партийной системы. ХДП распалась на три политических течения, ИСП само распустилась. Компартия еще до выбо­ров преобразовалась в Партию демократических левых сил (ПДЛС)..

На выборах одержали верх совершенно новые 'и неиз­вестные политические группировки:.Вперед, Италия!. под руководством миллионера с. Берлускони,.Лига Севе­ра. под руководством федералиста У. Босси,.Националь­ный альянс. - объединение неофашистов и национали­стических правых сил. Эти правые партии объединились в блок.Полюс свободы.. Левые партии создали Альянс прогрессивных сил.

Правительство сформировал С. Берлускони на основе коалиции с.Лигой Севера. и неофашистским.Нацио­нальным альянсом.. Это правительство просуществовало лишь до конца 1994 г. Новое, 53-е по счету правительство Италии возглавил независимый кандидат Ламберто Диви, составивший свой кабинет из «беспартийных министров техников.. Однако и это правительство не смогло устоять перед лицом политического кризиса. Внеочередные парла­ментские выборы в апреле 1996 г. принесли победу левым силам, объединенным в блок.Олива.. Ведущей силой в нем являлась ПДЛС. Эта партия получила свыше 22% голосов, заняв первое место. В 1998 г. после ряда неустойчивых не­партийных кабинетов президент Италии поручил форми­рование правительства лидеру.ПДЛС Массимо д' Алема, который заявил о необходимости.углубления процесса либерализации итальянской экономики и обеспечения большей социальной справедливости.. Это заявление бы­ло явно в духе модных идей.третьего пути..

Д' Алема добился вынесения на референдум в апреле 1999 г. долгожданной конституционной реформы, уста­навливавшей сильную исполнительную власть в лице все­народно избираемого президента и обеспечивавшей возможность чередования у власти двух главных полити­ческих блоков. Однако в голосовании участвовало менее50% избирателей. Италия вновь оказалась в тисках поли­тического кризиса. Д'Алема подал в отставку. В результа­те парламентских выборов 2001 г. у власти вновь оказал­ся блок правых во главе с С. Берлускони.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Назовите основные политические партии Ита­лии, возникшие после восстановления демократического режима.

2. Каковы причины «экономического чуда» - быстрого развития Италии?

З. Дайте ха­рактеристику центризма и левоцентризма.

4. В чем причины политической нестабильности и кризиса партийно-политической системы, созданной в Ита­лии после войны?

5. В чем особенности «проблемы Юга» в Италии?

§ 41.Германия

Оккупационный режим в Германии (1945-1949). Приняв безоговорочную капитуляцию Германии, оккупа­ционные власти взяли на себя управление страной: в трех западных зонах - военные администрации США, Велико­британии и Франции и в восточной зоне - советская воен­ная администрация. Для общего руководства был создан четырехсторонний Контрольный совет. Целью политики победивших держав было объявлено уничтожение герман­ского милитаризма и нацизма, осуществление денацифика­ции, декартелизации и демократизации страны.

Раскол Германии. Формально союзники не отвергали Потсдамских соглашений о согласованной политике в отно­шении побежденной Германии. Однако на деле в зонах про­водилась политика, отвечающая их интересам. Западные державы отказывались с началом «холодной войны» рас­сматривать Германию как единое экономическое целое. Разрыв хозяйственных связей между западными и восточ­ной зонами углублялся, создавая предпосылки последую­щего раскола страны.

Образование ФРГ. Наиболее важным актом западных оккупационных властей, приведшим к расколу Германии, была денежная реформа 20 июня 1948 г. Тогда же нача­лось подключение Западной Германии к помощи по плану Маршалла. В политической области важным было реше­ние о создании Парламентского совета по выработке конституции для западных зон Германии. 8 мая 1949 г. Совет утвердил проект конституции. На ее основе 14 авгу­ста 1949 г. состоялись выборы в бундестаг – нижнюю палату парламента. Ведущая роль в нем оказалась у ХДС - 141 место, СДПГ получила 132, СвДП - 52, КПГ - 15 (или 5,7% голосов). Верхняя палата - бундес­рат - формировалась из представителей земель. 7 сен­тября 1949 г. бундестаг и бундесрат утвердили консти­туцию и избрали президента Федеративной Республики Германии. 20 сентября канцлер Конрад Аденауэр пред­ставил парламенту первое правительство.

Образование ГДР. События в Восточной Германии, совет­ской зоне оккупации, развивались по аналогичному сцена­рию. В ответ на денежную реформу в западных зонах на тер­ритории, Восточной Германии была введена восточная мар­ка, чтобы оградить население от финансовых спекуляций.

Политические партии Восточной Германии, среди кото­рых главную роль играла Социалистическая единая партия Германии, созданная на основе объединения компартии и социал-демократической партии, сформировали Нацио­нальный фронт, в который вошли другие зональные поли­тические партии - ХДС, либерально-демократическая пар­тия, крестьянская партия и др.

Общественными движениями и партиями был избран Немецкий национальный совет, который на своей сессии 7 октября 1949 г. провозгласил создание Германской Де­мократической Республики на территории Восточной Германии. 10 октября советская военная администрация передала временной народной палате функции управле­ния. Палата избрала президента ГДР. ИМ стал о. Гроте­воль. 12 октября он сформировал и представил на утвер­ждение первое правительство ГДР. После выполнения двухлетнего плана восстановления народного хозяйства в июле 1952 г. съезд СЕПГ принял решение о строительстве «основ социализма» в ГДР.

Таким образом, произошел территориальный раскол Германии. Два германских государства представляли две социально-экономические и политические системы: социа­листическая ГДР и капиталистическая ФРГ вступили в ис­торическое соревнование. Две части Германии избавлялись от нацистского прошлого разными путями.

Экономическое развитие ФРГ. «Социальное рыночное хозяйство». С образованием Федеративной Республики Гер­мании главной задачей правительства Конрада Аденауэра стало определение стратегии экономического восстановле­ния и развития. Однако преодоление нацистского про­шлого было не простой задачей. Для этого нужно было преодолеть модель германской экономики и общества, ко­торая сложилась в стране с конца XIX в.

Известно, что всю первую половину хх в. Германия была для всего мира образцом сверх концентрации промышленно­сти и капитала. Нацисты довели историческую тенденцию до уровня тоталитарного режима. Возрождение экономики страны требовало принципиально иной теории и политики.

Такая теория начала разрабатываться в Германии еще накануне Второй мировой войны. Тоталитарному центра­лизованно управляемому распределительному хозяйству германский экономист В. Ойкен противопоставлял ли­беральную теорию свободного конкурентного рыночного хозяйства. Этот новый социально-экономический порядок получил название «социальное рыночное хозяйство». Основные принципы этой политики и экономического по­ рядка: государство непосредственно не занимается регу­лированием хозяйственных nроцессов, но оно устанавли­вает формы и правила, по которым действуют частные хо­зяйственные субъекты.

Министр экономики Людвиг Эрхард сравнивал роль государства в этой экономической системе с судьей на фут­больном поле, который в игре не участвует, но следит за соблюдением установленных правил. Таким образом, го­сударство способствует формированию особого вида рын­ка - «социального рыночного хозяйства», поддерживает конкуренцию, не переходя той границы, за которой вмешательство государства нарушает законы рынка. Либера­лизация отношений в обществе открыла простор для ини­циативы и свободной конкуренции.

Эти принципы должны были дополняться сильной соци­альной политикой государства, способной смягчать соци­альные контрасты и социальную несправедливость, порож­даемую рыночными отношениями.

Модель социального рыночного хозяйства в 50-60-е гг. успешно сработала. В эти два десятилетия темп прироста промышленного производства в ФРГ в среднем в год соста­вил 8,5%. В ФРГ завершилась поздне-индустриальная модер­низация, был создан мощный потенциал массового произ­водства предметов длительного пользования. Обеспечена была практически полная занятость работоспособного насе­ления, прекратились забастовки, повысился уровень жизни.

Однако в 1966-1967 гг. начался экономический кризис перепроизводства, усилилась конкуренция на мировых рын­ках. Затем последовали другие, уже мирового масштаба, эко­номические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. К кон­цу 80-х гг. безработица в ФРГ выросла до 3 млн человек. Нужна была глубокая переориентация экономического, а также внешнеполитического курса.

Партийно-политическая борьба в ФРГ в 50-80-е п. В политической системе ФРГ главное место занимают две партии: либерально-консервативная - Христианско-демо­кратический союз (ХДС) и социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Однако в отличие от США с их класси­ческой двухпартийной системой в ФРГ существует «третья сила» - немногочисленная, либеральная по своему харак­теру Свободная демократическая партия (СвДП), которая нередко выступала в качестве союзницы при формировании правительства той или другой «большой» партии.

В 1949-1966 гг. правительства в ФРГ формировала ХДС и канцлером избирался лидер этой партии. ХДС ряд лет выступала в союзе с СвДП. Это было время осуществ­ления неолиберальной политики («социальное рыночное хозяйство») В области экономики. «Германское чудо» быс­трого экономического развития приходится на эти годы. В 1966-1969 гг. ХДС формировала правительство в союзе с СДПГ («большая коалиция»).

«Малая коалиция». СДПГ и СвДП. В 1969-1982 гг. правительства в ФРГ формировала СДПГ в союзе с СвДП (так называемая малая коалиция). Смена партии, главен­ствующей в государственном руководстве, не была случай­ной. СДПГ оказалась у руля государственного корабля в ус­ловиях кризиса 'экономического и внешне политического курсов. Главным на начальном этапе управления страной новый канцлер В. Брандт считал полный пересмотр внеш­ней политики, прежде всего в отношении восточных сосе­дей и ГДР. Правительство В. Брандта пошло на заключе­ние договоров с Польшей, Чехословакией, СССР и ГДР о нормализации отношений и отказе решать проблему объ­единения Германии силой.

В экономической области политика социал-демократов была менее успешной. Годы правления СДПГ пришлись на время глубоких экономических и структурных кризи­сов; Рыночный механизм в этих условиях не был способен осуществить перекачку финансовых средств и обеспечить инвестиции в новые отрасли и новые технологии. Эту зада­чу стала выполнять СДПГ, в программе которой на 1975­1985 гг. государственное регулирование и социальный кон­троль занимали важное место.

Однако кризисы 70-х гг. сорвали эти планы. Темпы прироста продукции снизились ДО 2%. Правительство отказалось от намеченных планов и вынуждено было проводить жесткую политику экономии. За сокращение расходов, особенно на социальные программы, активно выступала СвДП, в руках которой находился портфель министра экономики. Представленный министром в 1982 г. план предусматривал резкое сокращение социаль­ных расходов, с чем не могли согласиться СДПГ и поддер­живающие ее профсоюзы. Тогда СвДП и ХДС В лице своих представителей в -бундестаге проголосовали вотум недове­рия правительству, и оно ушло в отставку.

«Малая коалиция» ХДС и СвДП. С 1982 г. правитель­ства в ФРГ возглавлял канцлер Гельмут Коль – лидер ХДС, поддержанный СвДП.

На выборах в бундестаг в марте 1983 г. Г. Коль призывал «голосовать за экономический подъем», обещал провести реформы в «духе Людвига Эрхарда», сократить вмеша­тельство государства в экономику, но признавал необходи­мость «социальной корректировки» со стороны государст­ва стихийно действующего рыночного механизма. Пройдя полосу экономических кризисов, экономика ФРГ была модернизирована уже в новых условиях постин­дустриального общества и нового этапа электронной научно-технической революции. В условиях подъема экономики в 80-е и 90-е гг. ФРГ вновь вернулась к неолиберальному экономическому курсу.

Социально-экономическое и политическое развитие ГДР. 1950~1980 ГГ. Вскоре после образования ГДР в ок­тябре 1949 г. Социалистическая единая партия Германии, осуществлявшая практически государственное и политиче­ское руководство в стране, взяла курс на построение социалистического общества. Моделью послужила совет­ская система государственного социализма. Индустриали­зация, кооперирование сельского хозяйства, обеспечение идеологического единообразия в обществе проводились в ГДР С определенными поправками на специфику страны, соседство с процветающей ФРГ и общие условия междуна­родной конфронтации периода «холодной войны».

В стране с 16-миллионным населением создавал ась мо­дель административно-командной системы с многоотрасле­вым производством. Трудолюбивые немцы не могли мирить­ся с бессмысленной растратой материальных ресурсов. Угнетала и распределительная система продуктов: до 1958 г. сохранялись продовольственные карточки.

Кризис режима. Недовольство стало выливаться в сти­хийные массовые выступления. Крупнейшее из них про­изошло вскоре после принятия программы строительства

«основ социализма». 17 июня 1953 г. в Берлине, Лейпциге, Гёрлице, Галле и других городах ГДР произошли массовые выступления, которые были подавлены при участии со­ветских войск. расквартированных в ГДР. Формы про­теста приобретали разнообразное выражение, но наиболее частым стало бегство восточногерманских немцев в ФРГ. В ответ на это была закрыта граница, в Берлине в 1961 г. построена пресловутая Берлинская стена, а Бранденбург­ские ворота обнесены несколькими рядами железного часто­кола и колючей проволокой. Стену охраняли автоматчики, получившие приказ открывать огонь при попытке к бегству.

Попытки реформ. В начале 60-х гг. правительство ГДР провел о ряд энергичных мер по осуществлению реформ. Была предпринята попытка сочетать централизованное планирование с относительной самостоятельностью пред­приятий, вводился хозрасчет. Однако все это происходило при фактически полной ликвидации частной собственно­сти. И тем не менее уже эти меры позволили поднять уро­вень технического оснащения промышленности, улуч­шить управление и повысить производительность труда. Материальное положение восточногерманских немцев улучшилось, они были лучше обеспечены продовольствен­ными и промышленными товарами, чем население других восточноевропейских социалистических стран.

Приход к руководству СЕПГ и ГДР Э. Хонеккера привел к свертыванию ряда реформ и закрытию государственно ­частных предприятий, появившихся в начале 60-х гг. В общественной сфере все большее вмешательство в жизнь граждан стала осуществлять система государственной службы безопасности с ее многотысячным штатом осведо­мителей. Чем больше появлялось социальных проблем, тем больше ужесточался режим слежки и преследований.

Таким образом, в ГДР под вывеской строительства социа­лизма была создана централизованно управляемая распре­делительная система. Произошло формирование тоталитар­ного социализма.

Кризис системы. К концу 80-х гг. ситуация в ГДР ухуд­шилась. Хотя официальная печать сообщала об успешном выполнении экономических планов, на деле в экономике назревали глубокие диспропорции, дефицит бюджета рос год от года и государственный долг превысил 20 млрд дол­ларов. Катастрофический масштаб приобрело бегство ква­лифицированных кадров и молодежи. К 2 млн человек, бежавшим в ФРГ в предшествующие годы, добавилось 350 тыс. только за первую половину 1989 г. Стали возни­кать новые политические и общественные организации ­первый предвестник революционного подъема. В день40-летия ГДР 7 октября была силой разогнана демонстра­ция против официальных мероприятий. Затем последова­ли массовые выступления в других городах. В ГДР нача­лась «бархатная революция».

Революция в ГДР. Объединение Германии. Выход из политического в ГДР мог быть осуществлен толь­ко при смене власти. 18 октября 1989 г. э. Хонеккер ушел в отставку. 9 ноября пала Берлинская стена. Темпы сбли­жения ГДР и ФРГ приобретали все более стихийный и не­контролируемый характер. На востоке Германии шел процесс распада государственных структур и политиче­ских партий, экономика шла к развалу.

Выборы состоялись 18 марта 1990 г. СЕПГ выступала под новым названием «Партия демократических сил». Это были первые свободные выборы в ГДР. На выборах победу одержала зональная ХДС, отмежевавшаяся от коммуни­стов и возглавившая. Альянс за Германию», созданный приличном участии Г. Коля, а также при материальной под­держке из ФРГ. ХДС и ее союзники получили свыше 48% голосов и большинство мест в палате.

Итоги выборов (СДПГ - 22%, ПДС - 16%) показали, что процесс объединения ГДР и ФРГ необратим. Договор об экономическом и валютном союзе вводил с 1 июля 1990 г. в ГДР западногерманскую марку. В августе был подписан до­говор о вхождении земель ГДР в ФРГ с 3 октября 1990 г. Произошло историческое событие - объединение Германии.

2 декабря 1990 г. прошли общегерманские выборы. По­беду одержала ХДС, в том числе в четырех из пяти земель, созданных на территории бывшей ГДР. Таким образом, не национальный, а социальный вопрос в Германии стал дви­жущей силой германского объединительного процесса.

Международное признание. Ряд документов междуна­ родного характера завершил процесс объединения Герма­нии. 12 сентября 1990 г. в Москве представители четырех держав-победительниц (СССР, США, Великобритания, Франция), ГДР и ФРГ подписали Договор об окончатель­ном урегулировании в отношении Германии. Одновремен­но был парафирован1 Договор о добрососедстве, партнер: стве и сотрудничестве между СССР и Германией. В этих документах были записаны следующие положения: неру­шимость европейских границ, запрет Германии иметь ору­жие массового поражения, 'определен предел численности бундесвера (370 тыс. человек), предусмотрен вывод Воору­женных Сил СССР из восточной части объединенной Герма­нии. Наконец, 1 октября 1990 г. в Нью-Йорке шесть минист­ров иностранных дел подписали документ о прекращении с объединением Германии действия четырехсторонних прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом.

Так были окончательно подведены итоги Второй миро­вой войны в Европе. 3авершилась целая полоса в истории Германии, Европы и мира. Возникла новая геополитиче­ская ситуация.

Объединенная Германия в 90-е гг. Главной задачей в этот период стало обеспечение фактического единства Германии. - включение восточных земель в экономиче­скую и социальную систему единого государства.

3а четыре года (1990-1994) была осуществлена уско­ренная приватизация: 6 тыс. предприятий распроданы, 2 тыс. возвращены прежним владельцам, 4 тыс. ликвиди­рованы как убыточные. Выросла безработица. Бюджет страны уже не выдерживал социальные выплаты и все но­вые вливания в экономику восточных земель.

К середине 90-х гг. «социальное рыночное. государст­во, построенное в Германии, стало непосильным бременем для германской экономики. Германия превратилась в страну с самой дорогой рабочей силой в мире. СО1сращениесоциальных расходов и снижение налогов на предприя­тия стали главными направлениями политики Коля. В 1996 г. был пересмотрен закон о содействии труду: уменьшены пособия для безработных. Были снижены налоги на предприятия. Но, несмотря на увеличение тем­пов экономического роста, безработица продолжала расти(в 1998 г. - 4 млн безработных). Это предопределило ито­ги выборов 1998 г.

После 16-летнего перерыва к власти пришли социал-де­мократы в коалиции с «зелеными.. Политика «новой се­редины., или «нового центра., провозглашенная канцле­ром Герхардом Шредером, имела целью отмежеваться как от социалистического выбора и прежних постулатов гер­манской социал-демократии, так и от крайностей полити­ки христианских демократов.

Правительство Шредера продолжило политику Коля по снижению налогов на предприятия (до 35%), чтобы ожи­вить инвестиции и обеспечить рост занятости. В социаль­ной политике также наметилось сближение позиций двух ведущих политических сил Германии. Социал-демократы уже не настаивали на увеличении социальных расходов. Шредер выдвинул новую формулу обновления модели «со­циального рыночного хозяйства.: «важно не сколько госу­дарство тратит, а качество' социальных услуг.. В соответ­ствии с этим была начата пенсионная реформа и реформа образования.

Вновь став канцлером в 2002 г. в результате победы на выборах коалиции социал-демократов и «зеленых,., Шре­дер выступил за восстановление налога на крупные состо­яния и за сокращение социальных программ.

Вопросы и ЗАДАНИЯ:

1. Каковы причины раскола Германии после разгро­ма фашистского режима?

2. В чем своеобразие теории и практики «социаль­ного рыночного хозяйства.. и почему они характеризуются как неолиберализм?

3. Каково соотношение рынка и регулирования в политике «социального ры­ночного хозяйства..?

4. Каковы различия в экономической и социальной по­литике ХДЕ и СДПГ?

5. Дайте характеристику политики канцлера

6. Как эволюционировала так называемая восточная политика ФРГ?

7. Почему эко­номическая и политическая система ГДР оказалась нежизнеспособной в срав­нении с системой ФРГ?

8. Почему революцию в ГДР назвали «бархатной ре­волюцией»?

9. Почему стало возможным объединение Германии?

Экономический колледж КазЭУ имени Турара Рыскулова

Дисциплина: «Всемирная история»

Тема № 22: «США. Становление США лидером Западного мира»

§ 37. Соединенные Штаты Америки

США вышли из войны самой мощной в экономическом и военном отношении страной в капиталистическом мире. Здесь производилось свыше половины всего промышлен­ного производства капиталистического мира. Американ­ская армия дислоцировалась в Германии, Японии, Ита­лии и в ряде других стран. В разных уголках мира было оборудовано свыше пятисот военных баз США. Американ­ский флот бороздил океаны и моря. США обладали моно­полией на атомное оружие. Президент США Гарри Трумэн, занявший этот пост 12 апреля 1945 г. в связи со смертью Ф. Рузвельта, заявил, что США берут на себя «мировую ответственность. С «нейтралитетом. И тем бо­лее с изоляционизмом 30-х гг. было покончено. Отныне США стали в центр.мировой политики.

Реконверсия и выбор после военного курса государ­ственной политики. Переход к миру и мирной жизни, названный реконверсией, означал крутой поворот в госу­дарственной политике и в жизни десятков миллионов аме­риканцев. Миллионы солдат вернулись в семьи и в обще­ственную жизнь. В 1947 г. из 12 млн солдат в армии остался 1 млн. Устройство демобилизованных солдат и офицеров стало одной из главных проблем послевоенной перестройки. Были приняты многие законы государст­венные решения по устройству участников воины.

Был принят ряд крупных решений: о постепенном сня­тии контроля над ценами и заработной платой периода войны, о «полной занятости» о повышении почасовых ставок заработной платы, о пересмотре налогов.

Важный вопрос послевоенной реконверсии, вызвав­ший наибольшие споры, - судьба построенных в годы войны государственных заводов. Речь шла, таким обра­зом, о судьбе государственного сектора в американской экономике. За пять лет войны государство вложило в стро­ительство заводов обрабатывающей промышленности свы­ше 17 млрд долл. Было построено свыше 2800 предпри­ятий. Через год почти все государственные заводы были в руках 250 корпораций, заплативших за них полцены.

Крупный бизнес остался главным представителем про­изводственного капитала в США, где в отличие от Европы в этой сфере государственного сектора не было. Однако в послевоенные годы значительно расширился и сектор мелких и средних предприятий. Насчитывалось 9 млн фирм индивидуальных собственников.

Во внутренней политике курс администрации г. Тру­мэна отличался противоречивостью. В конгрессе в 1946 г. в итоге довыборов и перевыборов усилились позиции рес­публиканцев, бросивших вызов реформистской политике демократов и рузвельтовскому реформизму. В 1947 г. кон­гресс принял закони, существенно огра­ничивавший профсоюзную деятельность и права на орга­низацию, на забастовку и пр. Это было общим показате­лем сдвига вправо в политической жизни США. К этому можно добавить и начало антисоветских кампаний, про­верку так называемой ЛОЯЛЬНО9ТИ, организованных сена­тором Маккарти (отсюда «маккартизм» как проявление политической нетерпимости в 50-е гг.).

На президентских выборах в J.948 г. г. Трумэн высту­пил С программой «справедливого курса».. Еще в пред­дверии выборов Трумэн наложил вето на закон Тафта ­Хартли, обещая отменить его, а также расширить соци­альное обеспечение.. Однако закон Тафта-Хартли вновь прошел через конгресс вопреки вето президента, не были приняты законы о гражданских правах чернокожих аме­риканцев, о введении медицинского страхования, о госу­дарственной помощи учебным заведениям и другие.

Начавшаяся «холодная война» конфронтация с СССР и забота о восстановлении устоев капитализма в Европе ограничили реформаторскую деятельность внутри стра­ны наконец, США вступили в корейскую войну, которая началась в июне 1950 г.

К президентским выборам 1952 г. демократическая партия растеряла значительную часть того реформистско­го багажа, который оставила стране рузвельтовская поли­тика. У республиканской партии появилась возможность прийти к власти после многолетнего пребывания в оппозиции, кандидатом пригласили прославленного генерала Д. Эйзенхауэра, который раньше ни к какой партии не принадлежал. Он обещал поехать в Корею и добиться пре­кращения непопулярной войны. Это принесло победу на выборах республиканцам. Д. Эйзенхауэр вновь был избран на пост президента в 1956 г. За эти годы (1952­1960) республиканская администрация и демократиче­ская партия, находясь в оппозиции, не обнаружили больших расхождений в политическом курсе.

Реформизм 60-х гг. Администрацией Эйзенхауэра к концу 50-х гг. была пресечена разнузданная кампа­ния преследования демократических деятелей со сторо­ны подкомиссии сената, возглавляемой Маккарти. Ушел в отставку руководитель государственного департамента Даллес, с именем которого связаны опасные концепции «балансирования на грани войны» и «массированного воз­мездия»

Америка нуждалась в обновлении. И это предложили демократы на выборах президента в 1960 г. Они победили под лозунгом «новых рубежей», выдвинутым Джоном Кеннеди. Кеннеди был сторонником кейнсианской тео­рии и политики активизации экономических и социаль­ных функций государства. Его социально-экономическая программа «новых рубежей» была в русле кейнсианской теории «эффективного спроса» и предусматривала обеспе­чение баланса массового производства и массового потреб­ления.

Убийств Кеннеди 22 ноября 1963 г. привело к смене главы Белого дома. Им стал вице-президент Линдон Джонсон Он продолжал политику своего предшественни­ка В США были проведены важные социальные рефор­мы. Н основе программы «борьбы с бедностью» был принят закон о помощи низкодоходным семьям, осущест­влена программа строительства дешевых жилищ, разви­тия си те образования, было введено медицинское страхование для престарелых граждан, а семьи с дохо­дами ниже границы бедно получили льготы по ме­дицинскому обслуживанию. Важные и реальные законы были приняты по ограничению расовой дискриминации. Они явились ответом на бурные движения социального протеста и выступления чернокожих американцев против дискриминации. Руководил движением Мартин Лютер Книг Среди этих законов особенно важными были: закон 1964 г. о запрещении дискриминации при найме на рабо­ту и при обслуживании в общественных местах. В 1965 г. был принят закон о защите избирательных прав черно­кожих американцев, а в 1968 г. - закон, запрещающий расовую дискриминацию при продаже и сдаче внаем жи­л.ищ.1

Ряд позитивных решений был принят по трудовым от­ношениям – «Закон о справедливом найме и условиях труда». Осуществление социальных программ требовало значительного увеличения государственных расходов. На эти социальные цели к концу 60-х гг. уходило до 40% фе­дерального бюджета.

Однако осуществление социальных программ встрети­лось с серьезными предприятиями и ограниченными воз­можностями даже такой богатой страны, как США, что было вызвано и внешнеполитическими проблемами. К кон­цу 60-х гг. тысячи километров от США во Вьетнаме вое­вала 500-тысячная армия. Вьетнамская интервенция США стоила демократам власти на очередных выборах президента и конгресса.

Америка 70-х гг. В эти годы США, как и весь капи­талистический мир, пережили крупные структурные преобразования, вызванные мировыми, экономическими и структурными кризисами, развернувшимся новым эта­пом научно-технической революции, сменой вех экономи­ческой и социальной политики. В США в это время также имели место политические скандалы 'и болезненное пере­живание поражения во Вьетнаме (.вьетнамский син­дром.).

На выборах 1968 г. республиканцы одержали побе­ду. Президентом стал Ричард Никсон. В 1972 г. он снова был избран на этот пост, но уже в 1974 г. был вынужден досрочно выйти в отставку («Уотергейтский скандал», возникший из-за того, что в штаб-квартире демократов люди Никсона установили подслушивающие устройства). В 1976 г. президентом был избран кандидат демократиче­ской партии Джимми Картер.

В экономической политике американ­ских правительств произошли серьезные колебания от кейнсианства до неокон­серватизма. В 70-е гг. широкое развитие получила система вспомоществования: семьи с доходами ниже официальной границы бедности имели право на полу­чение специальных пособий от государ­ства. Эти пособия дополняли систему социального страхования. Кроме того, существовала система выдачи продо­ вольственных талонов. Общая числен­ность людей, получавших помощь от раз­ных ветвей власти, достигала в середине70-х гг. 33 млн человек. В то же время администрация Никсона проводила же­сткую антипрофсоюзную политику, при­няв ряд законов, ограничивавших проф­союзную активность.

Противоречивый характер носила и внешнеполитическая деятельность ад­министрации республиканцев. Войну во Вьетнаме при­шлось прекратить в 1973 г., не добившись победы.

В 70-е гг. произошли существенные изменения в совет­ско-американских отношениях. В Москве были подписа­ны Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглаше­ние о некоторых.мерах в области ограничения страте­гических наступательных вооружений (ОСВ-1). Позднее было заключено соглашение о сокращении стратегиче­ских вооружений (ОСВ-2).

Правительство Р. Рейгана (1980-1988). «Рейганоми­ка». Победа республиканской партии и избрание на пост президента бывшего губернатора Калифорнии и голливуд­ского актера Р. Рейгана в 1980 г. ознаменовала дальней­ший поворот к консерватизму во внутренней и внешней политике. Администрация Рейгана начала проводить же­сткий монетаристский курс сокращения расходов и сба­лансированного бюджета, а также сокращение сферы го­сударственного регулирования, что выразилось в отказе от контроля над ценами, снятии ограничений на предпри­нимательскую деятельность, установленных законами об охране окружающей среды. С 1983 г. американская экономика выходит из кризиса и начинается ее уско­ренное развитие на путях внедрения новых технологий и научных разработок. Безработица снизилась с 10 до7 млн человек. Свыше сотни социальных программ было передано в ведение штатов и унифицировано. Однако свертывания социальной политики не произошло. По- прежнему свыше 30 млн американцев нуждались в госу­дарственном вспомоществовании.

Администрация Рейгана проводила жесткую анти­профсоюзную политику. Забастовка диспетчеров авиали­ний была грубо подавлена, сам профсоюз распущен, уча­стники забастовки уволены. Это был сильный удар по профсоюзам, которые и без того многие годы находятся в кризисном положении.

В 1955 г. в АФТ/КПП насчитывалось 16 млн членов, или 32% несельскохозяйственной рабочей силы. В 1992 г. численность не изменилась, но удельный вес организован­ных рабочих сократился до 15%. Профдвижение отказа­лось от активной борьбы за сохранение зарплаты, согласив­шись на «уступки., что означало примирение с падением реальной заработной платы в 80-е гг. Упадку профсоюз­ного движения способствовали и существенные струк­турные изменения в составе самодеятельного населения. Быстро росла занятость в сфере услуг, науки, образова­ния, здравоохранения, финансовой сфере, информацион­ной службе и др. Однако в производственной области и от­раслях хозяйства, непосредственно выпускающих товары и предметы потребления, занятость сокращалась, и ныне в производстве занято менее трети работающих, а к концу века их доля сократится до 20%.

Во внешней политике президента Рейгана четко просматриваются два периода. В первой половине 80-х гг. во внешней политике США доминировали конфронта­ционные тенденции, обострилось противоборство СССР и США, особенно после ввода советских войск в Афгани­стан в 1979 г. и введения военного положения в Польше в 1981 г., а также в связи с размещением ракет СС-20 в ря­де социалистических стран в Юго-Восточной Европе и за­падных районах СССР. Новая фаза гонки вооружений в это время грозила перенестись и в космос. США начали размещать в Западной Европе крылатые ракеты и ракеты средней дальности. Только во второй половине 80-х гг. пу­тем переговоров начался поиск выхода из тупика противо­стояния.

После встречи глав государств СССР и США в 1986 г. в Рейкьявике начался перелом. В 1987 г. в декабре в Ва­шингтоне был подписан договор между СССР и США о ли­квидации ракет средней и меньшей дальности. Затем в 1991 г. в Москве, уже при администрации Дж. Буша, был подписан договор о сокращении примерно на треть стратегических наступательных вооружений обеих стран. Это начало сокращения вооружений стра­тегического назначения знаменовало по­ворот от конфронтации между двумя дер­жавами к поискам мира и сотрудничества. Этому способствовали вывод советских войск из Афганистана в феврале 1988 г. и затем демократические революции в быв­ших социалистических странах в 1989­1991 гг., что создало новую геополитиче­скую ситуацию и покончило с «холодной войной».

В 1988 г. на выборах президента вновь одержали победу республиканцы. Поли­тику Рейгана продолжил Дж. Буш, кото­рый в прежних администрациях Рейгана занимал пост вице-президента)

Президент Клинтон. На президент­ских выборах 1992 г. победу одержала де­мократическая партия и ее кандидат Билл Клинтон. Для Америки это характерно - при неблагопри­ятной экономической ситуации правящая партия терпит поражение. «Рейганомика» оставила в «наследство» демо­кратам безработицу в 10% рабочей силы и дефицит бюд­жета около 300 млрд долл. В течение всего десятилетия1980-1990 гг. реальные доходы бедных слоев американ­ского населения, даже имевших работу, снижались.

Билл Клинтон выступал с резкой критикой «рейга­номики» и предлагал (,третий путь» политики, соеди­няющей лучшие традиции либеральных подходов, вклю­чая опыт «нового курса» Рузвельта и либерализма60-х гг.

Провозглашённый «третий путь» предполагал пересмотр «рейганомики» И возвращение к неокейнсианскому курсу активной социальной политики государства. У республи­канской партии было заимствовано только обещание ликви­дировать дефицит бюджета. Это означало, что период «рей­ганомики», или «консервативной революции», закончился. В CIIIA был принят курс экономической политики, подоб­ный «социальному рыночному хозяйству».

Преимущественное внимание государственной полити­ки было обращено на развитие социального обеспечения, здравоохранения, образования (американцы называют эти расходы вложениями в «человеческие ресурсы»). Этот курс обеспечил победу Клинтона на очередных президент­ских выборах в 1996 г.

Более 8 лет продолжался устойчивый экономический рост (в 1998 г. - 3,6%). За время администрации Клинто­ на главным образом частным сектором было.создано 20 млн новых рабочих мест (около трети - в секторе информационных технологий), безработица снизилась до самого низкого уровня за последние 25лет, предельно низ­кой оставалась инфляция. После 1996 г. две трети бюдже­та США составляли расходы на развитие 4человеческихресурсов. В 1998 г. США добились ликвидации бюджет­ного дефицита, образовался профицит - превышение до­ходов над расходами.

В 1990-е гг. в США удалось создать эффективный меха­низм экономического и научно-технического развития и со­циального обеспечения. На этой почве сближаются позиции демократической и республиканской партий.

Успехи в экономике сулили победу демократической партии на выборах 2000 г. Но на выборах победил республи­канец ДЖОРДЖ Буш-младший. За республиканцев проголо­совали те, кто уже воспользовался благами экономического подъема 90-х гг. и требовал снижения налогов, сокращения государственной опеки. Дальнейшее, по мнению многих, чрезмерное, расширение роли государства в социальной сфе­ре было уже излишним. При этом республиканцы высту­пили не за свертывание социальных программ, а за их оп­тимизацию. Приход к власти республиканцев был закономерен.

Инфляция, безработица, дефицит бюджета - эти про­блемы в той или иной степени были решены и перестали быть главной темой политической борьбы. Для США глав­ной задачей стало улучшение качества жизни людей и обеспечение конкурентоспособности американской экономикии в условиях глобализации. Лозунгом времени стало снижение налогов и дерегулирование - активи­зация рыночных, конкурентных механизмов саморегули­рования американской экономики, которая составляет треть мировой экономики. Эти задачи соответствуют в большей степени идеологии и программе республикан­ской партии США.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Как изменилась политическая стратегия США

по сравнению с довоенным периодом? Объясните термин «мировая ответст­венность» США на примере различных доктрин.

2. Раскройте содер­жание реформистской политики в США в 60-е гг. Каковы причины прове­дения реформ?

З. Какие различия в экономической и социальной политике существуют между демократической и республиканской партиями?

4. Дай­те характеристику одного из американских президентов в послевоенный

период.

5. Охарактеризуйте мероприятия правительства Рейгана, полу­чившие название «рейганомика».

6. Выделите главные черты политики «третьего пути» Клинтона.

7. Почему демократы в условиях экономическо­го подъема потерпели поражение на выборах 2000 г.?

Экономический колледж КазЭУ имени Турара Рыскулова

Дисциплина: «Всемирная история»

Тема № 23: «Страны Азии в современном мире»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: