Культуру принято называть второй природой. Это приводит к конфликту двух начал – культуры и натуры.
Человек вышел из природы, и поэтому природа определяет многие стороны жизнедеятельности человека. Все необходимое для удовлетворения потребностей физического существования человек находит в природе. Используя ресурсы природы, человек раскрывает собственный природный потенциал.
Из взаимодействия человека и природы рождается культура. Все предметы культуры имеют природную, материальную основу. Культура преобразует то, что дано природой.
В результате человеческой деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более удобной и комфортной. Но освоение природы включает в себя также овладение внутренней природой самого человека, что связано с появлением определенных норм и запретов, регулирующих человеческую жизнь, рождением духовной культуры – морали, религии, искусства
Взаимодействие природы и культуры | ||
Природа естественная и искусственная | Природа как объект культуропреобразующего воздействия | Человек и культура |
Культура – это пересозданная человеком природа. Мир в котором живет человек, целостен – он представляет собой сложную систему "природы" – общество", и культура функционирует на всех уровнях этой системы. Всякая культура реализует свои функции не в вакууме, а по отношению к реально существующим объектам: либо природе "первой" – естественной, либо природе "второй" – искусственной (Ф.В.Й Шеллинг) В этой природе тоже действуют законы, только иначе, чем в "первой" | Исторически самым ранним объектом культуропреобразующего воздействия стала природа, причем не только как объективная реальность, но и как природная сущность самого человека. Вне естественной природы никакая культура невозможна – культура трансформирует, преобразовывает то, что дано природой | Человек выполняет роль соединительного звена двух типов эволюции – природной и культурной. В артефактах законы природы действуют в особых условиях, когда это действие регулируется человеком. В качестве "Homo Faber ("человек производящий"), мы вовлекли мир культуры почти всю поверхность Земли и околоземное пространство, а в качестве Homo Sapiens ("Человек разумный") включили в мир культуры уже все мироздание |
Воздействие природы на культуру | определяет потребности людей, тип хозяйства, род занятий, фактор удовлетворения нравственных и эстетических потребностей |
Воздействие культуры на природу | культурный ландшафт, включающий агросферу и техносферу |
Агросфера | результат воздействия человека на почву, растительный и животный мир |
Техносфера | совокупность предметов материальной культуры, включенной в природу (мосты, дороги, здания) |
Проблема в воздействии культуры на природу | угроза экологической катастрофы |
Пути выхода из экологического кризиса | программы восстановления экологического равновесия |
Культура постепенно делает своим объектом отношение к природе, т.е. возникает культура экологической деятельности человека, или экологическая культура.
|
|
|
|
Различия в понимании "природного" и "человеческого" миров, ноосферы и биосферы.
- Ноосфера (от гр. "noos" – "разум" и "сфера") – это понятие и термин впервые ввел в обиход французский философ, ученый – антрополог и богослов Пьер Пейар де Шарден. Он понимал под "ноосферой" идеальную мыслящую оболочку, которая облекает земной шар с тех пор, как на нем появился человек.
Российский мыслитель и естествоиспытатель академик В.И.Вернадский рассматривал "ноосферу" как новую, высшую стадию биосферы, связанную с развитием в ней человечества.
Какими могут или должны быть отношения человека с окружающей его вселенной:
Первый вариант – признание людьми первородства и абсолютного могущества природы, и их подчиненности природным стихиям (Время зарождения религии и культуры).
Второй вариант – претензии человека на роль "венца творения", потребителя и "пользователя" дарованным ему миром (связано с развитием религиозного сознания.)