Страны Африки в современном мире

Алматы 2013

Выполнил: Сагынбек Б. А.

К странам Ближнего и Среднего Востока относятся арабские (Сирия, Ливан, Иордания, Ирак, Египет, Судан, страны Магриба), а также неарабские страны (Турция, Иран, Афганистан, Пакистан).

Арабо-мусульманский мир в культурно-цивилизацион­ном плане представляет собой особый мир, противоречи­вый и разнородный, прежде всего в своем отношении к модернизации и сохранению традиций. Существует две модели процесса трансформации исламских обществ.

Первая модель - восприятие капиталистического пути развития, существенная трансформация традиционных ус­тоев жизни. Примеры этого варианта - Турция, Египет.

Вторая модель - определяющее значение традиции. Суть ее в том, что традиционная исламская культура со­храняется в неизменной форме, игнорируя внешние влия­ния (например, бедуины в Аравии), а также воспроизво­дит эту культуру в прежнем виде независимо от уровня развития государства. Примеры этой модели - Иран, Аф­ганистан, богатые нефтью арабские страны.

Турция. Карлистская революция и серия реформ в 20-е и 30-е гг. создали в Турции основы светского государства.

Церковь была отделена от государства, шариатские суды и школы-медресе были ликвидированы, женщины урав­нены в правах с мужчинами. Турция начала жить по ев­ропейскому календарю, было установлено обязательное ношение европейской одежды, ликвидировано многожен­ство, учрежден гражданский брак. Важное нововведение того времени - принятие латинского шрифта, облегчив­шего обучение грамоте, и создание системы школ, сред­них и высших учебных заведений. В экономической об­ласти реформы предоставляли государству инициативу в организации предприятий в тех сферах, в которых тур­ки отказывались работать.

После Второй мировой войны произошла дальнейшая переориентация экономической политики турецких пра­вительств с государственной экономической активности на поддержку и развитие частнособственнических отно­шений и предпринимательства. Это двинуло вперед мо­дернизацию Турции. В 50-е гг. ее промышленный рост ежегодно составлял не менее 8%.

Тем не менее противоборство различных политических сил и рост активности оппозиционного движения среди исламского духовенства нарастали. Отсюда сложная по­литическая ситуация в Турции: то военные перевороты, то возвращение к демократическим нормам многопартий­ной парламентской борьбы. Это говорило о том, что соци­альная и экономическая структуры Турции еще не были готовы к глубокой трансформации. Все же кемалистские реформы и развитие экономики и демократизации в Тур­ции в последние годы подорвали влияние ислама.

Иранская революция конца 70-х гг. В 60-е и 70-е гг. в Иране были проведены реформы, которые были при­званы ускорить капиталистическое развитие страны, осуществить модернизацию форсированными темпами и улучшить жизнь людей. Важнейшей реформой была аграрная, проведенная в 60-е гг. Ее целями были ликви­дация земельного голода, ограничение крупного земле­владения, создание фермерско-капиталистических хо­зяйств путем выкупа казной значительных земельных владений (свыше 20-100 га в зависимости от района) и раздача их нуждающимся крестьянам с условием вы­платы в рассрочку. Однако ставка на развитие капитализ­ма в иранской деревне оказалась преждевременной. Не все жители были способны приноровиться к радикально меняющимся условиям жизни. Кроме того, ушла в города наиболее активная и работоспособная часть населения. Однако и в городе проводимая шахом политика модерни­зации, получившая название «белой революции», встре­тила сопротивление.

Нефтяные доходы позволяли шаху провести сущест­венную модернизацию дорог, возводить общественные здания, создавать новые предприятия и производства. Темп промышленного развития был весьма высок - до 10­15% ежегодно.

Несчастье Ирана было в том, что реформы проходили слишком быстро и не всегда продуманно. Десятки миллио­нов людей оказались затронуты процессом модернизации, многие были выбиты из привычной жизни. Так началось столкновение модернизации и традиции в реальной жизни.

Анти шахское движение возглавило шиитское духовен­ство и его глава аятолла Хомейни. Религиозные деятели видели в преобразованиях отступление от традиционно­го образа жизни, исламских норм. Иранская революция конца 70-х гг. типична для традиционных обществ, когда восставшие массы стремятся восстановить нарушенные условия существования, вернуться к обычаям, нормам прошлого. В этом секрет успеха исламского фундамента­лизма в Иране. В результате массового движения шах­ский режим был свергнут. Иран вернулся к нормам ша­риата, чадре и нетерпимости к неверным.

В 1997 г. в Иране состоялись выборы президента. Побе­дил М. Хатами, сторонник либерализации.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Чем вы объясните столь различное отношение к капиталистическому варианту развития, которое имело место в Иране и Тур­ции?

2. Почему в Иране модель проевропейской модернизации вызвала сопротивление?

3. В чем причины усиления влияния религиозного Фундамента­лизма в исламском мире?

4. Какова роль харизматического лидера в рево­люции в Иране?

5. Какие факторы обусловили успех преобразований в Турции?

Экономический колледж КазЭУ имени Турара Рыскулова

Дисциплина: «Всемирная история»

Тема № 26: «Страны Латинской Америки в современном мире»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: