Конспект лекции № 4

на тему: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА ЗАКУПОК»

«Закупочная логистика» формирует представле­ние по следующим вопросам:

• сущность и задачи закупочной логистики;

• служба снабжения на предприятии в условиях применения логистики;

• задача «сделать или купить»;

• задача выбора поставщика.

Закупочная логистика — это управление материальными по­токами в процессе обеспечения предприятия материальными ре­сурсами.

Любое предприятие, на котором обрабатываются материаль­ные потоки, имеет в своем составе службу (служба снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение пред­метов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потре­бления. В курсе логистики деятельность этой службы рассма­тривается на трех уровнях, так как служба снабжения одновре­менно является:

элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

элементом микрологистической ристемы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию це­лей этого предприятия;

самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

Изучая первый вопрос темы, в котором служба снабжения предприятия рассматривается как элемент макрологистической системы, необходимо понять специфику работы службы снабже­ния в условиях наличия логистических связей предприятия со своими поставщиками. Эта специфика обусловлена идеей логи­стики (получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников) и заключается в том, что персонал службы снабжения должен добиваться реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей макрологистической системы.

Второй вопрос рассматривает варианты системной организа­ции самой службы снабжения, так как от этого в существенной степени зависит возможность ее эффективного функционирова­ния на любом уровне.

Реализация функции снабжения предприятия осуществляет­ся в процессе решения большого количества разнообразных за­дач и выполнения различных видов работ. К числу наиболее существенных из них относят задачи «что закупить», «у кого закупить», «сколько закупить», а также такие работы, как за­ключение договора, контроль за его исполнением, организация доставки и складирования. Третий вопрос темы в рамках реше­ния задачи «что закупить» знакомит с проблемой, которая в ан­глоязычной литературе встречается под названием Make-or-Buy Problem, или сокращенно — задача MOB (сделать или купить). Основная проблема здесь заключается в следующем. Закупая комплектующие у специализированного поставщика, предпри­ятие получает возможность снизить себестоимость и повысить качество выпускаемой продукции, однако, в то же время, попа­дает в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом этой зависимости, будет тем ни­же, чем выше надежность поставок, то есть чем более развиты в экономике логистические связи.

Завершает тему знакомство с методами решения задачи вы­бора поставщика — одной из наиболее существенных задач за­купочной логистики.

В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам рекомендуется познакомиться с деятельностью службы снабже­ния какой-либо фирмы, обратив при этом внимание на следую­щие вопросы:

1. Комплекс задач, которые решает на предприятии служба снабжения.

2. Порядок определения существенных для логистических процессов условий договоров поставки: транспортировка, тара и упаковка поставляемых товаров, сроки поставки, количество поставляемых товаров, имущественная ответственность за не­своевременную поставку или поставку некачественных (или не­комплектных) товаров и др.

3. Методы, которыми пользуется персонал службы снабже­ния при выборе поставщиков.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: