на тему: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА ЗАКУПОК»
«Закупочная логистика» формирует представление по следующим вопросам:
• сущность и задачи закупочной логистики;
• служба снабжения на предприятии в условиях применения логистики;
• задача «сделать или купить»;
• задача выбора поставщика.
Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Любое предприятие, на котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу (служба снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. В курсе логистики деятельность этой службы рассматривается на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:
элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;
элементом микрологистической ристемы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
|
|
самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.
Изучая первый вопрос темы, в котором служба снабжения предприятия рассматривается как элемент макрологистической системы, необходимо понять специфику работы службы снабжения в условиях наличия логистических связей предприятия со своими поставщиками. Эта специфика обусловлена идеей логистики (получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников) и заключается в том, что персонал службы снабжения должен добиваться реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей макрологистической системы.
Второй вопрос рассматривает варианты системной организации самой службы снабжения, так как от этого в существенной степени зависит возможность ее эффективного функционирования на любом уровне.
Реализация функции снабжения предприятия осуществляется в процессе решения большого количества разнообразных задач и выполнения различных видов работ. К числу наиболее существенных из них относят задачи «что закупить», «у кого закупить», «сколько закупить», а также такие работы, как заключение договора, контроль за его исполнением, организация доставки и складирования. Третий вопрос темы в рамках решения задачи «что закупить» знакомит с проблемой, которая в англоязычной литературе встречается под названием Make-or-Buy Problem, или сокращенно — задача MOB (сделать или купить). Основная проблема здесь заключается в следующем. Закупая комплектующие у специализированного поставщика, предприятие получает возможность снизить себестоимость и повысить качество выпускаемой продукции, однако, в то же время, попадает в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом этой зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок, то есть чем более развиты в экономике логистические связи.
|
|
Завершает тему знакомство с методами решения задачи выбора поставщика — одной из наиболее существенных задач закупочной логистики.
В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам рекомендуется познакомиться с деятельностью службы снабжения какой-либо фирмы, обратив при этом внимание на следующие вопросы:
1. Комплекс задач, которые решает на предприятии служба снабжения.
2. Порядок определения существенных для логистических процессов условий договоров поставки: транспортировка, тара и упаковка поставляемых товаров, сроки поставки, количество поставляемых товаров, имущественная ответственность за несвоевременную поставку или поставку некачественных (или некомплектных) товаров и др.
3. Методы, которыми пользуется персонал службы снабжения при выборе поставщиков.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА