В системе распределения

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА СКЛАДОВ

Различия в обеспеченности оптовыми предприятиями

Государство Число оптовых предприятий на 1000 чел. населения
Япония 3,4
США 1,9
Страны СНГ 0,05

В настоящее время Правительством Российской Федера­ции ведется целенаправленная работа по формированию инфра­структуры товарного рынка", под которой понимается систе­ма организаций, обеспечивающих взаимосвязи между струк­турными элементами товарных рынков и способствующая свободному движению товаров, непрерывному процессу воспро­изводства и бесперебойному функционированию сферы потре­бления. При этом особое внимание уделяется формированию сле­дующих подсистем:

— торговых посредников и складского хозяйства;

— информационного обеспечения;

— тароупаковочной индустрии;

— транспортного обеспечения;

— финансово-кредитной;

— нормативно-правового обеспечения.

Складская сеть, через которую осуществляется распределе­ние материального потока, является значимым элементом логи­стической системы. Построение этой сети оказывает существен­ное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализуемого продукта.

Варианты организации распределения материального потока:

а) с одним распределительным центром;

б) с двумя распределительными центрами;

в) с шестью распределительными центрами

Рассмотрим модель системы распределения материального потока, представленную на рис. Допустим, что на опреде­ленной территории имеется некоторое количество потребителей материального потока. На рисунке представлено три варианта

организации распределения: с помощью одного, двух или ше­сти складов (соответственно, рисунки а, б и в). Очевидно, что в случае принятия варианта (а) транспортные расходы по до­ставке будут наибольшими. Вариант (в) предполагает наличие шести распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению бу­дут минимальными. Однако появление в системе распределения пяти дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, на управле­ние всей распределительной системой. Не исключено, что до­полнительные затраты в этом случае могут значительно пре­высить экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям. По­этому, возможно, что предпочтительнее окажется вариант (б), согласно которому район обслуживается двумя складами.

Как видим, при изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведе­ния материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска опти­мального количества складов. Ниже рассматривается графиче­ский метод решения данной задачи.

Выборе в качестве независимой переменной величину N — количество складов, через которые осуществляется снабжение потребителей. В качестве зависимых переменных будем рассма­тривать следующие виды издержек:

— транспортные расходы;

— расходы на содержание запасов;

— расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяй­ства;

— расходы, связанные с управлением складской системой. Охарактеризуем зависимость издержек каждого вида от ко­личества складов.

Зависимость величины затрат на транспортировку от количества складов в системе распределения."

Весь объем транспортной работы по доставке товаров потре­бителям, соответственно и транспортных расходов, делят на две группы:

— расходы, связанные с доставкой товаров на склады систе­мы распределения (назовем эту категорию транспортных работ дальними перевозками);

— расходы по доставке товаров со складов потребителям (ближние перевозки).

Зависимость затрат на транспортировку от числа складов рассмотрим для каждой группы.

Зависимость затрат, связанных с доставкой товаров на склады, от количества складов

При увеличении количества складов в системе распределе­ния стоимость доставки товаров на склады, то есть стоимость дальних перевозок, возрастает, так как увеличивается количе­ство ездок, а также совокупная величина пробега транспорта. Характер зависимости, представленной на рис. 37, не прямоли­нейный, так как здесь имеются условно-постоянная и условно переменная составляющие, в результате чего расходы по достав­ке растут медленнее, чем расстояние. Например, при увеличении расстояния с 20 до 60 километров (в 3 раза) расходы по доставке возрастают лишь в 2 раза.

Другая часть транспортных расходов — стоимость достав­ки товаров со складов потребителям, с увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате резкого сокра­щения пробега транспорта (если мы сравним рисунки З6а, 36б и З6в, то увидим, что суммарная длина стрелок с увеличением количества складов резко сокращается).

Зависимость затрат, связанных с доставкой товаров со складов системы распределения потребителям, от количества складов

Суммарные транспортные расходы при увеличении количе­ства складов в системе распределения, как правило, убывают. Однако это снижение не носит столь выраженный характер, как снижение расходов на ближние перевозки, так как на форму за­висимости влияет увеличение расходов на завоз товаров на скла­ды (при увеличении количества складов).

Зависимость суммарных затрат, связанных с транспортировкой товаров, от количества складов в системе распределения

Снабжение всех потребителей осуществляется из одного склада. Увеличивая число складов, мы тем самым со­кращаем зону обслуживания каждого из них. Сокращение зоны обслуживания влечет за собой и сокращение запасов на складе. Однако запас сокращается, как правило, не столь быстро, как зона обслужива­ния. Причин тому может быть несколько. Например, необходи­мость содержания страхового запаса. В модели с одним складом страховой запас необходимо иметь в одном месте. Увеличение складской сети влечет за собой тиражирование страхового запа­са, то есть создавая шесть складов, необходимо в каждом из них создать страховой запас. В результате суммарный запас во всех шести складах возрастет (по сравнению с запасом в распредели­тельной системе с одним центральным складом).

Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов в системе распределения

Потребность складов в некоторых группах товаров при уменьшении зоны обслуживания может оказаться ниже мини­мальных норм, по которым товар получают сами склады. Это вынудит завозить данную группу на склады в количестве, большем потребности, что также повлечет за собой рост размера запаса. Можно привести и другие причины того, что при увели­чении количества складов совокупный размер запаса в системе распределения увеличивается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: