Монтаж по направлению движения
Принцип третий.
Всякое движение на экране или в жизни приковывает наше внимание с удивительной магической силой. Это обусловлено особенностями работы нашего восприятия и сознания. В нашем «аппарате восприятия» существует специальная группа нейронов, отвечающая за мгновенную регистрацию движения в поле нашего зрения. Они же дают команду на переключение взгляда с любых статичных объектов на движущиеся - инстинкт самосохранения. Ибо угроза нашему существованию всегда исходит от движущихся объектов. Мы в значительной степени не властны над этим инстинктом. Кроме всего прочего, как движение снято и смонтировано, зависит зрительское понимание хода развития событий. Принцип монтажной съемки и монтажа относится ко всем движущимся объектам в кадре: к людям, авто, крокодилам, самолетам и танкам.
Начнем с самого обычного – с автомашины. На первом кадре машина едет вправо, на втором влево. Монтируются эти планы или нет?
Нет!!!
|
|
На экране это выглядит как удар по глазам. Выпадает некоторый кусок развития действия на экране. Требуется время, чтобы прийти в себя после удара. Проявляет себя инерционность движения человеческого глаза. Все физические тела, в момент слежения за движущимся объектом набирают инерцию движения. Для остановки взгляда и переключение его на новое, тем более, встречное движение, необходимо некоторое время. Как нужно снять дополнительный, промежуточный кадр, чтобы смягчить эффект удара.
Присмотритесь внимательно на раскадровку, как-то не очень гладко!!!
Если вспомнить принцип монтажа по крупности, то объяснение находится сразу. Планы по крупности объекта в кадре одинаковые.
Есть и второе обстоятельство. Направление движений резко отличаются друг от друга. Причина в том, что наш глаз, отслеживая движение, движется вправо. В момент перехода на второй кадр (грузовик едет на нас), глаз должен мгновенно остановиться. Начало второго плана будет восприниматься как статичный кадр, движение в нем малозаметно и машина покажется зрителю неподвижной. Особенно, если машина снята короткофокусной оптикой на дальнем плане. А съемка длиннофокусным объективом усугубит впечатление при переходе на третий кадр. В любом из двух вариантов зритель ощутит остановку движения на экране. Глаза рассчитывают на продолжение движения, а его нет. Только привыкли к статике, а на следующем кадре приходится догонять автомобиль, точнее присматривать к новому движению в новом направлении.
Всякое резкое изменение в действии лучше показать внутри одного из кадров или в дополнительном кадре.
|
|
Чтобы уяснить суть принципа, воспользуемся условными знаками в кадре. Движение автомобиля на экране отобразим раскадровкой с вектором, стрелкой. Так как движение объектов на экране может происходить в любом из 4х направлений, для графической ясности разобьем плоскость экрана на 4 четверти (вниз –на камеру, вверх – от камеры). Все стрелки будем рисовать из центра.
Общее правило съемки и монтажа движущихся объектов в кадре гласит так: