Кино, телевидение, мультипликация, анимация, виртуальная реальность, клипы и телереклама – всё объединяется понятием экранное творчество. Авторы любого из этих видов произведения задаются целью вступить в общение со зрителем посредством экрана. Поэтому терминология для всех творцов должна быть одинаковой. Режиссер должен понимать оператора, оператор – ведущего, ведущий сценариста, сценарист –художника, художник – монтажера и т.д. Режиссер, как главная фигура творческого процесса, обязан владеть терминологий в совершенстве, уметь объясняться на профессиональном языке четко и точно, исключая возможность неверного толкования смысла своих заданий, планов или идей.
Сегодня термин «КРУПНЫЙ ПЛАН», знают все!
- Голова муравья.
- Глаз человека.
- Кабина самолета.
- Уголок лесной полянки.
- Якорь океанского лайнера.
Какой из предложенных примеров крупности можно считать «КРУПНЫМ ПЛАНОМ»?
Никакой!!!
Крупность плана определяется по тому, какая часть объекта или пространства отображена по отношению к единому масштабу крупности. Лев Кулешов предложил различать 6 основных планов крупности, что позволило ему вывести некоторые общие закономерности восприятия изображения с экрана при смене кадров в зависимости от их крупности. Такая потребность возникла в результате длительных наблюдений за комфортностью восприятия стыка соседних кадров разной крупности.
|
|
- Деталь. Глаз человека с бровью и частью носа.
- Крупный план. Лицо человека во весь экран по вертикали. Над головой и подбородком остаются небольшие зазоры между лицом и рамкой кадра. За головой просматриваются плечи.
- 1-й средний план. Часть фигуры человека, взятая в рамку чуть выше пояса.
- 2-й средний план. Фигура человека по колено. Его часто называют план ¾.
- Общий план. Человек включается в рамку кадра так, что над его головой и под его ногами остается небольшое пространство до рамки.
- Дальний план. Фигура человека очень маленькая. 1/7 - 1/10 часть высоты кадра.
Особое место в профессиональном языке общения имеет графика. Многие режиссеры, ставшие классиками кино, всегда до съемок прорисовывали все свои картины. Это позволяло им и их коллегам заранее увидеть будущую картину. Прорисовывались композиции кадров, мизансцены, декорации, костюмы. Поэтому главным документом и результатом подготовки съёмочной группы и, в первую очередь режиссера к производству стал постановочный проект. В постановочном проекте раскадровки и планы мизансцены представляют ключевую часть концепции будущего фильма, ролика или программы. Самое дорогое в производстве – съемочный период. От степени его продуманности и проработки зависят не только сроки и денежные затраты, но, что не менее важно, - творческий успех.
|
|
Раскадровкой (сториборд) - называют последовательность всех нарисованных кадров будущего произведения с номерами, длительностью, методами съемки. Они должны быть увязаны с планами мизансцен.
Мизансценой называют план съемочной площадки, на которой показаны расположения точек съемки, пути перемещения актеров и аппаратов. Каждая точка съемки имеет свой номер, соответствующий номеру кадра на раскадровке и режиссерском сценарии.
Каждый режиссер и оператор должны уметь графически показать друг другу, что они хотят увидеть в кадре – крупность, ракурс. Посмотрел ассистент в раскадровку и все понял, что от него требуется для подготовки к съемке следующего кадра. Для достижения определенной точности в изображении кадра и возможности представить будущий результат съемки на экране обязательно пользуются начертанием сцены в двух проекциях: условным изображением объектов в рамке кадра (с точки зрения камеры) и планом съемочной площадки, на котором рисуются условные обозначения действующих лиц, главных предметов, точки съемки (места расположения камер) и углы захвата объективами части пространства, попадающего в кадр с каждой точки.
Конечно, такое художество показывать заказчикам противопоказано. Такие раскадровки имеют право на существование только в кругу профессионалов, коллег. На «публику» выносятся раскадровки, сделанные рукой художника.
Взгляд от камеры на объект съемки не может дать полного представления о съемке. Для этого к раскадровкам рисуют планы мизансцены. Изображение людей, камер, углов зрения объективов, движения камер и героев на площадке тоже имеют свои начертания.