Терминология

Кино, телевидение, мультипликация, анимация, виртуальная реальность, клипы и телереклама – всё объединяется понятием экранное творчество. Авторы любого из этих видов произведения задаются целью вступить в общение со зрителем посредством экрана. Поэтому терминология для всех творцов должна быть одинаковой. Режиссер должен понимать оператора, оператор – ведущего, ведущий сценариста, сценарист –художника, художник – монтажера и т.д. Режиссер, как главная фигура творческого процесса, обязан владеть терминологий в совершенстве, уметь объясняться на профессиональном языке четко и точно, исключая возможность неверного толкования смысла своих заданий, планов или идей.

Сегодня термин «КРУПНЫЙ ПЛАН», знают все!

  1. Голова муравья.
  2. Глаз человека.
  3. Кабина самолета.
  4. Уголок лесной полянки.
  5. Якорь океанского лайнера.

Какой из предложенных примеров крупности можно считать «КРУПНЫМ ПЛАНОМ»?

Никакой!!!

Крупность плана определяется по тому, какая часть объекта или пространства отображена по отношению к единому масштабу крупности. Лев Кулешов предложил различать 6 основных планов крупности, что позволило ему вывести некоторые общие закономерности восприятия изображения с экрана при смене кадров в зависимости от их крупности. Такая потребность возникла в результате длительных наблюдений за комфортностью восприятия стыка соседних кадров разной крупности.

  1. Деталь. Глаз человека с бровью и частью носа.
  2. Крупный план. Лицо человека во весь экран по вертикали. Над головой и подбородком остаются небольшие зазоры между лицом и рамкой кадра. За головой просматриваются плечи.
  3. 1-й средний план. Часть фигуры человека, взятая в рамку чуть выше пояса.
  4. 2-й средний план. Фигура человека по колено. Его часто называют план ¾.
  5. Общий план. Человек включается в рамку кадра так, что над его головой и под его ногами остается небольшое пространство до рамки.
  6. Дальний план. Фигура человека очень маленькая. 1/7 - 1/10 часть высоты кадра.

Особое место в профессиональном языке общения имеет графика. Многие режиссеры, ставшие классиками кино, всегда до съемок прорисовывали все свои картины. Это позволяло им и их коллегам заранее увидеть будущую картину. Прорисовывались композиции кадров, мизансцены, декорации, костюмы. Поэтому главным документом и результатом подготовки съёмочной группы и, в первую очередь режиссера к производству стал постановочный проект. В постановочном проекте раскадровки и планы мизансцены представляют ключевую часть концепции будущего фильма, ролика или программы. Самое дорогое в производстве – съемочный период. От степени его продуманности и проработки зависят не только сроки и денежные затраты, но, что не менее важно, - творческий успех.

Раскадровкой (сториборд) - называют последовательность всех нарисованных кадров будущего произведения с номерами, длительностью, методами съемки. Они должны быть увязаны с планами мизансцен.

Мизансценой называют план съемочной площадки, на которой показаны расположения точек съемки, пути перемещения актеров и аппаратов. Каждая точка съемки имеет свой номер, соответствующий номеру кадра на раскадровке и режиссерском сценарии.

Каждый режиссер и оператор должны уметь графически показать друг другу, что они хотят увидеть в кадре – крупность, ракурс. Посмотрел ассистент в раскадровку и все понял, что от него требуется для подготовки к съемке следующего кадра. Для достижения определенной точности в изображении кадра и возможности представить будущий результат съемки на экране обязательно пользуются начертанием сцены в двух проекциях: условным изображением объектов в рамке кадра (с точки зрения камеры) и планом съемочной площадки, на котором рисуются условные обозначения действующих лиц, главных предметов, точки съемки (места расположения камер) и углы захвата объективами части пространства, попадающего в кадр с каждой точки.

Конечно, такое художество показывать заказчикам противопоказано. Такие раскадровки имеют право на существование только в кругу профессионалов, коллег. На «публику» выносятся раскадровки, сделанные рукой художника.

Взгляд от камеры на объект съемки не может дать полного представления о съемке. Для этого к раскадровкам рисуют планы мизансцены. Изображение людей, камер, углов зрения объективов, движения камер и героев на площадке тоже имеют свои начертания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: