Тема 6. Философия Возрождения

Термин «Возрождение» (французское Ренессанс) появился в трудах историков культуры Я.Бурхарда, К.Бурдаха, Ж.Мишле и был заимствован из Библии. В Евангелии от Иоанна,3,3 сказано «nisi prius renascitur denuo, non potest videre regnum Dei”(если кто прежде не возрождается вновь, не может увидеть царствия божия». Джорджо Вазари, ученик Микельанджело, автор широко известных «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения» первым употребил понятие «rinascita» (Возрождение) применительно к целой эпохе.

Возрождение не следует понимать как однонаправленное поступательное развитие. По мнению О.Шпенглера, автора нашумевшей в свое время книги «Закат Европы», именно готика, охватывающая жизнь человека до самых ее сокровенных глубин и уголков, сотворила нового человека и новый мир. Именно в готике увидел Шпенглер единственное и подлинное основание Ренессанса. Творческая деятельность человека – преобразование природы, самого себя, созидание культуры - является продолжением и завершением божественного творения. Способность к творчеству уравнивает человека с Творцом.

Современники Возрождения – итальянские гуманисты видели в нем «воскрешение духа античности», «возвращение блеска древности». Гуманизм утверждал, что человек есть центр и высшая цель мироздания, признавал ценность личности, право человека на достоинство и свободное развитие, вопреки сословным ограничениям. Идеалом становится универсальная личность, не знающая никаких границ. Такое мировоззрение освобождает человека от многочисленных оков традиции, но и заключает в себе опасные разрушительные силы – обратная сторона титанизма. Всеохватный интерес к алхимии, астрологии и магии был не столько результатам невежества, сколько индивидуалистической жаждой овладеть таинственными силами природы.

Но можем ли мы считать, что ренессансное мировоззрение носило чисто светский характер, было нерелигиозным? Русский философ Н.А.Бердяев в своей знаменитой работе «Смысл творчества» показал, что мировое и вечное значение Возрождения в небывалом по силе столкновении языческого и христианского начал человеческой природы. Люди Возрождения были «раздвоенными христианами»: «Реставраторы язычества должны признать, что кровь людей эпохи Возрождения была отравлена христианским сознанием греховности этого мира и христианской жаждой искупления».

У истоков нового мировоззрения стоят великие поэты и мыслители Данте Алигьери (1285-1321г.г.), Ф.Петрарка (1304-1374 г.г., утверждавшие, что достоинство человека определяется не происхождением, а собственными заслугами личности.

Как точно отметил Лосев, Петрарке удалось точно сформулировать «все главнейшие антиномии новоевропейской души: любви и болезненного состояния, благих элементов любви и ее мучительных сторон; злых элементов любви и ее сладости; сознания собственной свободы и …недовольства собою».

Данте Алигьери называют последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени.

Своеобразным манифестом гуманистов стала «Речь о достоинстве человека», принадлежащая перу Дж.Пико делла Мирандолы. Человек - венец божественного творения, у него нет ни определенного места в мире, ни определенных, раз и навсегда данных, как у животных, занятий. Творец заложил в человека семена неограниченных возможностей, дальнейшая жизнь зависит от его выбора и воли.

В творчестве мыслителя-неоплатоника М.Фичино (1433-1499 г.г.), возглавившего Платоновскую Академию благородных умов во Флоренции, человек определяется как чудо природы. В нем происходит единение тела и духа, природного и божественного.

Лоренцо Валла (1407 -1457 г.г.), следуя эпикурейскому учению, главным законом, направляющим человеческую жизнь, считает наслаждение. Оно включает в себя и чувственные, и духовные радости. Заботиться об одной душе нелепо, ибо она следует природе тела и не может действовать без него. Валла стремится опровергнуть аскетическую этику средневековья: Творец наделил человека разнообразными чувствами и разумом, чтобы тот радовался жизни, приобщаясь к божественному благу и становясь участником универсальной космической жизни.

Гуманисты, продолжая традицию Аристотеля, определяли человека как «социальное и гражданское животное», мечтая о правильно устроенном обществе.

Кампанелла (1568 – 1639 г.г.) в сочинении «Город солнца» рисует общество, в котором нет частной собственности и социального неравенства, а люди, служа благу целого, одновременно имеют возможность для самореализации. Похожий проект идеального государственного устройства разработал Томас Мор (1478-1535) в книге «Утопия». Причину всех народных бедствий он видел в существовании частной собственности. Правильное общество должно основываться на принципах равенства, обязательном для всех труде, гуманности и свободомыслии.

Николо Макиавелли (1469-1527 г.г.) исходит из того, что самый мощный стимул человеческих действий – интерес, который более всего виден в желании людей сохранить свою собственность. Эгоизм людей нужно ограничить. В книге «Государь» он разрабатывает правила науки политического успеха, позволяющие приходить к власти и удерживать ее. В книге поставлена важная проблема – совместима ли политическая деятельность с нравственностью.

У истоков нового естествознания стоят такие мыслители, как Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.), Николай Коперник (1473-1543г.г.), Галилео Галилей (1564-1642 г.г.), Дж.Бруно (1548-1600 г.г.), Иоган Кеплер (1571-1630 г.г.), проложившие дорогу будущей науке.

Схоластическому методу обоснования догматов церкви Леонардо да Винчи – гениальный живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер - противопоставил экспериментальный метод, в основе которого лежит опыт.

Возрождение активно всматривается в эстетику человеческого тела и окружающего мира, доверяя чувственному восприятию, особенно зрению. На помощь художнику и архитектору приходит математика. Если античность делила рост человека на 6 или 7 частей, то Альберти делит его на 600, а Дюрер – на1800 частей.

Доверие к чувственно-зрительной данности, уверенность в реальности слияния параллельных линий на достаточно далеком от нас расстоянии, вера в перспективное сокращение предметов создали основания для выхода геометрии за пределы эвклидовых воззрений и привели к появлению проективной геометрии. Возрождению был присущ восторг перед чувственной математикой. Заявление Леонардо да Винчи о том, что философия и мудрость – это только живопись – проявление нескончаемого доверия к миру зримости, а не каприз и не причуда художника. Николай Кузанский, кардинал и епископ Бриксенский (1401-1464) ввел в математику принцип бесконечно малых, который он вывел из идеи Бога, как бесконечной Сущности. Благодаря ему Лейбниц получил толчок к созданию дифференциального исчисления, а Ньютон – к прояснению законов механического движения.

Переворот, который совершил в астрономии Коперник, выдвинувший гипотезу гелиоцентрической системы мира, имел огромное значение для развития науки и философии и их отделения друг от друга. Согласно этой системе, Земля - не центр Вселенной, она образует с другими планетами единую Вселенную, пребывающую в постоянном самодвижении. Идея движения как естественного свойства небесных и земных тел – ценное достижение концепции Коперника. Гелиоцентрическая концепция обесценивала идею перводвигателя, упраздняла теологическое противопоставление земли и неба.

И.Кеплер создал научную астрономию, на которую ориентировались в своем развитии естествознание и философия, с которой пришлось считаться и церкви.

Галилео Галилей, занимаясь вопросами математики и механики, сконструировал телескоп, благодаря которому небо представало совершенно в новом виде. С Галилея начинается рассмотрение проблемы движения, лежащей в основе классической механики. Дж. Бруно – создатель учения о бесконечной Вселенной, наполненной конечными мирами, которые возникают, развиваются и уничтожаются. Солнечная система – лишь одна из бесчисленного множества других систем. Его философия – пантеизм – отождествляет Вселенную с безличным Богом, первопричиной и действующей причиной.

?Контрольные вопросы:

1. Что означал термин Ренессанс?

2. Как вы понимаете возрожденческий гуманизм?

3. О каком человеке мечтали деятели эпохи Возрождения?

4. В чём заключается оборотная сторона титанизма?

5. Какие социальные проекты-утопии были созданы в эпоху Ренессанса?

6. Расскажите о вкладе эпохи Возрождения в науку и искусство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: