Тема 3. Философия Древнего Востока

Приступая к изучению философии Древнего Востока (Древней Индии и Китая) следует обратить внимание на трудности, возникающие в процессе межкультурной коммуникации: мы обнаруживаем непереводимые или труднопереводимые термины – «лакуны» – проявление несоизмеримости культур.

Великому русскому художнику-мыслителю Николаю Рериху принадлежат замечательные слова: «Притягивает магнит индийский сердца русские... Сердце сердцу весть подает».

Русская культура давно вынашивала тоску по Востоку. Это проявилось не только в науке и философии, но и в живописи и поэзии. Вспомним имена К.Бальмонта, Н.Гумилева, Н.Клюева.

Философия Древней Индии. Изучение философии Древней Индии следует начать со знакомства с Древними Ведами («ведический комплекс» или «ведический канон»), имея в виду, что почти вся древнеиндийская культура была ориентирована на священный канон.

В «Ведический комплекс» входят произведения, созданные на протяжении около полутора тысяч лет с ХVI-ХV до VI-Vвв. до н.э. Древнейшая часть ведического комплекса – четыре сборника хвалебных гимнов и ритуальных песнопений – Самхиты. Самхита – собрание гимнов. Древнейшая из Самхит – Ригведа (веда хвалебных гимнов, песнопений). Самаведа – сборник напевов, мелодий на слова Ригведы. Яджурведа – веда жертвоприношений. Атхарваведа – веда заклинаний. К каждой из вед позднее был написан символический комментарий, предназначенный для определенной группы группы жрецов – брахманов. Эти комментарии к самхитам получили название - Брахманы. Брахман был главным распорядителем ритуала. Наряду с текстами, произносимыми вслух, каждый жрец имел ряд наставлений, которые следовало воспроизводить при помощи специальной техники, молча, одним умом. Брахманический ритуал предполагал полное единство действий, слова и акта сознания. Специфический стиль мышления авторов брахманических текстов получил название «ритуальный символизм». Приступая к изучению ведических текстов, студентам следует иметь в виду, что между излагаемыми в них предпосылками и результатами стоит не умозаключение, а определенная деятельность, которую мы не в состоянии воспроизвести. Согласно ведическому мировоззрению человек может принимать участие в игре космических сил не сам по себе, а лишь как участник ритуального действа. В ведах культ множества богов сосуществует с верой в единый безличный принцип, стоящий над всеми и пронизывающий все сущее.

Третья и четвертая группа книг, входящих в ведический комплекс, - это Араньяки и Упанишады. Араньяки (лесные книги) – книги для отшельников, удалившихся в лес, либо для учеников и домохозяев, лишь периодически удаляющихся в лес для совершения определенных обрядов.

Упанишады – собственно философская часть Вед. Индийская традиция переводит слово Упанишады как «сидящий около»: ученик сидит у ног учителя и слушает наставления или «тайное учение».

Центральными понятиями Упанишад становятся понятия Брахман и Атман. Брахман мыслится как основа и начало всего, абсолютная субстанция, основа и причина всего сущего, вечная и бескачественная единственная реальность, вечная душа мира, истина, источник и вместилище безгранично разнообразных форм реальности.

Мир – это майя, иллюзия. Вечен только Брахман. Цель познания – постичь истину, заключенную в Брахмане. Цель жизни – освобождение от колеса перерождений – сансары. Упанишады являются заключительной частью вед и поэтому называются веданта, или окончание вед. Этика веданты предполагает следование дхарме, закону образа жизни. У каждой варны своя дхарма. Согласно закону кармы (воздаяние) каждый поступок человека влияет на его характер, будущее и жизнь его детей.

Влияние Вед и Упанишад на индийскую мысль столь значительно, что все последующие философские школы принято делить на две группы: астика (ортодоксальные, признающие авторитет Вед) и настика (неортодоксальные, не признающие авторитет Вед).К астике относят школы миманса, веданта, ньяя, вайшешика, йога и санкхья. К настике относятся буддизм, джайнизм, локаята.

Миманса (размышление, исследование) учит об особой энергии, зарождающейся в душе при выполнении священного ведийского ритуала.

Ньяя (правило, рассуждение, логика) и Вайшешика (различие, особенность) – логические школы.

Санкхья (число, перечисление, расчет) исходит из признания двух исходных реальностей – пракрити (первопричина) и пуруша (я, дух, сознание). Ранняя или эпическая санкхья изложена в одной из книг индийского эпоса «Махабхарата» - Бхагавадгите (Песнь господня).

Самым выразительным проявлением индийского духа, по мнению К.Г.Юнга является йога. Философия йоги стремится понять существование духа как независимого начала, свободного от всех ограничений тела, чувств и ума, заостряя свое внимание на практических методах очищения организма и сосредоточении, на отличии Я от тела и ума для достижения освобождения. Ставший на путь йоги принимает на себя моральные обеты. Важнейшим из них является принцип ненасилия – ахимса.

В 7 – 6 веках появляются неортодоксальные по отношению к Ведам учения: джайнизм и буддизм. Согласно традиционной истории джайнизм в Индии исчезал семь раз, и всякий раз священные тексты заново провозглашались новым пророком. Современный джайнизм связывает себя с именем Джины (Победителя).

Джайнизм имел развитое учение о бытии и этику. Мир состоит из множества первоначал. Тонкая материя – карма «прилипает» к душе– дживе и начинает ее отягощать. Чем грубее и безнравственнее поступки человека, тем тяжелее карма, прилипающая к душе. Цель учения: достичь освобождения от оков кармы.

Несмотря на популярность джайнизма именно буддизму было суждено превратиться в одну из трех мировых религий. Согласно легенде, царевич Сидхартха Гаутама из рода Шакьев, рожденный в Капилавасту (Непал), однажды отправился на прогулку и встретил больного старика, похоронную процессию и отшельника. Эти встречи запечатлели в сознании царевича идею страдания. После шести лет отшельничества в посте и трудах в местечке Бодхи–Гая на царевича снизошло озарение, он стал Буддой – просветленным, познавшим мудрость. Будда познал четыре благородные (арийские) истины о возникновении и пути прекращения страданий. Человек все время расплачивается за свою карму: он существо страдательное. Круговорот жизни, рождающий чувственность, жажду жизни и неведение – вот корень страданий. Нирвана – прекращение перерождений и состояние невозмутимости, бесстрастного самообладания. Буддизм предлагает Священный восьмеричный путь спасения – концепцию личного самосовершенствования, на основе принципов милосердия и любви. Мир представляет собой «волнение» мельчайщих частиц – дхарм, находящихся в потоке. Личность понималась буддистами как поток мельчайших частиц – скандх.

Буддизм имеет множество школ и направлений.

Неортодоксальная философская школа Локаята (мир, идущее из этого мира) полагала, что мир состоит из комбинации элементов, отрицала идею перевоплощения. Сторонники этой школы преследовались.

Главный вклад индийской философии в мировую культуру – глубокие познания о внутреннем мире человека, идея любви и сострадания к живым существам, учение о целостности и единстве обитателей вселенной. Философские идеи древности продолжают оказывать свое влияние на культуру Индии и в наше время.

Философия Древнего Китая. Китай, в отличие от Древней Индии, не имел единого мифологически – религиозного божественного канона, каким были Веды для Индии. В Древнем Китая рано пробудился интерес к истории, были тесно связаны политика и философия. Первый китайский историк Сыма Цянь (2-1 в. до н.э.) называет шесть главных философских школ: школа служилых людей, или конфуцианцев, моистов, даосистов, законников или легистов, номиналистов или софистов и натурфилософов. Рекомендуем студентам обратить внимание на две основные школы древнекитайской философии – даосизм и конфуцианство, повлиявших на дальнейшее развитие китайской философии и культуры в целом.

Намечая пределы осмысления культуры, даосизм впитал в себя древние гадательные практики, изложенные в знаменитом трактате, обнимающем собой весь процесс движения, изменения, вечного обновления всей Вселенной, - «И-Цзин» (Книги Перемен). В основе этого движения и обновления лежат отношения взаимосвязанных и противоборствующих сил – Инь и Янь, воплотивших интуиции о темном и светлом началах бытия. В графических символах Книги Перемен китайцы видели прообраз языка природы. Мудрецу не было необходимости гадать, ибо ему присуще внутреннее видение символически завершенных форм вещей. Образно – графическое (идеационное) миросозерцание породило в Китае живопись образованного человека – единение каллиграфии и живописи.

Учения всех китайских школ строятся на основе единого структурно- функционального, космопланетарного архетипа У СИН («пять движений») или ДАО. Ииероглиф ДАО состоит из двух частей: голова и идти. Понятие дао применяли древние китайские астрономы для обозначения небесного пути движения светил. Основное значение иероглифа Дао – дорога, по которой идут люди, человеческий путь, идущий человек. Легендарного основателя даосизма мудреца Лао–Цзы китайские художники изображали бредущим по дорогам Китая или едущим верхом на буйволе. Этому мудрецу приписывают авторство самого знаменитого даосского трактата Дао-дэ-Цзин (книга Пути и Благодати).

Космический принцип Дао дает возможность сосредоточиться на пронизывающей все единой силе, животворящем и одухотворяющем начале бытия. Все сущее соучаствует в тайне Дао. Дао – это покой, благодать, полнота мира чувствования. Это внутренняя реальность, взаимопроникновение динамических противоположностей, универсальный символ всякого движения, никогда не спящий поток, ускользающее присутствие, предел существования. Живопись и каллиграфия как «игра тушью» являла собой бытие Дао как стихию чистой игры. Жизнь в учении даосов рассматривалась как путь недеяния (У-вэй)- путь ненасилия, естественности, ненарушения природы вещей. Добродетель заключается в том, чтобы следовать природе Дао – не навязывать Вселенной ритм своей жизни, а довериться ее распорядку. Дао мудрого человека это деяние без борьбы.

Основателем конфуцианства считается учитель Кун-цзы (Конфуций). Ему приписывается основной трактат «Лун–юй» (Беседы и высказывания). Конфуций почитал древнюю китайскую мудрость, подчеркивая, что он не создает ничего нового, а только передает древние знания. Если даосы делали упор на естественности человеческой жизни, то конфуцианцам важно было вписать человека в социальный ритм, подчинить индивида требованиям общества, включить его в социальную иерархию. Поэтому конфуцианцы отводили важную роль ритуалу (ли), полагая, что именно ритуал способствует формированию нравственных и гражданских добродетелей человека, представляя собой важный способ передачи культурного наследия. Низкий человек заботится только о личной выгоде, благородный муж (цзюн-цзы) в своих поступках руководствуется чувством долга (и), принципом человеколюбия (жэнь), почитает родителей и старших (сяо).

?Контрольные вопросы:

1. В чем основное отличие древнекитайской и древнеиндийской философии?

2. В чем особенность древних Вед как выдающегося памятника предфилософской мысли?

3. Перечислите основные школы древнеиндийской и древнекитайской философии.

4. Каковы основные требования джайнской и буддистской морали?

5. В чем сущность йоги?

6. Как возможно понять тайну Дао?

7. Что означает недеяние без борьбы? Возможно ли это?

8. Какова роль ритуала в жизни людей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: