Н. И. Путилов

Предприниматели Хлудовы

Алексей Иванович Хлудов был одним из шести сыновей ткача-кустаря, проживавшего в начале XIX в. в деревне Акатово под Егорьевском. В детстве Алексей вместе с братьями и сест­рой выделывал на ручных станках тесемочный товар - пояса и кушаки, а также нанку - дешевую хлопчатобумажную материю. Дело быстро развивалось, и семья Хлудовых стала привлекать к работе окрестных кустарей, а в 1834 г. приобрела две лавки в Москве. Через два года братья решили устроить собственную бумагопрядильню, перейдя от ручного к машинному прядению. Место для фабрики выбрали в Егорьевске с недорогой землей, с рекой и окружающими густыми лесами, дававшими дешевое топливо, и, наконец, с квалифицированной рабочей силой - в Егорьевском уезде был развит кустарный ткацкий промысел. Чудовы вместо дешевых бельгийских бумагопрядильных стан­ков выбрали дорогое, но самое передовое для того времени анг­лийское оборудование. Алексей Иванович, заявив: "...будем богачами или пойдем с сумами", отправился в Англию, где по­добрал управляющего - умелого техника и организатора, кото­рый в Егорьевске стал обучать рабочих. Здешняя фабрика, пу­щенная в 1845 г., сразу же стала отличаться качеством пряжи, которая на Парижской выставке в 1607 г. удостоилась серебря­ной медали. Двумя годами раньше Хлудовы учредили в Ливер­пуле собственную контору, чтобы избавиться от посредничества британского предпринимателя Кнопа. Свое предприятие в Егорьевске Хлудовы непрерывно модернизировали и расширя­ли, в частности, без остановки производства вели реконструк­цию - к 3-этажному корпусу добавляли еще два этажа, стены выводили частями, с помощью домкратов поднимали фрагмен­ты крыши и по мере готовности этажей наполняли их машина­ми для организуемого здесь цеха бумажной пряжи. В 1870 г. Чудовы открыли вЕгорьевске городское начальное училище, при фабрике - больницу для рабочих, а также библиотеку и читальню.

Уроженец Новгородской губернии Н. И. Путилов еще во время учебы в морском кадетском корпусе отличался своими математическими способностями и обратил на себя внимание знаменитого ученого М. В. Остроградского. После завершения учебы Путилов был оставлен преподавателем, но судьба Нико­лая Ивановича привела его в 1848 г. в Кораблестроительный департамент.В эту пору власти предпринимали безуспешные попытки наладить на единственном и к тому же убыточном машиностроительном и чугунном заводе в Петербурге строи­тельство из металла винтовых канонерских лодок для русского флота, состоявшего в основном из деревянных судов. Но этому прежде всего препятствовала нехватка квалифицированной ра­бочей силы, которой требовалось раз в 20 больше. Такое по­полнение обычно организовывали за счет иностранных ра­бочих, но в это время шла Крымская война, и рабочие не ехали в Россию. За строительство канонерок взялся Путилов. Он дос­тавил прядильщиков из города Ржева, где издавна производили пеньку, и организовал из них артели литейщиков, кузнецов, слесарей, молотобойцев. Каждую артель возглавил опытный мастеровой. Через 100 дней Путилов спустил на воду 32 ка­нонерки, мощностью от 90 до 100 паровых сил, каждая с тремя орудиями на борту. Немедленно ему выдали еще заказ, и через

9 месяцев Путилов спустил на воду еще 35 канонерок, 14 кор­ветов по 250 паровых сил, соорудил в Кронштадте три плавучих дока и ремонтные мастерские. Корабли, построенные Путило­вым, несколько десятков лет ходили по Черному, Средиземно­му морям и в Тихом океане. Путилов построил завод для про­изводства котельного железа в Петербурге, которое имело качество лучше, чем у английского предприятия Лоу-Мура. Од­новременно Путилов принимал участие в сооружении первого в России сталепушечного завода, который избавил Россию от закупки крупповских снарядов. В 1868 г. Николай Иванович приобрел завод и получил срочный заказ Николаевской желез­ной дороги на изготовление рельсов. Заводчик в течение

10 дней набрал 1500 охочих людей, расписал их по необходи­мым специальностям, выделил каждой артели опытного масте­ра, и через 18 дней началось производство железных рельсов со стальной головкой. В конце жизненного пути Путилов постро­ил в Петербурге Коммерческий порт1.

Частная предпринимательская активность проникала и в та­кое важное для государства дело, каким было производство оружия, причем не только в столицах, но и в глухой провин­ции. Ружья на Ижевском заводе начали выпускать в конце 1670-х гг. Часть ружей изготавливалась на частных фабриках и надомниками-кустарями, которые сдавали свою продукцию фабрикантам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: