Предприниматели Хлудовы
Алексей Иванович Хлудов был одним из шести сыновей ткача-кустаря, проживавшего в начале XIX в. в деревне Акатово под Егорьевском. В детстве Алексей вместе с братьями и сестрой выделывал на ручных станках тесемочный товар - пояса и кушаки, а также нанку - дешевую хлопчатобумажную материю. Дело быстро развивалось, и семья Хлудовых стала привлекать к работе окрестных кустарей, а в 1834 г. приобрела две лавки в Москве. Через два года братья решили устроить собственную бумагопрядильню, перейдя от ручного к машинному прядению. Место для фабрики выбрали в Егорьевске с недорогой землей, с рекой и окружающими густыми лесами, дававшими дешевое топливо, и, наконец, с квалифицированной рабочей силой - в Егорьевском уезде был развит кустарный ткацкий промысел. Чудовы вместо дешевых бельгийских бумагопрядильных станков выбрали дорогое, но самое передовое для того времени английское оборудование. Алексей Иванович, заявив: "...будем богачами или пойдем с сумами", отправился в Англию, где подобрал управляющего - умелого техника и организатора, который в Егорьевске стал обучать рабочих. Здешняя фабрика, пущенная в 1845 г., сразу же стала отличаться качеством пряжи, которая на Парижской выставке в 1607 г. удостоилась серебряной медали. Двумя годами раньше Хлудовы учредили в Ливерпуле собственную контору, чтобы избавиться от посредничества британского предпринимателя Кнопа. Свое предприятие в Егорьевске Хлудовы непрерывно модернизировали и расширяли, в частности, без остановки производства вели реконструкцию - к 3-этажному корпусу добавляли еще два этажа, стены выводили частями, с помощью домкратов поднимали фрагменты крыши и по мере готовности этажей наполняли их машинами для организуемого здесь цеха бумажной пряжи. В 1870 г. Чудовы открыли вЕгорьевске городское начальное училище, при фабрике - больницу для рабочих, а также библиотеку и читальню.
|
|
Уроженец Новгородской губернии Н. И. Путилов еще во время учебы в морском кадетском корпусе отличался своими математическими способностями и обратил на себя внимание знаменитого ученого М. В. Остроградского. После завершения учебы Путилов был оставлен преподавателем, но судьба Николая Ивановича привела его в 1848 г. в Кораблестроительный департамент.В эту пору власти предпринимали безуспешные попытки наладить на единственном и к тому же убыточном машиностроительном и чугунном заводе в Петербурге строительство из металла винтовых канонерских лодок для русского флота, состоявшего в основном из деревянных судов. Но этому прежде всего препятствовала нехватка квалифицированной рабочей силы, которой требовалось раз в 20 больше. Такое пополнение обычно организовывали за счет иностранных рабочих, но в это время шла Крымская война, и рабочие не ехали в Россию. За строительство канонерок взялся Путилов. Он доставил прядильщиков из города Ржева, где издавна производили пеньку, и организовал из них артели литейщиков, кузнецов, слесарей, молотобойцев. Каждую артель возглавил опытный мастеровой. Через 100 дней Путилов спустил на воду 32 канонерки, мощностью от 90 до 100 паровых сил, каждая с тремя орудиями на борту. Немедленно ему выдали еще заказ, и через
|
|
9 месяцев Путилов спустил на воду еще 35 канонерок, 14 корветов по 250 паровых сил, соорудил в Кронштадте три плавучих дока и ремонтные мастерские. Корабли, построенные Путиловым, несколько десятков лет ходили по Черному, Средиземному морям и в Тихом океане. Путилов построил завод для производства котельного железа в Петербурге, которое имело качество лучше, чем у английского предприятия Лоу-Мура. Одновременно Путилов принимал участие в сооружении первого в России сталепушечного завода, который избавил Россию от закупки крупповских снарядов. В 1868 г. Николай Иванович приобрел завод и получил срочный заказ Николаевской железной дороги на изготовление рельсов. Заводчик в течение
10 дней набрал 1500 охочих людей, расписал их по необходимым специальностям, выделил каждой артели опытного мастера, и через 18 дней началось производство железных рельсов со стальной головкой. В конце жизненного пути Путилов построил в Петербурге Коммерческий порт1.
Частная предпринимательская активность проникала и в такое важное для государства дело, каким было производство оружия, причем не только в столицах, но и в глухой провинции. Ружья на Ижевском заводе начали выпускать в конце 1670-х гг. Часть ружей изготавливалась на частных фабриках и надомниками-кустарями, которые сдавали свою продукцию фабрикантам.