Тема 1 сутність і роль бюджету

Провел чёткую границу между морфологией и синтаксисом, речи различал морфологические признаки (словообразование и словоизменение) и синтаксические (значение и употребление частей речи).

Провел чёткую границу между морфологией и синтаксисом, речи различал морфологические признаки (словообразование и словоизменение) и синтаксические (значение и употребление частей речи).

ЯЗЫК -непрерывный творческий процесс: «Речь, теперь нами употребляемая, есть плод тысячелетнего исторического движения и множества переворотов». «В языке выражается вся жизнь народа».

В «Синтаксисе» (2 ч. «Опыта исторической грамматики русского языка») Б. рассматривает проблемы взаимоотношения языка и мышления, и трактует их в большинстве случаев в духе философской грамматики.

Б.: между языком и мышлением сложные отношения, т.к., хотя язык служит выражением деятельности нашего мышления, мысль развивается независимо от форм языка.

Признавая связь языка и мышления и в то же время отрывая мышление от языка, Буслаев допускает параллелизм между языком и мышлением.

ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА - выражать мысль словами.

Он отвергает всякое качественное различие между языком и мышлением.

Б.: История русского языка состоит в непрестанном разрушении первоначальных, основных и существенных, форм языка.

Утверждал СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ЯЗЫКА!! → «…все построение языка, от отдельного звука до предложения и сочетания предложений, представляет нам живую связь отдельных членов, дополняющих друг друга и образующих одно целое, которое в свою очередь дает смысл и значение каждому из этих членов».

ЯЗЫК - совокупность грамматических форм самого разнообразного происхождения и состава. ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА - сочетание разновременных явлений «история языка стоит в теснейшей связи с современным его состоянием, ибо восстанавливает и объясняет то, что теперь употребляется бессознательно».

Теорию одновременного существования в языке старого и нового в дальнейшем поддержат А.А. Потебня и И.А. Бодуэн де Куртенэ.

Об изучении языка: недостаточно помнить и знать правила и исключения, надо их «разуметь». Это «разумение» языка дает лингвистический способ изучения языка. Современный язык представляет собой совокупность грамматических форм самого разнообразного происхождения и состава. Понять это можно только при условии, если части будут рассматриваться в связи с их целым в соответствии с законами исторического развития. В отличие от правил, которые опираются на современное употребление книжного языка «грамматические законы основываются на свойствах языка постоянных и независящих от временного употребления, ограниченного только некоторыми формами».

Принцип историзма (историческая грамматика), по мнению Буслаева, соединяет оба способа изучения языка (филологический и лингвистический) и устанавливает точные границы между логикой и грамматикой. В результате исторического развития создается логика языка, которая «точнее, строже и совершеннее логики отдельных лиц, сколько бы проницательны и глубокомысленны они ни были».

Грамматика должна опираться на ЛОГИЧЕСКИЕ НАЧАЛА, т.к. в синтаксисе новейших языков «господствует отвлеченный смысл логических законов над этимологическою формою и над первоначальным наглядным представлением, ею выраженным».

Предложение стоит в центре грамматической системы Буслаева: «…Синтаксис есть основа всему построению языка, этимология же только приспособляет слова различными изменениями и формами к составлению предложения. Как слово есть часть предложения, так и этимология входит в синтаксис как его часть. Части речи суть не иное, что различные формы мысли».

Синтаксическая теория должна строиться на основе признания целостности языка и примата содержания над формой.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Буслаев развил и уточнил положение логико-семантической школы логического направления в грамматике.

Создал учение о:

  1. логико-формальной основе предложения,
  2. о сокращении и слиянии предложений,
  3. о второстепенных членах предложения и придаточных предложениях.

Основной принцип синтаксического анализа → логико-семантические признаки признаются ведущими → наиболее характерной особенностью логического направления в языкознании является рассмотрение философии языка как проблемы логической. Языковая семантика отождествляется с логическими категориями и операциями, а языковые формы – с логическими формами мышления.

Т.е. слово семантически есть понятие, предложение – суждение (пропозиция), а сложное предложение и контекст – умозаключение.

На передний план выдвигается изучение универсальных свойств языка.

ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА – предложение.

ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ - часть речи.

Грамматические формы являются их знаками.

ЗАДАЧА ГРАММАТИКИ - обнаружить соответствие языковых форм логическим категориям, которые исчисляемы.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ.

3. Сильные стороны:

· Каждая его работа вносила что-нибудь новое в знания о языке. Например, книга «О преподавании отечественного языка» явилась прекрасным образцом применения к фактам языка исторического метода исследования. В ней впервые была показана связь истории русского языка с историей русского народа;

· Рассматривал язык как систему;

· Выдвинул теорию «одновременного существования старого и нового»;

· В своих работах постоянно сравнивал материал русского языка с другими родственными языками;

· Создал историческую грамматику русского языка;

· Собрал очень богатый историко-лингвистический материал.

Слабые стороны:

· Предупреждая об опасности смешения логики и грамматики, Буслаев сам не избежал подобной ошибки; например, предложение определяет как выраженное словами суждение;

· Н.Г. Чернышевский отмечал, что пристрастие к отжившему и нелепому у Буслаева берет верх над современными научными убеждениями;

· Односторонность исторических взглядов, т.е. история языка, по его мнению, связана только с прошлым народа, когда слово воспринималось в своем существенном значении. В дальнейшем слово теряет первоначальное значение, начинает употребляться бессознательно;

· В.В. Виноградов отмечает традиционность теоретических основ буслаевского синтаксиса.

4. Очень важной для лингвистической науки стала книга «О преподавании отечественного языка» (1844), в которой Буслаев выступил за изучение живого русского языка, за развитие культуры речи, провозгласив, что «действительно, только со стороны грамматики, теории и истории языка и можно ожидать воскресения нашей риторики. Только филология и лингвистика дадут непреложные начала теории словесности и защитят ее от пошлой болтовни беллетристов».

Книга Ф. И. Буслаева «Опыт исторической грамматики русского языка» (Ч. 1–2. М., 1858; начиная со 2-го изд. – 1863 г. – выходила под загл. «Историческая грамматика русского языка») положила начало новому этапу университетского преподавания истории русского языка в России. Буслаев четко определил источники исторической грамматики русского языка: «церковнославянский язык… собственно русский народный язык… образцовые писатели, устроившие наш современный язык книжный. Из них важнейшие суть Ломоносов, Карамзин и Пушкин… Важнейшее участие приняли Жуковский и Крылов. Язык, ныне употребляемый образованными людьми, составился под влиянием литературного. В правилах для употребления языка грамматика пользуется авторитетом образцовых писателей, т. е. их примером, свидетельством и указанием» (цит. по изд. 1865 г.). Так была поставлена в русском языкознании проблема нормы.

Важным вкладом в отечественную науку явилась подготовленная Буслаевым «Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков» (1861) – итог его научных разысканий в области изучения древних рукописей и их историко-лингвистического комментирования. При этом чрезвычайно важным было то, что из 130 произведений XI–XVII вв., вошедших в хрестоматию, 69 были опубликованы впервые по рукописям. Это позволило современникам значительно расширить представления об объеме древнерусской литературы и ее жанровой специфике, оценить языковые особенности памятников разных жанров. Особую ценность представляли примечания к публикуемым текстам: они предлагали читателю серьезную историко-литературную характеристику памятника, его места в истории русской культуры. Благодаря историко-лингвистическим комментариям читатель получал полную и обстоятельную картину развития русской литературы и истории бытования на Руси церковнославянского и древнерусского языков. Сформулировав принципы построения исторической грамматики русского языка, он определил цели сравнительной грамматики родственных языков. В отличие от предшествующей грамматической традиции, проведя четкую границу между морфологией и синтаксисом, Ф. И. Буслаев в учении о частях речи различал морфологические признаки (словообразование и словоизменение) и синтаксические (значение и употребление частей речи).

В учении Буслаева о членах предложения, о сложноподчиненном предложении нашло отражение отождествление логических и грамматических категорий, однако в основных чертах классификация второстепенных членов предложения, типов придаточных предложений сохранялась свыше ста лет в практике школьного преподавания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: