Структуры, объединения, перечисления

Ссылки

Альтернативой указателям являются ссылки.

Ссылка- это переменная, которая является альтернативным именем другой переменной. Ссылка при объявлении должна быть инициализирована и только один раз. После инициализации ее значение изменять нельзя, т.е. нельзя, чтобы такая ссылка ссылалась на другую переменную. Отличие ссылки от указателя рассмотрим на примере.

Пример: ссылка указатель

int tabn=1000; int tabn=1000;

int &r=tabn; int *p=&tabn;

cout<<r<<'\n';//r=1000 cout<<*p<<'\n';//*p=1000

tabn=2000; tabn=2000;

cout<<r<<'\n';//r=2000 cout<<*p<<'\n';//*p=2000

r=3000; *p=3000;

cout<<tabn<<'\n';//tabn=3000 cout<<tabn<<'\n';//tabn=3000

Результаты примеров с ссылкой и указателем одинаковы. Но использование ссылки по сравнению с указателем более удобно, так как ссылка пишется как обычная переменная и не требует операций адресации(&) и разадресации(*). Ссылка r определяет местоположение в памяти переменной tabn. При изменении значения tabn (tabn=2000;) ссылка r получает это новое значение. При изменении значения ссылки (r=3000) переменная tabn получает это новое значение. Более точнее можно сказать следующее об операциях над ссылкой. Операция присваивания ссылке r значения 3000 не изменяет ссылку, т.е. ссылка r всегда ссылается на int tabn, а операция присваивания применяется к переменной tabn.

Таким образом, операции выполняются не над ссылками, а над переменными, на которые они ссылаются. Ссылку образно можно рассматривать, как константный указатель, который всегда разадресован. Необходимо подчеркнуть, что ссылка не является копией переменной, а является вторым именем (алиасом, псевдонимом) этой переменной.

Ссылки используются в качестве формальных параметров функций при передаче агрегированных данных (структур, объединений). При вызове функции автоматически вычисляется адрес фактического параметра (переменной вызывающей функции) и помещается в стек, затем копия адреса присваивается формальному параметру (ссылке). Аналогично выполняется возврат значения функции по ссылке. Возвращать ссылку, как и указатель, на локальную переменную нельзя.

Преимущества ссылок заключаются в следующем:

- эффективное выполнение программы при использовании ссылок в качестве параметров функций при передаче агрегированных данных (как и указатели);

- возможность изменения значений переменных вызывающей функции при изменении значений параметров вызываемой функции, т.е. возможность использования ссылок для возврата значений помимо оператора return (как и указатели);

- по сравнению с указателями, ссылки более удобны при программировании, т.к. используются обычные имена переменных и не требуются операции адресации и разадресации.

Типы данных, определяемые пользователем:

Структура - это поименованная совокупность данных, состоящая из фиксированного числа компонентов разных типов. Компоненты структуры называются полями.

Пример:

struct tip_rab //Объявление типа структура tip_rab

{

int tabn;

char fio[20];

float zarp;

};

tip_rab rab1,rab2,brigada[10];//Объявление переменных типа

//структура tip_rab

Типы полей структуры - это любые типы, включая тип структура. Таким образом, возможно создание иерархической структуры данных.

Доступ к полям структуры осуществляется с помощью составного идентификатора:

per.pole

,где pole – идентификатор (имя) поля структуры;

символ (.) - операция выбора поля структуры.

Пример:

rab1.tabn=1200;

Над целыми структурами, имеющими один и тот же идентификатор типа, возможна операция присваивания.

Пример:

rab1=rab2;

Тип структура является основным типом данных в экономических и управленческих задачах. В качестве параметров функций используются ссылки на тип структура.

Пример:

//Вызываемая функция //Вызывающая функция

void vyvod(tip_rab &x) tip_rab rez;

{ //rez имеет значение

cout<<x.tabn<<'\n'...

<<x.fio<<'\n' vyvod(rez);

<<x.zarp<<'\n';

}

Если необходимо заблокировать изменение переменной rez от функции vyvod, то необходим модификатор const: const tip_rab &x.

Объединение - это поименованная совокупность данных, состоящая из фиксированного числа компонентов разных типов, но активным может быть только один компонент (одно поле). Многие синтаксические и функциональные свойства объединений совпадают со структурами.

Пример:

union tip_rab //Объявление типа объединение

{

int tabn; //Размер 2 байта

char fio[20]; //размер 20 байт

float zarp; //размер 4 байта

};

...

tip_rab rab1,rab2;//Объявление переменных типа tip_rab

Размер объединения равен максимальному размеру всех его полей, в нашем примере - 20 байт. Одновременно в памяти может находиться значение только одного поля. Переменная rab1 может одновременно хранить в 20 байтах либо значение int, либо массив char, либо значение float.

Доступ к полям объединения такой же, как и в структуре. Объединение может быть инициализировано только одним значением.

Перечисление - это упорядоченная последовательность идентификаторов пользователя (перечисляемых констант), принимаемых переменной, причём каждому идентификатору назначается целое значение.

Упорядоченность идентификаторов пользователя определяется возрастающей последовательностью целочисленных значений идентификаторов. По умолчанию идентификаторы инициализируются значениями 0,1 и т.д.

Примеры:

enum selector {vyhod,sozd,prosm,ud,zam};//vyhod=0,sozd=1,...

enum dni {pn,vt,sr,cht,pt,sb,vs};//pn=0,vt=1,...

selector sel1;//Объявление переменной типа selector

dni d; //объявление переменной типа dni

При объявлении перечисления можно явно инициализировать идентификаторы пользователя целыми значениями.

Пример:

enum dni {pn=1,vt,sr,cht=pn+7,pt,sb,vs};//pn=1,vt=2,sr=3,

//cht=8,pt=9,sb=10,vs=11

Пример неименованного перечисления:

enum {false,true}; //символические константы false=0,true=1

Над переменной перечисляемого типа возможны операции:

- операция присваивания, например, sel1=sozd; d=vs;

- операции отношения, например, if (sel1==sozd)...;

- любые операции, выполняемые над типом int.

Преимущество перечислений - возможность использования идентификаторов, несущих смысл, вместо числовых значений, в результате чего облегчается программирование и повышается читабельность программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: