Настоящее неактуальное

Как уже отмечалось выше, неактуальность за­ключается в отсутствии указания на отнесенность действия к моменту речи. Основной раз­новидностью настоящего неактуального является абст­рактное настоящее. За пределами абстрактного настоя­щего остаются случаи, когда обозначаются конкретные единичные действия, но такие, которые не происходят в момент речи.

1. Рассмотрим выражение абстрактного насто­ящего.

Признаком такого настоящего является нелокализованность действия во времени. Действие не при­креплено к какой-то точке или к одному определенному отрезку настоящего. Несовершенный вид при этом высту­пает в неограниченно-кратном значении.

Значение повторяющегося, обычного и обобщенного действия может определяться такими лексическими пока­зателями, как каждый вечер, не раз, часто, обычно, всег­да, никогда. Например: Сейчас сижу под лапами боль­шой лиственницы и кипячу чай. Пока вода вскипит, я пишу тебе... [заканчивается план конкретного настоя­щего момента речи; далее то же действие пишу обоб­щается, становится нелокализованным в плане абстракт­ного настоящего, охватывающем в данном случае и известный период прошлого]; Я тебе всегда пишу именно в это время (Осипов. Неотправленное письмо).

Обычность (обобщенность) действия в настоящем вре­мени может быть подчеркнута и иными средствами, на­пример употреблением форм 2-го лица единственного числа в обобщенно-личном значении: Все, о чем меч­таешь, приходит или не тогда, когда надо, или не в том виде, как хочется (Конашевич. О себе и своем деле). В таких случаях аспектуально-темпоральное значение временной нелокализованности создается с участием функционально-семантической категории персональности: в едином семантическом комплексе сочетаются элементы обобщенности действия и субъекта.

Настоящее потенциальное [12]. Поскольку обо­значается действие обобщенное, данный тип функциони­рования нашей формы относится к абстрактному настоя­щему. Модальная окраска, сочетаясь с временным значе­нием, создает модально-временные оттенки. Это и дает основания выделять «настоящее потенциальное» как осо­бую разновидность абстрактного настоящего. Несовершенный вид в этом случае выступает в потенциально-ка­чественном значении.

А. Оттенок способности, умения. Подразу­мевается способность делать что-то вообще, а не в мо­мент речи. Эта потенциальная способность может про­явиться в любой момент обобщенного настоящего. На­пример: [ Гурьевна ]. Он много смешных слов знает и на гитаре играет [т. е. умеет играть] (А. Островский. Блажь); Скажу вам без лести, вы отлично гребете. И последний развчера (Куприн. Колесо времени); Ты танцуешь?Танцую, только плохо (Тургенев. Отцы и дети); Княгиня, услыхав о том, что Варенька хо­рошо поет, попросила ее прийти к ним петь вечером.Кити играет, и у нас есть фортепьяно... (Л. Толстой. Анна Каренина).

Модальный оттенок способности, умения сочетается с качественным, квалифицирующим оттенком: потенци­альная способность к действию характеризует субъекта. Примечательно, что в рассматриваемом употреблении представлена или возможна сочетаемость с лексическими показателями качества типа отлично, плохо.

Б. Оттенок долженствования («настоящее предписания»). Долженствование в плане абст­рактного настоящего не отделено резкой гранью от сфе­ры будущего: Узнал Волгин... что «почтарь не должен гнать скорее лошадь против положенного времени, а в случае понуждения к тому побоями, он оставляет [ср.: должен оставить ] едущего на дороге или, по прибы­тии на станцию, доносит о том почтовому началь­ству...» (Никулин. России верные сыны).

2. Рассмотрим теперь варианты настоящего неактуального, находящиеся за пределами абстрактного настоящего или в известном смыс­ле нейтральные по отношению к признаку локализованности/нелокализованности действия в рамках настоящего.

Те варианты настоящего неактуального, о которых бу­дет идти речь ниже, выделяются главным образом по специфической цели и сфере употребления. Эти особен­ности отражаются и на семантической стороне интере­сующих нас вариантов, но все же основой их характери­стики и классификации является специальная сфера и цель употребления. Мы имеем здесь дело с особыми функциями, но далеко не всегда можно утверждать, что перед нами особые частные значения или варианты та­ких значений.

Сценическое настоящее используется в сцени­ческих ремарках. Обозначается действие, одновремен­ное не с моментом речи, а с одним из моментов «сцени­ческого времени» (поэтому мы и говорим о неактуальном настоящем). Нередко в окружении форм настоящего вре­мени встречаются формы прошедшего совершенного в перфектном значении. Например: [ Надя ]. Хотите чаю?... (Генерал хохочет, Клеопатра пожимает плечами. Татьяна смотрит на Грекова и что-то напевает сквозь зубы. Полина опустила голову и тщательно вытирает ложки полотенцем) (Горький. Враги).

Настоящее изложения представлено в кино­сценариях, либретто, при изложении содержания того или иного произведения или документа. Формы настоящего времени в таком употреблении используются для конста­тации определенной последовательности или совокупности событий. Например: Туман рассеивается. Изумленный Руслан видит грозную голову великана. Голова гонит витязя прочь, поднимает бурю (Либ­ретто оперы «Руслан и Людмила»).

При изложении содержания того или иного произве­дения настоящее время может сочетаться с формами про­шедшего времени. Например: Герой романакнязь Валковский. Валковский очень доверяет Ихменеву и даже посылает к нему под надзор в деревню 19-летнего сына своего Алешу... Но через год князь приехал в имение, поссорился с Ихменевым... отнял у него управление именьем, сделал на него начет и завел процесс... Вот завязка романа (Добролюбов. Забитые люди).

В известном отношении настоящее изложения сходно с настоящим сценическим: в обоих случаях употребле­ние форм настоящего времени основано на отношении одновременности с каким-то моментом, помимо момента речи, т. е. на временной относительности в широком смыс­ле этого понятия.

«Настоящее номинации» имеет очень узкую и специфическую сферу распространения. Речь идет об использовании форм настоящего времени в заголовках, названиях картин и т. п. Форма настоящего времени в этом случае реализует свое грамматическое значение как выражение данности, наличия того, о чем гласит заголовок, что изображает картина и т. п. Можно гово­рить и о своеобразном варианте значения одновремен­ности: перед нами одновременность по отношению к тому, о чем идет речь в главе, в названии которой употреблено настоящее время, к тому, что изображено художником. Например: IV. Горюновы поступают в рабочие на про­мысла и опять встречаются с полесовщиком (Ре­шетников. Где лучше?); В. В. Верещагин. Напа­дают врасплох.

Изобразительное настоящее [13]. Оно отражает эстетическую, художественно-изобразительную функцию языка (разумеется, и здесь, как и вообще в языке, эсте­тическая функция накладывается на коммуникативную и на функцию выражения мысли). Художественно-изо­бразительная функция данной разновидности настоящего времени определяет и сферу употребления — литератур­но--художественное и прежде всего поэтическое описание. Например:

Туман осенний струится грустно

над серой далью нагих полей,

И сумрак тусклый, спускаясь с неба,

над миром виснет все тяжелей.

(Брюсов. Туман осенний)

Главным, основным значением форм настоящего несовершенного следует признать значение настоя­щего актуального.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: