Как уже отмечалось выше, неактуальность заключается в отсутствии указания на отнесенность действия к моменту речи. Основной разновидностью настоящего неактуального является абстрактное настоящее. За пределами абстрактного настоящего остаются случаи, когда обозначаются конкретные единичные действия, но такие, которые не происходят в момент речи.
1. Рассмотрим выражение абстрактного настоящего.
Признаком такого настоящего является нелокализованность действия во времени. Действие не прикреплено к какой-то точке или к одному определенному отрезку настоящего. Несовершенный вид при этом выступает в неограниченно-кратном значении.
Значение повторяющегося, обычного и обобщенного действия может определяться такими лексическими показателями, как каждый вечер, не раз, часто, обычно, всегда, никогда. Например: Сейчас сижу под лапами большой лиственницы и кипячу чай. Пока вода вскипит, я пишу тебе... [заканчивается план конкретного настоящего момента речи; далее то же действие пишу обобщается, становится нелокализованным в плане абстрактного настоящего, охватывающем в данном случае и известный период прошлого]; Я тебе всегда пишу именно в это время (Осипов. Неотправленное письмо).
|
|
Обычность (обобщенность) действия в настоящем времени может быть подчеркнута и иными средствами, например употреблением форм 2-го лица единственного числа в обобщенно-личном значении: Все, о чем мечтаешь, приходит или не тогда, когда надо, или не в том виде, как хочется (Конашевич. О себе и своем деле). В таких случаях аспектуально-темпоральное значение временной нелокализованности создается с участием функционально-семантической категории персональности: в едином семантическом комплексе сочетаются элементы обобщенности действия и субъекта.
Настоящее потенциальное [12]. Поскольку обозначается действие обобщенное, данный тип функционирования нашей формы относится к абстрактному настоящему. Модальная окраска, сочетаясь с временным значением, создает модально-временные оттенки. Это и дает основания выделять «настоящее потенциальное» как особую разновидность абстрактного настоящего. Несовершенный вид в этом случае выступает в потенциально-качественном значении.
А. Оттенок способности, умения. Подразумевается способность делать что-то вообще, а не в момент речи. Эта потенциальная способность может проявиться в любой момент обобщенного настоящего. Например: [ Гурьевна ]. Он много смешных слов знает и на гитаре играет [т. е. умеет играть] (А. Островский. Блажь); Скажу вам без лести, вы отлично гребете. И последний раз — вчера (Куприн. Колесо времени); Ты танцуешь? — Танцую, только плохо (Тургенев. Отцы и дети); Княгиня, услыхав о том, что Варенька хорошо поет, попросила ее прийти к ним петь вечером. — Кити играет, и у нас есть фортепьяно... (Л. Толстой. Анна Каренина).
|
|
Модальный оттенок способности, умения сочетается с качественным, квалифицирующим оттенком: потенциальная способность к действию характеризует субъекта. Примечательно, что в рассматриваемом употреблении представлена или возможна сочетаемость с лексическими показателями качества типа отлично, плохо.
Б. Оттенок долженствования («настоящее предписания»). Долженствование в плане абстрактного настоящего не отделено резкой гранью от сферы будущего: Узнал Волгин... что «почтарь не должен гнать скорее лошадь против положенного времени, а в случае понуждения к тому побоями, он оставляет [ср.: должен оставить ] едущего на дороге или, по прибытии на станцию, доносит о том почтовому начальству...» (Никулин. России верные сыны).
2. Рассмотрим теперь варианты настоящего неактуального, находящиеся за пределами абстрактного настоящего или в известном смысле нейтральные по отношению к признаку локализованности/нелокализованности действия в рамках настоящего.
Те варианты настоящего неактуального, о которых будет идти речь ниже, выделяются главным образом по специфической цели и сфере употребления. Эти особенности отражаются и на семантической стороне интересующих нас вариантов, но все же основой их характеристики и классификации является специальная сфера и цель употребления. Мы имеем здесь дело с особыми функциями, но далеко не всегда можно утверждать, что перед нами особые частные значения или варианты таких значений.
Сценическое настоящее используется в сценических ремарках. Обозначается действие, одновременное не с моментом речи, а с одним из моментов «сценического времени» (поэтому мы и говорим о неактуальном настоящем). Нередко в окружении форм настоящего времени встречаются формы прошедшего совершенного в перфектном значении. Например: [ Надя ]. Хотите чаю?... (Генерал хохочет, Клеопатра пожимает плечами. Татьяна смотрит на Грекова и что-то напевает сквозь зубы. Полина опустила голову и тщательно вытирает ложки полотенцем) (Горький. Враги).
Настоящее изложения представлено в киносценариях, либретто, при изложении содержания того или иного произведения или документа. Формы настоящего времени в таком употреблении используются для констатации определенной последовательности или совокупности событий. Например: Туман рассеивается. Изумленный Руслан видит грозную голову великана. Голова гонит витязя прочь, поднимает бурю (Либретто оперы «Руслан и Людмила»).
При изложении содержания того или иного произведения настоящее время может сочетаться с формами прошедшего времени. Например: Герой романа — князь Валковский. Валковский очень доверяет Ихменеву и даже посылает к нему под надзор в деревню 19-летнего сына своего Алешу... Но через год князь приехал в имение, поссорился с Ихменевым... отнял у него управление именьем, сделал на него начет и завел процесс... Вот завязка романа (Добролюбов. Забитые люди).
В известном отношении настоящее изложения сходно с настоящим сценическим: в обоих случаях употребление форм настоящего времени основано на отношении одновременности с каким-то моментом, помимо момента речи, т. е. на временной относительности в широком смысле этого понятия.
«Настоящее номинации» имеет очень узкую и специфическую сферу распространения. Речь идет об использовании форм настоящего времени в заголовках, названиях картин и т. п. Форма настоящего времени в этом случае реализует свое грамматическое значение как выражение данности, наличия того, о чем гласит заголовок, что изображает картина и т. п. Можно говорить и о своеобразном варианте значения одновременности: перед нами одновременность по отношению к тому, о чем идет речь в главе, в названии которой употреблено настоящее время, к тому, что изображено художником. Например: IV. Горюновы поступают в рабочие на промысла и опять встречаются с полесовщиком (Решетников. Где лучше?); В. В. Верещагин. Нападают врасплох.
|
|
Изобразительное настоящее [13]. Оно отражает эстетическую, художественно-изобразительную функцию языка (разумеется, и здесь, как и вообще в языке, эстетическая функция накладывается на коммуникативную и на функцию выражения мысли). Художественно-изобразительная функция данной разновидности настоящего времени определяет и сферу употребления — литературно--художественное и прежде всего поэтическое описание. Например:
Туман осенний струится грустно
над серой далью нагих полей,
И сумрак тусклый, спускаясь с неба,
над миром виснет все тяжелей.
(Брюсов. Туман осенний)
Главным, основным значением форм настоящего несовершенного следует признать значение настоящего актуального.