Рождение идеи гражданского общества и основные этапы эволюции

Другие подразделы политологии

Еще более сложным оказывается вопрос о том, где конча­ется духовная сфера и где начинается мир политического. Попытаемся объяснить это на конкретном примере. В каче­стве центрального субъекта мира политического выступает человек. Однако человек является существом не только со­циальным, политическим и экономическим, но и духовным, носителем определенных социокультурных, политико-куль­турных, морально-этических норм и ценностей.

Очевидно, что, обращаясь к человеку, политология втор­гается в сферу интересов философии, этики, культурологии, а они, в свою очередь, — в сферу интересов самой политоло­гии. На пересечении этих сфер мы можем говорить о поли­тической философии, политической антропологии, полити­ческой психологии, политической этике, политической культуре как особых областях исследования и, с определен­ными оговорками, как о самостоятельных дисциплинах или разделах политической науки.

В той или иной форме политология затрагивает такие вечные вопросы, как место и роль человека в обществе, сущ­ность и предназначение политики. В определенном смысле можно сказать, что сама политическая философия является составной частью политической действительности, так как любой политический режим нуждается в философском и идеологическом обосновании своего существования. Путей и вариантов такого обоснования множество. Это проявляет­ся в формировании различных идейно-политических тече­ний: либершшзма, консерватизма, марксизма, социал-де­мократизма и др.

Политическая философия — это, во-первых, особая дис­циплина, располагающаяся на пересечении философии и политической науки. В этом качестве она призвана изучать духовные и мировоззренческие аспекты мира политическо­го. Во-вторых, это та сфера духовной деятельности людей, где формируются мировоззренческие, нормативные и цен­ностные основы мира политического, сама идея политиче­ского, идеи государства и власти. В центре ее внимания — не текущая политическая ситуация, не преходящие формы и проявления политической деятельности, а природа мира по­литического, политической жизни вообще, например не по­литический режим современной России или деятельность Государственной Думы, а природа государства и власти, не причины и итоги Второй мировой войны, а природа войны, ее место и роль в жизни человеческих сообществ.


Иначе говоря, политическую философию интересуют не столько конкретные факты, касающиеся мира политическо­го, сколько значимость и смысл политики. Она призвана по­стигать сущность политического, природу политических ве­щей в самом широком и глубинном их понимании. Политическая философия размышляет над критериями раз­деления добра и зла, справедливого и несправедливого, со­вершенного и несовершенного, подлежащего сохранению или изменению, одобрению или осуждению в политике.

Политическая психология призвана изучать роль настро­ений, установок, ориентации, убеждений, ожиданий, моти­ваций в политическом поведении людей. Особенно широко исследования такого рода используются при изучении об­щественного мнения, политической социализации, полити­ческого конфликта и сотрудничества, поведения избирате­лей, их политических установок.

Основателем политической психологии считается амери­канский исследователь Г. Ласуэлл, который в 1930 г. опублико­вал работу «Психология и политика», а в 1950 г. в соавторстве с А. Каштаном — «Власть и общество». Особенно сильный им­пульс политическая психология получила с развертыванием после Второй мировой войны так называемой «бихевиористс­кой революции».

В качестве самостоятельного раздела политологии выде­ляется также политическая антропология. Она занимается сис­темами и институтами управления различных этнических сообществ, в особенности развивающихся (преимущественно незападных). Пристальное внимание политическая антрополо­гия уделяет выявлению обусловленности политического пове­дения людей культурой группы, коллектива, сообщества, срав­нительному анализу политических систем и политических культур, открывая тем самым возможность полнее понять по­литические реальности современного мира.

Подводя итог, можно сказать, что предметом политологии является политическое в его целостности, взятое в контексте исторического развития и реальной социальной действитель­ности. В фокусе зрения политической науки такие институты и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое поведение, поли­тическая культура, история политических учений и т.д., для всестороннего изучения основополагающих аспектов мира по­литического в рамках политологии выделяется ряд подразде­лов, таких как политическая социология, политическая фило­софия, политическая психология, политическая антропология.



Тема 3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Форма государства, тип политической системы в значитель­ной степени определяются типом соответствующего общества. Политика, ее сущность, характер, формы функционирования в значительной мере обусловливаются факторами, процессами и событиями, разворачивающимися в гражданском обществе. Поэтому для выявления сущности мира политического в це­лом, политических феноменов и процессов необходимо опре­делить тип общества, тех социологических оснований и усло­вий, на которых они разворачиваются. В этом контексте особую актуальность приобретают вопросы: что же такое граж­данское общество? какое место его институты занимают в жиз­недеятельности людей вообще и в общественно-политической системе в частности?

Человек по своей природе существо общественное, и не­возможно представить его жизнь вне общества, вне многооб­разных связей с другими людьми. Общество как специфичес­ки человеческая общность возникло в глубокой древности, еще на заре человеческой истории, оно предшествовало го­сударству, поэтому применительно к родовому обществу периода первобытно-общинного строя совершенно спра­ведливо говорят о догосударственной организации челове­ческих сообществ. В дальнейшем общество развиваюсь в неразрывном единстве с государством. Формирование и раз­витие гражданского общества и государственно-политичес­ких институтов западной цивилизации шли в самой тесной взаимосвязи, дополняя и обусловливая друг друга как со­ставные частей единой системы.

Говорить о гражданском обществе в современном понима­нии этого слова можно лишь с момента появления гражданина


как самостоятельного и сознающего себя таковым индивида, наделенного неотчуждаемыми правами и свободами и в то же время несущего перед обществом моральную и иную ответ­ственность за свои действия. О трудностях станоатения граж­данского общества свидетельствуют как драматические эпизо­ды истории его формирования и развития, так и острые дебаты, сопровождавшие разработку концепции гражданского общества в западной общественно-политической мысли.

Путь западной цивилизации к гражданскому обществу был отмечен острыми и длительными социальными, политически­ми и идеологическими столкновениями, включая растянувшу­юся на много десятилетий полосу политических революций.

Само понятие «гражданское общество» восходит корня­ми к временам Античности. У античных мыслителей поня­тия «гражданское общество», «политическое сообщество» и «государство» выступали в качестве синонимов, взаимоза­меняемых терминов. Понятие «политическое» охватывало все важнейшие сферы жизни людей: семью, религию, образова­ние, художественную культуру, искусство. Поэтому неудиви­тельно, что древнегреческому полису было свойственно единство гражданского коллектива и государства. Общество составляло неразрывное целое с государством, с миром по­литического. Государство-полис сливалось с обществом как таковым, обеспечивающим жизнедеятельность людей во всех ее формах и проявлениях. Речь, по сути дела, шла об обществе-государстве как единой целостности.

В Средние века такие важнейшие социальные институты, как собственность, семья, организация труда и др., приобрели статус элементов государственной жизни. Судьба каждого че­ловека была неразрывно связана с сословием, корпорацией, общиной. Особенно отчетливые формы эта нераздельность, слитность приобрела в тех странах, где существовала крепост­ная зависимость и сохранялась сельская община.

Переход от Средневековья к Новому времени ознамено­вался формированием идеи личности, наделенной от приро­ды неотчуждаемыми правами на жизнь, своду и собствен­ность и обладающей собственными интересами, которые могут не совпадать с интересами общества. Именно эта идея лежит в основе концепции прав человека.

Постепенно зрело осознание факта существования про­тиворечий между обществом и государством, формиро­вались институты, ценности и отношения гражданского об­щества. Мыслители Нового времени, «открыв» личность,





вместе с тем провозгласили существование вечного конф­ликта между личностью и обществом. Все это в конечном итоге способствовало формированию идеи гражданского об­щества и мира политического как самостоятельных подсис­тем человеческого социума. Обосновывая эту мысль, извест­ный английский философ конца XVII — начала XVIII в. Дж. Локк утверждал, что общество предшествует государству, оно существует «по природе». Государство, по его мнению, напоминает головной убор, а гражданское общество — саму голову, головной убор при необходимости можно менять и даже выбросить, что нельзя сделать с головой.

Осознание различия интересов общества и государства побуждало к поиску аргументов в защиту политического строя, способного обеспечить равенство политических прав людей независимо от их социального происхождения, веро­исповедания, национальной принадлежности, гарантиро­вать гражданские свободы, конституционную систему уп­равления. Именно эту цель преследовали политические революции, начало которым было положено Английской буржуазной революцией середины XVII в.

Таким образом, политическое освобождение представля­ло собой одновременно и освобождение гражданского об­щества от государства. Эти начала окончательно утвердились во второй половине XVIII—XIX вв. в процессе формирования капиталистической системы с такими ее основополагающи­ми элементами, как частная собственность, свободно-рыноч­ная экономика, представительно-парламентская демократия и правовое государство. В тот период основную лепту в раз­работку идеи гражданского общества помимо Локка внесли шотландский философ А. Фергюсон, французский поли­тический философ Ш.-Л. Монтескье, немецкий философ И. Кант и др.

Главная же заслуга в разработке концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством принадлежит немецкому философу XIX в. Г В. Ф. Гегелю. Совокупность част­ных лиц, классов, групп, корпораций, сословий, институ­тов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые как таковые прямо не зависят от самого государства, — это и есть, по мнению Гегеля, гражданское общество. При этом Гегель, всячески подчеркивая тезис об их неразрывном единстве, утверждал, что правовое государ­ство и гражданское общество представляют собой две сторо­ны одной и той же медали.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: