Другие подразделы политологии
Еще более сложным оказывается вопрос о том, где кончается духовная сфера и где начинается мир политического. Попытаемся объяснить это на конкретном примере. В качестве центрального субъекта мира политического выступает человек. Однако человек является существом не только социальным, политическим и экономическим, но и духовным, носителем определенных социокультурных, политико-культурных, морально-этических норм и ценностей.
Очевидно, что, обращаясь к человеку, политология вторгается в сферу интересов философии, этики, культурологии, а они, в свою очередь, — в сферу интересов самой политологии. На пересечении этих сфер мы можем говорить о политической философии, политической антропологии, политической психологии, политической этике, политической культуре как особых областях исследования и, с определенными оговорками, как о самостоятельных дисциплинах или разделах политической науки.
В той или иной форме политология затрагивает такие вечные вопросы, как место и роль человека в обществе, сущность и предназначение политики. В определенном смысле можно сказать, что сама политическая философия является составной частью политической действительности, так как любой политический режим нуждается в философском и идеологическом обосновании своего существования. Путей и вариантов такого обоснования множество. Это проявляется в формировании различных идейно-политических течений: либершшзма, консерватизма, марксизма, социал-демократизма и др.
|
|
Политическая философия — это, во-первых, особая дисциплина, располагающаяся на пересечении философии и политической науки. В этом качестве она призвана изучать духовные и мировоззренческие аспекты мира политического. Во-вторых, это та сфера духовной деятельности людей, где формируются мировоззренческие, нормативные и ценностные основы мира политического, сама идея политического, идеи государства и власти. В центре ее внимания — не текущая политическая ситуация, не преходящие формы и проявления политической деятельности, а природа мира политического, политической жизни вообще, например не политический режим современной России или деятельность Государственной Думы, а природа государства и власти, не причины и итоги Второй мировой войны, а природа войны, ее место и роль в жизни человеческих сообществ.
Иначе говоря, политическую философию интересуют не столько конкретные факты, касающиеся мира политического, сколько значимость и смысл политики. Она призвана постигать сущность политического, природу политических вещей в самом широком и глубинном их понимании. Политическая философия размышляет над критериями разделения добра и зла, справедливого и несправедливого, совершенного и несовершенного, подлежащего сохранению или изменению, одобрению или осуждению в политике.
|
|
Политическая психология призвана изучать роль настроений, установок, ориентации, убеждений, ожиданий, мотиваций в политическом поведении людей. Особенно широко исследования такого рода используются при изучении общественного мнения, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества, поведения избирателей, их политических установок.
Основателем политической психологии считается американский исследователь Г. Ласуэлл, который в 1930 г. опубликовал работу «Психология и политика», а в 1950 г. в соавторстве с А. Каштаном — «Власть и общество». Особенно сильный импульс политическая психология получила с развертыванием после Второй мировой войны так называемой «бихевиористской революции».
В качестве самостоятельного раздела политологии выделяется также политическая антропология. Она занимается системами и институтами управления различных этнических сообществ, в особенности развивающихся (преимущественно незападных). Пристальное внимание политическая антропология уделяет выявлению обусловленности политического поведения людей культурой группы, коллектива, сообщества, сравнительному анализу политических систем и политических культур, открывая тем самым возможность полнее понять политические реальности современного мира.
Подводя итог, можно сказать, что предметом политологии является политическое в его целостности, взятое в контексте исторического развития и реальной социальной действительности. В фокусе зрения политической науки такие институты и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое поведение, политическая культура, история политических учений и т.д., для всестороннего изучения основополагающих аспектов мира политического в рамках политологии выделяется ряд подразделов, таких как политическая социология, политическая философия, политическая психология, политическая антропология.
Тема 3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Форма государства, тип политической системы в значительной степени определяются типом соответствующего общества. Политика, ее сущность, характер, формы функционирования в значительной мере обусловливаются факторами, процессами и событиями, разворачивающимися в гражданском обществе. Поэтому для выявления сущности мира политического в целом, политических феноменов и процессов необходимо определить тип общества, тех социологических оснований и условий, на которых они разворачиваются. В этом контексте особую актуальность приобретают вопросы: что же такое гражданское общество? какое место его институты занимают в жизнедеятельности людей вообще и в общественно-политической системе в частности?
Человек по своей природе существо общественное, и невозможно представить его жизнь вне общества, вне многообразных связей с другими людьми. Общество как специфически человеческая общность возникло в глубокой древности, еще на заре человеческой истории, оно предшествовало государству, поэтому применительно к родовому обществу периода первобытно-общинного строя совершенно справедливо говорят о догосударственной организации человеческих сообществ. В дальнейшем общество развиваюсь в неразрывном единстве с государством. Формирование и развитие гражданского общества и государственно-политических институтов западной цивилизации шли в самой тесной взаимосвязи, дополняя и обусловливая друг друга как составные частей единой системы.
|
|
Говорить о гражданском обществе в современном понимании этого слова можно лишь с момента появления гражданина
как самостоятельного и сознающего себя таковым индивида, наделенного неотчуждаемыми правами и свободами и в то же время несущего перед обществом моральную и иную ответственность за свои действия. О трудностях станоатения гражданского общества свидетельствуют как драматические эпизоды истории его формирования и развития, так и острые дебаты, сопровождавшие разработку концепции гражданского общества в западной общественно-политической мысли.
Путь западной цивилизации к гражданскому обществу был отмечен острыми и длительными социальными, политическими и идеологическими столкновениями, включая растянувшуюся на много десятилетий полосу политических революций.
Само понятие «гражданское общество» восходит корнями к временам Античности. У античных мыслителей понятия «гражданское общество», «политическое сообщество» и «государство» выступали в качестве синонимов, взаимозаменяемых терминов. Понятие «политическое» охватывало все важнейшие сферы жизни людей: семью, религию, образование, художественную культуру, искусство. Поэтому неудивительно, что древнегреческому полису было свойственно единство гражданского коллектива и государства. Общество составляло неразрывное целое с государством, с миром политического. Государство-полис сливалось с обществом как таковым, обеспечивающим жизнедеятельность людей во всех ее формах и проявлениях. Речь, по сути дела, шла об обществе-государстве как единой целостности.
В Средние века такие важнейшие социальные институты, как собственность, семья, организация труда и др., приобрели статус элементов государственной жизни. Судьба каждого человека была неразрывно связана с сословием, корпорацией, общиной. Особенно отчетливые формы эта нераздельность, слитность приобрела в тех странах, где существовала крепостная зависимость и сохранялась сельская община.
|
|
Переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался формированием идеи личности, наделенной от природы неотчуждаемыми правами на жизнь, своду и собственность и обладающей собственными интересами, которые могут не совпадать с интересами общества. Именно эта идея лежит в основе концепции прав человека.
Постепенно зрело осознание факта существования противоречий между обществом и государством, формировались институты, ценности и отношения гражданского общества. Мыслители Нового времени, «открыв» личность,
вместе с тем провозгласили существование вечного конфликта между личностью и обществом. Все это в конечном итоге способствовало формированию идеи гражданского общества и мира политического как самостоятельных подсистем человеческого социума. Обосновывая эту мысль, известный английский философ конца XVII — начала XVIII в. Дж. Локк утверждал, что общество предшествует государству, оно существует «по природе». Государство, по его мнению, напоминает головной убор, а гражданское общество — саму голову, головной убор при необходимости можно менять и даже выбросить, что нельзя сделать с головой.
Осознание различия интересов общества и государства побуждало к поиску аргументов в защиту политического строя, способного обеспечить равенство политических прав людей независимо от их социального происхождения, вероисповедания, национальной принадлежности, гарантировать гражданские свободы, конституционную систему управления. Именно эту цель преследовали политические революции, начало которым было положено Английской буржуазной революцией середины XVII в.
Таким образом, политическое освобождение представляло собой одновременно и освобождение гражданского общества от государства. Эти начала окончательно утвердились во второй половине XVIII—XIX вв. в процессе формирования капиталистической системы с такими ее основополагающими элементами, как частная собственность, свободно-рыночная экономика, представительно-парламентская демократия и правовое государство. В тот период основную лепту в разработку идеи гражданского общества помимо Локка внесли шотландский философ А. Фергюсон, французский политический философ Ш.-Л. Монтескье, немецкий философ И. Кант и др.
Главная же заслуга в разработке концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством принадлежит немецкому философу XIX в. Г В. Ф. Гегелю. Совокупность частных лиц, классов, групп, корпораций, сословий, институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые как таковые прямо не зависят от самого государства, — это и есть, по мнению Гегеля, гражданское общество. При этом Гегель, всячески подчеркивая тезис об их неразрывном единстве, утверждал, что правовое государство и гражданское общество представляют собой две стороны одной и той же медали.