Основные вехи формирования мира политического

Теперь попытаемся выяснить, какое именно содержание вкладывается в понятие «политическое» и связанные с ним понятия «мир политического», «политическая сфера» (или «политическая подсистема»). Термины «политика», «поли­тическое» восходят к древнегреческому слову polis (город-государство) и производным от него politea (конституция), politicos (гражданин, государственный деятель). В античной Греции словом polls обозначалась вся многообразная — эко­номическая, духовная, политическая — жизнь общества. Иначе говоря, общество, т.е. совместная человеческая жизнь





во всех ее формах и проявлениях, мыслилось как нераздель­ное целое с государством.

Как сложилось подобное представление, соединявшее общество и государство в одном понятии?

Известно что, во времена Античности и Средневековья вся практическая жизнь людей, их духовное самоощущение и миросозерцание характеризовались целостностью и не­расчлененностью. Это, несомненно, не предполагало соци­альную гармонию, отсутствие в жизни общества противоре­чий и конфликтов. Но как природа была для человека Античности, по выражению поэта, «храмом всех богов», так и полис — поприщем, на котором гражданин выступал в ка­честве законодателя и подданного, священнослужителя и прихожанина, земледельца, ремесленника и философа од­новременно. Так, например, культурное начало, т.е. филосо­фия, литература, изобразительное искусство, музыка, про­низывало и хозяйство, и право, и повседневную жизнь' людей. Скажем, древнегреческий театр представлял собой в равной мере и храм искусств, и политический форум.

Не было разделения между законодательной и испол­нительной ветвями власти, властью и законом. Толкование и исполнение закона входило в прерогативы самого государ­ства. Эту идею с полной определенностью сформулировал Аристотель. В его представлении, более важным является благо не отдельно взятого человека, а государства. Аристоте­лю принадлежат знаменитые слова о том, что человек по при­роде своей есть существо политическое, что, по сути дела, было равнозначно утверждению: человек по природе своей есть существо общественное.

Дух единения государственного и общественного начал, подчинения интересов индивида благу общества наиболее ярко выражал распространенный в древнегреческих горо­дах-государствах институт остракизма. Суть его заключалась в том, что гражданина полиса, обвиненного в совершении какого-либо проступка или преступления, в зависимости от тяжести вины наказывали изгнанием (остракизмом) из го­рода-государства на определенный срок или навечно. Сам ин­ститут остракизма символизировал неограниченную власть общины над жизнью индивида, отсутствие у гражданина права выступать против воли сообщества.

Когда суд приговорил, например, великого мыслителя древности Сократа к смертной казни за безбожие, философ


не только не пытался оспорить приговор, но и отказался со­вершить подготовленный друзьями побег. Приняв чашу с цикутой (смертельным ядом), Сократ исполнил свой нрав­ственный и гражданский долг, полагая недопустимым не подчиняться закону, не следовать воле афинского народа.

С рассматриваемой точки зрения особенно показателен пример обшины. Что же представляла собой община? Была ли в ней политическая жизнь? Какое место занимала общи­на в жизни человека? В различных исторических условиях община выступала носителем всего комплекса обществен­ных функций и во многом определяла систему отношений между составлявшими ее людьми: производственных, се-мейно-бытовых, культурных и т.д. Отсюда и характерный не только для русского, но и для многих других языков синони­мический ряд: «община — мир». Нередко община выступала в качестве низовой административно-территориальной ячей­ки, решавшей определенные политические задачи и прежде всего регулировавшей хозяйственные и социальные отно­шения между общинниками.

Особенно большую роль община играла в русской исто­рии. В сельской общине, восходящей к древней истории славян и сохранившейся в России вплоть до начала XX в., была сосредоточена вся семейная, общественная и полити­ческая жизнь людей. Общинники выбирали из своей среды старост, сотских, десятников и дьяков, которые назывались земскими и волостными. С их помощью общинники осуще­ствляли суд и расправу, управляли делами общины и поддер­живали порядок. Важнейшие вопросы решались на общих собраниях. До образования Московского государства общи­ны призывали, выбирали и меняли князей, а когда возника­ли благоприятные условия, добивались политической само­стоятельности.

Приобретение все более растущей самостоятельности миром политического началось на сравнительно позднем этапе исторического развития, но окончательное разграни­чение трех основных подсистем — экономической, граждан­ского общества и политической — осуществилось в XVIII— XIX вв. в процессе формирования капиталистической системы. Только с этого исторического момента и можно вести речь о мире политического как самостоятельной подсистеме, отде­ленной как от экономических институтов, так и от граждан­ского общества. Особую актуальность и значимость проб­лема разграничения мира политического от остальных





подсистем социально-политической системы приобрела с формированием и утверждением во все более растущем чис­ле стран политической демократии и правового государства, о которых речь пойдет ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: