Либерализм

Тема 18. ОСНОВНЫЕ ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ

Ранее неоднократно говорилось о том, что одним из важ­нейших признаков политической системы демократического типа является плюрализм, т.е. участие в политике различных групп, слоев, классов, чьи интересы представляют политичес­кие партии и движения, различного рода общественно-поли­тические организации. В сфере идеологии плюрализм про­является в существовании идейно-политических течений, которые призваны обосновать позиции конкурирующих и противоборствующих социально-политических сил. Таких течений множество, однако среди них господствующее место занимают либерализм, консерватизм, социал-демократизм и марксизм. С ними мы и познакомимся.

Каждое идейно-политическое течение представляет со­бой совокупность концепций, ценностей, установок и ори­ентации, не всегда в полной мере и последовательно выра­женных в программах тех или иных политических партий. Идейно-политические течения отличаются друг от друга по оценке ими роли отдельного человека, групп, партий, клас­сов в политическом процессе; по их подходу к решению важнейших экономических и социальных проблем; по тому, какое место в жизни общества отводят они основным соци­альным и политическим институтам (частной собственнос­ти, свободному рынку, государству, церкви), как относятся к возможности реформирования общества.

Либерализм является детищем общественно-политичес­кой мысли Нового времени и буржуазного общества. Он представляет собой весьма гибкую и динамичную систему идей, открытую влиянию со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения в общественной жизни и моди­фицирующуюся в соответствии с новыми реальностями.


Само понятие «либерализм» вошло в европейский обществен­но-политический лексикон в начале XIX в. Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформа­ции, ньютоновской научной революции. У его истоков стояли такие мыслители, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, А. Смит, Т. Джефферсон, Б. Констан, А. де Токвиль и др.

Поворотным пунктом в формировании либерализма, да и в размежевании основных течений западной общественно-политической мысли Нового и Новейшего времени является Великая французская буржуазная революция конца XVIII в. В ее главном политико-идеологическом документе — «Дек­ларации прав человека и гражданина» (1789) емко и полно даны чеканные формулировки тех идей, ценностей и устано­вок, которые стали мощным оружием борьбы со старым по­рядкам.

В России в силу многих причин либеральное мировоззре­ние укоренилось позже, чем в большинстве европейских стран, — в конце XIX — начале XX в. Тем не менее предста­вители русской общественно-политической мысли внесли свою лепту в разработку идей либерализма. Среди наиболее известных представителей русской либеральной мысли до­революционного периода следует назвать прежде всего име­на Т. Грановского, П. Струве, Б. Чичерина, П. Милюкова, попытавшихся развить и применить принципы либерализма к российским реальностям.

В целом, либеральное мировоззрение, которое первона­чально получило название классического либерализма, с са­мого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы. Свобода и достоинство человеческой личности, терпимость, право на различие и индивидуальность — эти ценности и идеи составляют сущность либерализма. Как подчеркивал один из его отцов-основателей Дж. Локк, каж­дый индивид — «хозяин самому себе». Его последователь Дж. С. Милль сформулировал эту мысль в форме аксиомы: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».

Свобода понималась приверженцами либерализма преж­де всего в негативном смысле, т.е. в смысле свободы от по­литического и социального контроля, опеки со стороны церкви и государства. Классический либерализм объявил потерявшими силу все формы наследственной власти и со­словных привилегий, поставив на первое место свободу и


естественные способности отдельного индивида как само­стоятельного разумного существа, независимой единицы социального действия. Идеологи либерализма последова­тельно утверждали право каждого человека на жизнь, свобо­ду и частную собственность. Частная собственность рас­сматривается в качестве гаранта и меры свободы.

Либерализм отстаивает равные возможности для саморе­ализации и равные права в достижении своих целей и реали­зации интересов для всех членов общества. Важным ком­понентом либерализма стал принцип плюрализма, т.е. при­знание многообразия социальных и политических интере­сов, равного права различных классов, групп, культур, веро­исповеданий, политических партий, организаций на участие в политической жизни, защиту своих требований.

Все эти подходы и принципы выражались в законода­тельно закрепленном равенстве всех перед законом, в идеях государства — «ночного сторожа» и правового государства, демократии и парламентаризма. Суть идеи государства — «ночного сторожа» состояла в оправдании так называемого минимального государства, наделенного ограниченным пе­речнем самых необходимых функций по охране правопоряд­ка и защите страны от внешней опасности. Приоритет в деле социальной регуляции отдавался гражданскому обществу, государство же рассматривалось как необходимое зло.

Важной исторической заслугой либерализма и партий либеральной ориентации является то, что они сыграли клю­чевую роль в формировании и институционализации в кон­це XIX — первые десятилетия XX в. основных принципов и институтов современной политической системы, таких как парламентаризм, разделение властей, правовое государство и др. Эти принципы в конечном счете были приняты всеми основными политическими силами и партиями.

В конце XIX — начале XX в. в условиях формирования корпоративного или государственно-корпоративного капи­тализма обнаружилось, что свободная, ничем не ограничен­ная игра рыночных сил отнюдь не обеспечивает, как предпо­лагалось, социальную гармонию и справедливость. Поэтому не удивительно, что большая группа политэкономистов, со­циологов, политологов и политических деятелей выступила с предложениями о пересмотре важнейших положений классического либерализма и осуществлении реформ, при­званных ограничить произвол корпораций и облегчить по­ложение наиболее обездоленных слоев населения.


Среди реформаторов можно назвать известных социоло­гов, политологов и политэкономистов конца XIX — начала XX в. Дж. Гобсона, Т. Грина, Ф. Наумана, Б. Кроне, Ч. Бирда, Дж. Дж. Дьюи и др. Они сформулировали ряд идей и кон­цепций, которые составили основу «нового», или социаль­ного, либерализма. Суть внесенных ими теоретических нов­шеств состояла в том, что под влиянием марксизма и восходящей социал-демократии были пересмотрены неко­торые базовые положения классического либерализма, за государством была признана активная роль в социальной и экономической сферах.

Водоразделом, четко и бесповоротно утвердившим «нет--вый» либерализм, стала Великая депрессия — экономичес­кий кризис 1930-х гг. В этот период в странах Запада широ­кое признание получила концепция кейнсианства (по имени известного английского экономиста Дж. Кейнса). Главное место в теории Кейнса занимала идея необходимос­ти дополнения традиционных принципов индивидуализма, свободной конкуренции и свободного рынка принципами государственного регулирования экономической и социаль­ной сфер. Реальным воплощением этих идей стало форми­рование системы государственного регулирования экономи­ки и создание так называемого государства благосостояния, призванного осуществлять программы социальной помощи малоимущим слоям населения.

Получив первоначально сильнейший импульс в США, где президент-реформатор Ф. Д. Рузвельт провозгласил и начал реализовывать широкомасштабную программу «ново­го курса», переход к новому либерализму, к принятым им принципам экономической и социальной политики в тех или иных формах охватил почти все промышленно развитые страны. После Второй мировой войны социальный либера­лизм сыграл большую роль в деле обоснования реформ, обеспечивших существенный экономический рост и повы­шение жизненного уровня населения большинства индуст­риально развитых стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: