Понятие об организационной технике

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ

В процессе управленческой деятельности мы сталкиваемся с огромным количеством разновидностей документов. Каждую из них в свою очередь отличают от других не только оформления и содержания, но и порядок исполнения. Классификация документов служит для повышения эффективности работы с ними. Распределение документов по различным группам позволяет лучше организовать документационную деятельность.

Все документы по отражаемым в них видам деятельности делятся на два класса:

  • документы по общим и административным вопросам (вопросы общего руководства предприятием и его деятельностью). Такие документы могут составлять работники всех подразделений.
  • документы по функциям управления. Эти документы составляют работники финансовых органов, бухгалтерии, планирования, снабжения и сбыта.

Функции управления:

- прогнозирование и планирование;

- организация работы;

- мотивация;

- координация и регулирование;

- контроль, учет, анализ.

Все документы также подразделяются на следующие группы:

  • по способу документирования

ü рукописные;

ü электронные включают в себя все документы, созданные машинным путём, а также изготовленные на множительных аппаратах

ü графические; к графическим относятся чертежи, графики, карты, рисунки, схемы, планы;

ü кино-, фотодокументы; фото- и кинодокументы фиксируются с помощью специальной аппаратуры, на специальных носителях (кино- и фотоплёнка), они позволяют запечатлеть объекты и явления, которые другими средствами зафиксировать трудно или невозможно.

ü акустические документы позволяют производить точную запись и передачу звуковой информации, используются в работе секретаря при составлении диктограмм, протоколировании собраний, совещаний, заседаний

  • по сфере использования

ü организационно-распорядительные

ü финансовые

ü научно-технические;

ü отчетно-статистические.

  • по содержанию

ü простые, содержащие один вопрос

ü сложные, содержащие несколько вопросов.

Предпочтительнее простые документы, т.к. их легко обрабатывать, контролировать исполнение, осуществлять поиск, хранить.

  • по месту составления

ü внутренние документы, создаваемые в учреждении для решения своих вопросов и не выходящие за пределы учреждения;

ü внешние - входящая и исходящая корреспонденция учреждения.

  • по степени гласности

ü открытые;

ü с грифом ограничения доступа («для служебного пользования» - информация, предназначенная только для работников данного предприятия; «коммерческая тайна» - информация, разглашение которой может нанести ущерб ее обладателю; «секретно» - информация, составляющая государственную тайну).

  • по происхождению

ü официальные или служебные (составленные юридическим или физическим лицом и оформленные в установленном порядке документы, отражающие интересы предприятия); входят созданные в учреждениях, организациях и на предприятиях по вопросам их деятельности;

ü личные (затрагивающие интересы определенного лица, именные документы) касающиеся конкретных лиц, т.е. заявления, письма, жалобы.

  • по юридической силе

ü оригиналы или подлинники (первые или единственные экземпляры официальных документов, подписанные автором);

ü копия (документы, полностью воспроизводящие информацию подлинников и все его внешние признаки, не имеющие юридической силы). Существую такие разновидности копий как:

- заверенные копии (копии с необходимыми реквизитами, придающими им юридическую силу);

- отпуск (копия, изготовленная под копирку при оформлении подлинника и остающаяся у отправителя, подписью не заверяется или заверяется);

- выписки (части документа с указанием, из какого документа сделана выписка, заверенные должностным лицом и печатью);

- дубликаты (повторные экземпляры подлинника документа, имеющие такую же юридическую силу, как и подлинник) - выдаются при утере или уничтожении подлинника.

  • по юридической силе, по назначению

ü Подлинные. Подлинными считаются документы, выданные в установленном законом порядке с соблюдением всех правил; подразделяются на:

- действительные и

- недействительные. Недействительным документ становится в том случае, если он утратил юридическую силу по каким-либо причинам, например, истечение срока действия;

ü подложные документы – документы, оформление или содержание которых не соответствует истине.

  • по форме изложения (степени унификации)

ü индивидуальные (разовый документ, содержание которого излагается в произвольной форме); разрабатываются конкретными организациями для внутреннего пользования;

ü трафаретные (когда структура и часть содержания документа заранее подготовлены, а другая часть заполняется при его составлении); изготавливают типографическим способом, постоянная часть текста документа отпечатана на полиграфических машинах, а для переменной информации оставляют свободные места. Такие документы очень перспективны, т.к. экономят время на составление и повышают общую культуру и грамотность документов;

ü типовые (документы, описывающие стандартные процессы и явления- типовые инструкции); разрабатываются заранее вышестоящими органами для подведомственных организаций с однородными функциями и носят обязательный характер;

ü примерные (используются для составления и оформления документов по аналогии); также разрабатываются вышестоящими органами для организаций своей системы, но носят рекомендательный характер

ü унифицированные (входящие в какую-либо унифицированную систему документации).

  • по срокам исполнения

ü срочные (с указанием срока исполнения);

ü несрочные.

Показателем служит срок исполнения документа, который устанавливается законом и правовыми актами, а также телеграммы, телефонограммы, документы с пометками «срочно». Все остальные документы исполняют в сроки, установленные администрацией, и считают несрочными.

  • по срокам хранения

ü временного хранения (до 10 лет);

ü долговременного хранения (свыше 10 лет);

ü постоянного хранения.

Комплект специальных приспособлений для создания, обработки, хранения, передачи документов носит название средства организационной техники (оргтехника).

Цель использования средств оргтехники — сокращение трудозатрат на обработку информации и создание комфортных условий работы сотрудников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: