Футуризм. Первые сорок лет 19 в. именуются «золотым веком» русской литературы

Литература 19 века

Первые сорок лет 19 в. именуются «золотым веком» русской литературы.

Романтизм – «первое литературное детище» (В.Г.Белинский) 19 века. Основная проблема – духовный мир личности. Важное открытие романтизма – конкретно-исторический и национальный характер человека. Романтизм построен на контрастах, столкновениях страстей, любит обращаться к ярким, особым жизненным историям, которые описываются живописно и поэтично. Излюбленные категории романтиков – даль, бездна. Образцом для русских романтиков является Байрон. Романтизм характерен для творчества В.А.Жуковского, ранних произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

В конце 20-х гг. 19 в. формируется новый этап в развитии русского романтизма, сближающий его с реализмом. Для него характерно внимание к закономерностям жизни, её «прозе». Если в романтизме действуют исключительные характеры, то новый реалистический метод выдвигает на первый план «маленького человека»: Акакий Акакиевич Башмачкин в «Шинели» Н.В.Гоголя, «бедные люди» и «униженные и оскорблённые» Достоевского. Исключительных героев типа Чацкого, Онегина, Печорина принято называть «лишними людьми», так как их особые способности оказываются нереализованными, а основное их состояние – скука, «хандра».

В середине века им на смену приходят деловые люди, разночинцы (Базаров, Елена Стахова, Инсаров у Тургенева, Штольц у Гончарова), которые хотят, умеют и могут что-то делать, ищут своё общественное предназначение. Рядом появятся и герои А.Островского – умные, хитрые «дельцы», которые уже не обеспокоены высокими целями, а просто удобно устраиваются в жизни, обманывая «простаков».

Основными принципами реализма являются: понимание жизни как динамичного и непрерывного процесса; утверждение зависимости человека от конкретно-исторических, социокультурных условий; желание найти причины человеческих характеров и поступков; глубокий психологизм. Реализм 19 в. обычно называют критическим, причинно-следственным, аналитическим.

В реализме 19 века принято различать две основных тенденции: психологический реализм (Толстой, Тургенев, Достоевский, Гончаров) и социологический реализм (Салтыков-Щедрин, Некрасов). Для психологического реализма характерен акцент на человеке, которого «заедает» среда. Для социологического – акцент на среде, которая «заедает» человека.

Вершиной русского реализма явилось творчество Л.Толстого, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского.

В середине 19 в. сложилось особое течение в поэзии, которое называют «искусством для искусства» или «чистым искусством» (А.Фет, А.Майков, А.К.Толстой). Основными темами этой поэзии были природа, любовь и творчество. В творчестве «чистых» поэтов можно заметить первые признаки литературного импрессионизма: внимание к мгновенным проявлениям жизни, их красоте, неповторимости, самоценности. Как это ни странно, но эти качества лирики оказали некоторое влияние на позднее творчество Л.Толстого.

«Кризис» реализма 19 в. проявился в творчестве А.П.Чехова. Чехов как будто «переворачивает» любимые темы и образы критического реализма. Зависимость человека от обстоятельств уже не кажется неизбежной и полной. В человеке хочется видеть активное и самостоятельное начало («Размазня». «Маленький человек» уже не вызывает только сочувствие и сострадание, а становится жалким и ничтожным («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»), а его «дремучесть» кажется забавной («Злоумышленник»). Новая социальная действительность требовала активного характера, героя, не подчиняющегося сложностям жизни, а способного своими действиями формировать новую «среду». С этими героями в литературу приходит М.Горький («Старуха Изергиль», «Макар Чудра»).

Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837).

Получил блестящее образование в Царскосельском лицее (открыт 19 октября 1811), который был задуман как «кузница кадров» для государственный службы. Лицейский устав был основан на передовых педагогических идеях, признававших исключительную важность гуманитарных наук для воспитания личности. Шестилетний курс обучения был по существу рассчитан на получение университетских знаний.

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего
своего творчества. Пушкин в них использует отдельные элементы народной поэзии: сказочный сюжет или мотив, имена сказочных персонажей, отдельные обороты народного стиля и языка. Самым существенным отступлением пушкинских сказок от типа народной сказки была стихотворная форма. Пушкин обратился к русской поэтической стихии. Он создает сказочный мир величавой простоты и детской ясности, страну, где добро резко отделено от зла и всегда торжествует. Художественный мир пушкинских сказок целостен и нерушим благодаря высоким ценностям, положенным в его основу.

Остроумная, блестящая, искрящаяся весельем поэма «Руслан и Людмила» (1820) вызвала оживлённую полемику: впервые в ней был воплощён принцип авторской иронии, которая стала важнейшей приметой пушкинского стиля. Добродушный Жуковский сам признал своё поражение и подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя в тот высоко-торжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Эта поэма поставила Пушкина на первое место среди русских поэтов. О нём стали писать и в западноевропейских журналах.

Пушкин создаёт новое направление в литературе — реализм, сделавшийся позже (с 40-х гг.) ведущим направлением русской литературы. Основное воплощение этого нового, реалистического направления Пушкин даёт в драме «Борис Годунов», в «маленьких трагедиях» («Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери»), в прозаической повести «Капитанская дочка», в стихотворном романе «Евгений Онегин». В творчестве Пушкина сохраняется «особый» герой, «лишний человек», наделённый умом и пониманием несправедливости жизни, но Пушкин вводит в литературу и нового героя, страдающего, угнетённого «маленького человека», жертву несправедливого социального мира. Термин «лишний человек» получил широкое употребление лет двадцать спустя после «Евгения Онегина» (с появлением «Дневника лишнего человека» Тургенева, 1850), но это слово в применении к Онегину есть уже у Пушкина.

«Евгений Онегин» считается центральным произведением Пушкина. В «Евгении Онегине» воплотился один из самых значительных замыслов поэта: дать образ героя времени, типический портрет современника. Эта художественная задача требовала нового творческого метода и жанровой формы. Эта форма – не поэма, а «роман в стихах».

«Евгений Онегин» – роман о современности. В нём ощущается присутствие автора, который выражает своё личное отношение к совершающемуся.

Онегин – эгоист, скептик, даже циник, превосходно разбирающийся в лжи и лицемерии. Но Онегин – не просто «франт» и «молодой повеса», это человек острой и трезвой мысли. Пушкин отзывается о своём герое иронически. Своеобразный иронический тон – характерная особенность всего пушкинского романа в стихах.

Наряду с образом Онегина образ Татьяны – самый значительный и важный в романе. Отношения между Онегиным и Татьяной составляют основную сюжетную линию. Татьяна – идеальный образ русской женщины.

Изображение своей современности Пушкин дал объёмно: светский Петербург, патриархальная Москва, поместная деревня, семейный быт, картины русской природы. Ничего подобного такому «энциклопедическому» охвату всех сторон русской жизни не было до Пушкина. В его роман наряду с «поэзией» хлынула широким потоком «проза» - жизнь, как она есть. «Евгением Онегиным» начинается процесс блистательного расцвета русской классической литературы, который вывел её к концу 19-началу 20 в. на ведущее место в ряду всех других европейских литератур.

Гоголь Николай Васильевич (1809–1852).

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детские годы провел в атмосфере малороссийских народных поверий, фольклорных традиций и исторических сказаний. Неподалеку располагалась Диканька, бывшая вотчина Кочубея, к которой Гоголь приурочил действие своих ранних повестей.

Петербург глубоко разочаровывает Гоголя. Он остро ощущает обезличенность этого города, его отчужденность от человека. Гоголь встретил «людишек», проникнутых духом чинопочитания и корысти.

Малороссия возбуждает в столичном обществе неподдельный интерес и все малороссийское здесь «в большой моде». Гоголь собирает материал для рассказов из малороссийского быта, которые стали началом его литературной славы и были опубликованы в 1831–1832 под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасечником Рудым Паньком». Книга вызвала всеобщее восхищение. Критика единодушно приветствовала Вечера, отметив их неподдельную веселость и искренность.

Осенью 1835 Гоголь принимается за написание «Ревизора», сюжет которого был ему подсказан Пушкиным. «Ревизор» стал первой русской комедией, в которой автор полностью отказался от любовной интриги и сочленил принципы комедийных характеров с установкой на широкое, универсальное обобщение. В пьесе создан образ провинциального города. Автор нашел особый драматургический момент в существовании этого города – момент встречи с ревизором, представляющим высшие инстанции. Новаторство Гоголя заключалось и в том, что впервые двигателем интриги был выведен не «герой», а такой «пустой» человек, как Хлестаков.

Повесть «Шинель» (1842) имела наибольшее влияние на литературу. Это история бедного чиновника, Акакия Акакиевича Башмачкина, единственная мечта которого – сшить себе новую шинель. Когда ему удается собрать день­ги и шинель готова, в первый же раз, как он в ней выходит на улицу, на него нападают грабители и отнимают у него шинель. Акакий Акакиевич изоб­ражен как жалкая личность, смиренная и непол­ноценная, и Гоголь проводит читателя через гамму отношений к нему – от простой насмешки до прон­зительной жалости («смех сквозь слёзы»). Именно эта пронзительная жалость к бедному незначительному человеку произвела такое сильное впечатление на читателя. «Шинель» породила целый ряд рассказов о бедных чиновниках, из которых самый значительный – «Бедные люди» Достоевского.

Сюжет «Мёртвых душ» был также подсказан Пушкиным. «Мёртвые души» расценивались Гоголем как самое значительное его произведение. В поэме нашло выражение основное требование гоголевской эстетики – извлечение «необыкновенного» из «обыкновенного». Поэма строится на антитезе «живой – мёртвый». Проблема омертвления и оживления человеческой души поднималась до общечеловеческого масштаба. Сюжет вертится вокруг мошеннического плана Чичикова скупить «мёртвые души» за гроши, потом заложить их и получить настоящие деньги. Персонажи – то незабываемое вечное наследство, которое Гоголь оставил русской литературе. Люди его нарисованы приёмами карикатуриста, т.е. наделены преувеличенно подчеркнутыми чертами, но эти карикатуры так убедительны, что кажутся правдивее видимого мира. Чичиков – воплощение пошлости. Его психологический лейтмотив – самодовольство. Собакевич – сильный, молчаливый, прижимистый, похожий на медведя; Манилов – сентиментальный глупец; Коробочка – глупая вдова; Ноздрев – хам и лгун с повадками доброго малого. Плюшкин – скупец, но в его изображении слышится трагическая нота. Все они – вечные типы.

Главная и самая постоянная черта гоголевского стиля – его словесная выразительность. Его проза живет живой речью. Другая важная черта гоголевского гения – необычайная острота и живость его зрения. Он видел мир романтически преображенным. Оригинальность гоголевского творчества – сочетание полярно противоположных начал. С одной стороны, Гоголь стремится к предельным обобщениям, мыслит общерусскими и общечеловеческими категориями, с другой – его взор проникает в низшие пласты жизни, «со всем сором и дрязгами», «дробью и мелочью». При всём своём комизме художественный мир Гоголя энциклопедичен, универсален и глубоко философичен.

Похоронен Гоголь был в Даниловом монастыре, в 1931 его останки перенесены на Новодевичье кладбище в Москве.

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814–1841).

Первые четырнадцать лет своей жизни Лермонтов провел в имении бабушки – Тарханах (Пензенская губерния). По окончании двухгодичного курса обучения в пансионе Лермонтов стал студентом нравственно-политического, затем словесного отделения Московского университета. Московский университет 30-х годов XIX века был одним из центров русской студенческой интеллигенции, переживавшей последствия восстания декабристов. Одновременно с Лермонтовым в университете учились Г.Белинский, А.И.Герцен, И.А.Гончаров, Н.П.Огарев.

Ранние поэтические упражнения Лермонтова свидетельствуют об азартном, но довольно бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: для него важны Байрон, А.С.Пушкин, Ф.Шиллер, В.Гюго. Тема одиночества и даже изгнанничества становится одной из любимых для него. Свобода, вольность становятся для поэта особенно значимыми понятиями.

Вершинным достижением Лермонтова в ранний период творчества является драма «Маскарад». Главный герой драмы Арбенин со своим «гордым умом» измучен конфликтом со светом и собственными представлениями, внушенными той же порочной средой. Арбенин, как и другие герои Лермонтова, двойствен. Он одновременно преступник и жертва. Поэтому осуждение его сочетается с несомненным авторским сочувствием и сожалением об его участи.

Слава к Лермонтову приходит вместе со стихотворением «Смерть Поэта» (1837) – откликом на последнюю дуэль Пушкина. Дело о «непозволительных стихах» завершилось изгнанием на Кавказ в действующую армию.

В 1839 Лермонтов закончил работу над новой поэмой – «Мцыри». В ряду других его романтических эпических произведений она занимает особое место. Прежде всего – благодаря главному герою. Мцыри лишен ореола избранничества, титанизма, демонизма, он не презирает людей, любит свою родину. В поэме нет любовного сюжета – это отступление от канона романтической поэмы. В центре действия – побег Мцыри из монастыря-тюрьмы, преодоление препятствий, возникающих на пути к свободе, – гроза, встреча и борьба с барсом. В слабом теле мальчика таится грозная мятежная сила, питаемая жаждой воли. Достижение реальной цели – освобождение от плена – превращает Мцыри в героя, рождает в нем богатырские силы.

«Демон» – одна из самых известных поэм Лермонтова. Демон – главный для поэта романтический образ, пронесенный им через всю жизнь. Это персонаж, проходящий испытание любовью к женщине, противостоящей ему своей верой в светлое начало. Бунт Демона бледнеет перед неисчерпаемой полнотой жизни, олицетворённой в Тамаре. Но ни Демон, ни Тамара не созданы для земной жизни, устроенной по законам грешных людей, поэтому финал печален: умирает Тамара, и Демон, обреченный на вечное скитание, остается по-прежнему одиноким и отвергнутым миром.

Роман «Герой нашего времени» не похож ни на одно прозаическое произведение русской литературы. Он построен так, что характер главного героя – Печорина – раскрывается благодаря перемещению изображения от внешних примет к внутренней жизни. Части романа (Бэла, Максим Максимыч, Тамань, Княжна Мери, Фаталист), которые могут быть прочитаны как отдельные повести, идут друг за другом не в хронологической последовательности событий жизни Печорина, а следуя логике психологического проникновения в глубь персонажа.

Роман подтверждает, что у «больного поколения» нет будущего. С кем бы ни сводила судьба Печорина, он всех делает несчастными. Но несчастен и сам Григорий Александрович Печорин, общество как бы заставляет его растратить все лучшие свойства в пустых интригах, заставляет скрывать себя истинного и разыгрывать чувства, коих он не испытывает. Поэтому дружба и любовь, простое взаимопонимание и приятельство легко превращаются в этом мире в ненависть, холодную отчуждённость, а то и непримиримую враждебность. Создание образа Печорина – очевидная художественная победа Лермонтова. Печорин адекватен не только своему времени, его образ созвучен проблемам всякого мыслящего и ищущего своего места в мире человека. Не случайно словосочетание «герой нашего времени» прочно вошло в обиход российской интеллигенции вплоть до наших дней.

В мае 1841 Лермонтов возвращается на Кавказ. В Пятигорске он задерживается для лечения на минеральных водах. Здесь-то и происходит роковая встреча Н.С.Мартыновым, приведшая 15 июля 1841 к последней дуэли у подножия Машука. Поэту не было еще и 27 лет. В 1842 прах Лермонтова был перевезён в Тарханы.

Тютчев Фёдор Иванович (1803–1873).

Тютчев был всего на четыре года моложе Пушкина, но принадлежал уже к другому историческому (и, соответственно, литературному) поколению русских людей, которое обрело зрелость на рубеже 20–30-х годов. Поэзию Тютчева обычно определяют как «поэзию мысли», «философскую поэзию». Но это не индивидуальная особенность Тютчева: это характернейшее свойство поэзии 30-х годов в целом.

Поэзия Тютчева насыщена и образами античной мифологии, и понятиями немецкой философии. Образ человека-мыслителя, воплощенный в поэзии Тютчева, всемогущ; его дух свободно обнимает беспредельность пространства Вселенной и всю глубину времени, но, одновременно, тютчевское творчество не перестает быть подлинной, глубоко интимной лирикой, обращённой к сокровенной душевной жизни каждого человека. Поэзия Тютчева есть, прежде всего, лирическое освоение человеческого мира во всей конкретности русской жизни и природы. Поэзии Тютчева присуще то, что называют «олимпийством». Его лирический герой в своём духовном порыве действительно шагает «по высям творенья, как бог».

В нашем литературном сознании лирика Тютчева понимается как прямое продолжение лирического творчества Пушкина, а с другой стороны, прямо и непосредственно соотносится с эпическим искусством младших современников поэта – Толстого, и в особенности Достоевского. Наследие Тютчева является одним из наиболее ценных и величественных вкладов отечественной поэзии в поэзию человечества.

Фет Афанасий Афанасьевич (1820–1892).

Один из крупнейших лириков России. Творчество Фета получило достойную оценку еще при жизни поэта. Лирика Фета, романтическая по своим истокам, явилась своеобразным преодолением романтического субъективизма, претворением его в поэтическую одушевленность, особого рода чуткость мировосприятия. Ограничив себя темами природы, любви и творчества, Фет явился последовательным и убеждённым сторонником «искусства для искусства».

Поэтический язык Фета производил впечатление «лирической дерзости». В его поэзии видны черты импрессионизма и символизма. Оставаясь в сфере романтической образности, лирика Фета наделена редким для поэзии середины века психологизмом и реалистической точностью в описаниях. В критике своего времени Фета называли вторым после Пушкина русским поэтом.

Козьма Прутков вымышленный персонаж, «авторская маска», персонифицированный псевдоним, объединивший ряд сатирико-юмористических произведений А.К.Толстого (1817–1875) и его двоюродных братьев Жемчужниковых – Алексея Михайловича (1821–1908), Владимира Михайловича (1830–1884) и Александра Михайловича (1826–1896). В конце 1840-х годов им часто случалось бывать вместе в столице и в поместьях, и общее их времяпрепровождение было соревнованием в шутовстве и насмешничаньи. Все они были к этому склонны: излюбленным занятием Толстого с конца 1820-х годов было эпистолярное балагурство, Алексей Жемчужников писал комические пьесы для домашнего театра, Владимир выказывал способности пародиста-имитатора, Александр был неистощимым изобретателем головокружительных и рискованных проделок и острословом, сочинителем нелепиц, стилизованных под басни. Сочинения Александра назывались в своем кругу «глупости Сашинькины», однако летом 1851 несколько таких «глупостей» удостоились одобрения брата Алексея: он доработал их стилистически, присочинил свои в том же роде и предъявил нечто вроде подборки в редакцию «Современника», где они и были напечатаны.

Жемчужниковы с Толстым решили закрепить успех и пришли к мысли писать от одного лица. Лицо это обозначалось все отчётливее по мере выявления общих и постоянных характерных особенностей их литературной продукции: осмеянию подвергалась серьёзность в обличьи благонамеренности, благонравия и благоразумия, и возносилась похвала глупости – преимущественно глупости «казенной», чиновной, официозной и не знающей преград.

В 1852 г. возникающий автор стал называться Кузьмой (по имени жемчужниковского камердинера) Прутковым, он получил невысокий, но вполне солидный чин «по министерству финансов», сделавшись директором Пробирной Палатки (таковая действительно имелась, хотя и в другом ведомстве) и обрёл две главнейшие черты: полное отсутствие чувства юмора и не ведающее границ усердие.

К лету 1853 г. у К.Пруткова накопилось столько сочинений, что его «отцы» подготовили их собрание, а Лев Михайлович даже создал его портрет. К.Прутков сделался легендарным.

Некрасов Николай Алексеевич (1821–1878).

Детство его прошло в деревне на берегу Волги. Поэт выступал за права народа, обличая паразитизм господствующих классов. В 1846 он стал редактором журнала «Современник» и оставался в этой должности до закрытия журнала в 1866. Некрасов опубликовал в своем журнале несколько автобиографических признаний (стихотворение На Волге и др.); напечатана была и поэма Коробейники, образчик крестьянской тематики, которой Некрасов оставался верен до самой смерти. В этом же русле написана и поэма «Мороз, Красный но» (1863). После неё мастерство Некрасова в полной мере сказалось в наиболее выразительных эпизодах поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1863–1877). Поэма представляет собой изображение крестьянской жизни после реформы 1861.

Особенность Некрасова – в настойчивой, последовательной защите прав крестьянина. Некрасов способен к особо масштабным обобщениям, к созданию «массовидных» персонажей: крестьянства, помещиков. Всё, что создавалось Некрасовым, приобретало характер всеобщей значимости. Он создавал «групповой» портер России, писал картину социальных противостояний.

В 1876–1877, умирая от рака, он написал «Последние песни» – цикл проникновенных стихотворений, обнаружив в себе лирический дар редкой трагедийной силы.

Гончаров Иван Александрович (1812–1891).

В его первом романе «Обыкновенная история» (1847) был выведен новый, противоречивый тип энергичного правительственного чиновника, чья профессиональная деловитость противопоставлена романтическим мечтаниям его молодого племянника. Роман имел большой успех и удостоился восторженного отзыва В.Г.Белинского.

В 1852 в качестве секретаря адмирала Е.В.Путятина отправился на фрегате «Паллада» в плавание, целью которого было установление торговых отношений с Японией. Свои путевые записки Гончаров опубликовал под заглавием «Фрегат ‘Паллада’»(1858).

В 1859 появилось лучшее произведение Гончарова роман «Обломов». Он имел ошеломительный успех. Имя Обломова вскоре стало нарицательным как обозначение праздности и безволия, характерных для существования обеспеченных классов российского общества. Постепенно смысл и значимость этого образа менялась: за неумением «активно» жизнь в Обломове проступала «мифологема» русского характера, некая глобальная русская «неподвижность».

В 1869 был опубликован его последний роман «Обрыв», изображающий столкновение старых и новых идей.

Позднее он писал лишь небольшие критические отзывы и статьи, важнейшая из них – «Мильон терзаний» (1872), блестящий анализ комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Романы Гончарова переведены на большинство европейских языков.

Тургенев Иван Сергеевич (1818–1883).

По отцу принадлежит к старинному дворянскому роду Тургеневых, известному с 15 в. По матери – к роду Лутовиновых, восходящему к 17 в. Детство прошло в имении и усадьбе Спасское-Лутовиново близ города Мценска Орловской губернии.

Настоящую славу Тургеневу принесли маленькие рассказы и очерки, на которые сам он не возлагал больших надежд. Со страниц книги встает многогранный, чуть идеализированный образ «живой» России в противовес гоголевским «мёртвым душам». В поэтической философии Тургенева люди составляют некое целое с природой, и потому надежда писателя на лучшее будущее России связана с красотой и одухотворённостью её природы.

К «Запискам охотника» по тематике примыкает повесть «Муму». История Герасима, который из-за каприза барыни вынужден был утопить любимую собаку, происходила на самом деле (немой крестьянин служил в дворне матери писателя), однако частному происшествию Тургенев придал силу документа, обличающего крепостнические порядки. В действительности слуга, утопив собаку, не ушёл от барыни и продолжал ей верно служить.

Тургенев ищет новых героев, которые могли бы стать движущей силой общественных преобразований. Воля и ум, праведность и доброта, открытые им в русском крестьянине, кажутся ему недостаточными для этих целей. Поэтому теперь он обращается к людям из «образованного класса», а крестьянство отходит на периферию его творчества.

Наиболее известным романом является роман «Отцы и дети» (1861). Спор здесь идёт именно между либералами, каким был Тургенев и его ближайшие друзья, и революционными демократами, вроде Добролюбова (который отчасти послужил прототипом главного героя – Базарова). Ф.М.Достоевский высоко оценил «беспокойного и тоскующего Базарова, несмотря на весь его нигилизм».

Тургенева называли «летописцем русской интеллигенции» В своих романах он воплощал не только уже существующие «типы и идеалы», но и едва нарождающиеся.

В 1865 он купил участок земли в Баден-Бадене и поселился здесь навсегда, бывая в России только наездами.

В поздние годы Тургенев получил европейское признание. Мысленно он по-прежнему был обращен к России. Его «лебединой песнью» стали «Стихотворения в прозе».

Согласно завещанию, тело Тургенева перевезли в Россию, и 27 сентября 1883 похоронили на Волковом кладбище в Петербурге при огромном стечении народа. Похороны его обратились в демонстрацию. По словам П.В.Анненкова, «на могиле его сошлось целое поколение со словами умиления и благодарности как к писателю ичеловеку».

Достоевский Фёдор Михайлович (1821–1881).

Родился в Москве в семье сына священника, врача московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 получившего звание потомственного дворянина. Мать – из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возившая детей на богомолье.

Годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению. С января 1838 Достоевский учился в петербургском Главном инженерном училище, страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества, держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы.

Зимой 1844 задумал роман «Бедные люди». Тема «маленького человека» и его трагедии обрела новые повороты: сосредоточенность на внутреннем мире героя в сочетании с анализом его социальной судьбы, принцип исповедального самораскрытия характеров (не случайно избрана форма «романа в письмах»), система двойников, «сопутствующих» главным героям, «фантастический» образ города, «мечтательность» персонажей.

Весной 1847 начал посещать «пятницы» М.В.Петрашевского. В 1848 Достоевский вошел в особое тайное общество. Это общество ставило своей целью «произвести переворот в России». 23 апреля 1849 в числе других петрашевцев он был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. После восьми месяцев, проведенных в крепости, Достоевский был признан виновным и приговорён к расстрелу, заменённому уже на эшафоте четырьмя годами каторги с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторгу отбывал в Омской крепости среди уголовных.

Пережитые душевные потрясения, тоска и одиночество, «суд над собой», «строгий пересмотр прежней жизни», сложная гамма чувств от отчаяния до веры в скорое осуществление высокого призвания, религиозно-нравственный переворот в сознании, вызванный постоянным чтением Евангелия, – весь этот душевный опыт острожных лет стал биографической основой «Записок из Мёртвого дома» (1860–1862), трагической исповедальной книги, поразившей уже современников мужеством и силой духа автора.

В 1857 г. Достоевскому было возвращено дворянство и право печататься.

Круг основных идей романа «Преступление и наказание» Достоевский вынашивал долгое время. Социальные мотивы получили углубленное философское звучание, неотделимое от нравственной драмы Раскольникова, «убийцы-теоретика». Крах индивидуалистической идеи Раскольникова, его попытки стать «властелином судьбы», подняться над «тварью дрожащею» и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных – философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х. Сделав «убийцу и блудницу» главными героями романа и вынеся внутреннюю драму Раскольникова на улицы Петербурга, Достоевский поместил обыденную жизнь в обстановку символических совпадений, надрывных исповедей и мучительных сновидений, напряженных философских диспутов-дуэлей, превращая нарисованный с топографической точностью Петербург в символический образ призрачного города. Обилие персонажей, система героев-двойников, широкий охват событий, заострённая постановка моральных проблем, обилие различных точек зрения, скреплённых единством авторской позиции – все эти особенности романа, традиционно считающегося лучшим произведением Достоевского, стали основными чертами поэтики зрелого писателя.

В 1867–1868 написан роман «Идиот», задачу которого Достоевский видел в «изображении положительно прекрасного человека». Идеальный герой князь Мышкин, «Князь-Христос», «пастырь добрый», олицетворяющий собой прощение и милосердие, не выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом, водоворотом навязчивых страстей – и погружается в безумие. Его гибель – приговор миру.

«Братья Карамазовы» – ещё один великий роман Достоевского, «семейная хроника», символически объединяющая под единым родным кровом «нравственные искания», боли, страхи, грехи и надежды русской культуры.

Романы зрелого Достоевского – это целое мироздание, пронизанное катастрофическим мироощущением его творца.

В 1873 Достоевский начал создаваться «Дневник писателя», имевший огромный успех.

Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о «всечеловечности» как высшем выражении русского идеала, о «русском скитальце», которому необходимо «всемирное счастье». Эта речь, вызвавшая огромный резонанс, была воспринята русским обществом как «завещание» ее автор.

Похоронен в Александро-Невской лавре.

Толстой Лев Николаевич (1828–1910).

Родился в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии (ныне музей-усадьба) в одном из самых знатных русских дворянских семейств. Дальний предок Льва Николаевича – сподвижник Петра Великого, которому за заслуги перед царём был пожалован графский титул. По материнской линии Лев Николаевич относился к древнему роду князей Волконских.

Принадлежность к аристократии на протяжении всей жизни во многом определяла поведение и мысли Толстого. В юности и в зрелые годы он много размышлял об особом призвании старого русского дворянства, хранящего идеалы естественности, личной чести, независимости и свободы. На склоне лет его стало тяготить своё привилегированное положение и бытовой уклад, непохожий на быт трудового, простого народа.

Толстой подробно анализирует в дневниках свои поступки и переживания, стремится выработать программу поведения, достигнуть успехов в различных науках и сферах жизни, в карьере. Из самоанализа в дневниках вырастает его художественная проза. Чернышевский назвал отличительной чертой толстовского таланта глубокое знание тайных движений психической жизни – «диалектику души».

Тема простоты и естественности как высшей ценности жизни и «спор» с «парадным», красивым изображением войны выражена в «Севастопольских рассказах». Толстой сам участвовал в обороне Севастополя. «Севастопольские рассказы» Толстого – это не панорамное описание всей многомесячной гигантской битвы за город, а зарисовки нескольких дней из жизни его защитников. Именно в деталях – в изображении будней солдат, матросов, сестёр милосердия, офицеров, горожан – Толстой ищет подлинную правду войны. Ключевой мотив «Севастопольских рассказов» – противоестественность и безумие войны. Толстой описывает не впечатляющую правильность боя, а страшные сцены страданий раненых в госпитале.

Роман «Война и мир» мало похож на классический роман. Две основные линии «Войны и мира» – история двух друзей, Пьера Безухова и Андрея Болконского. Их объединяет образ юной графини Наташи Ростовой – невесты князя Андрея, позднее, после его смерти, – жены Пьера.

Пьер и особенно князь Андрей проходят через увлечение Наполеоном.

Образы природы в «Войне и мире» – символы высшей гармонии, откровение о правде мира. Они противопоставлены суете, эгоистичности ложной жизни людей.

Красота бытия воплощена для героев «Войны и мира» – Пьера и князя Андрея – и в образе истинно поэтичной и душевной Наташи Ростовой.

Черта любимых героев Толстого – способность к духовному росту. И Пьер, и князь Андрей освобождаются от ложных идей благодаря общению с простыми русскими людьми. Для князя Андрея это капитан Тушин и подчинённые ему солдаты-артиллеристы. Солдат Платон Каратаев помогает понять Пьеру, что смысл жизни – в ней самой, в её простых и естественных радостях, в интуитивном доверии к жизни, в смиренном приятии выпадающих человеку бед и радостей.

В 1877 Толстой закончил свой второй роман — «Анна Каренина». Отличительная художественная особенность романа – повторы ситуаций и образов, выполняющие роль предсказаний и предвестий. Символичны сны Анны, в которых она видит мужика, работающего с железом. Его образ перекликается с образами железнодорожных служащих и овеян угрозой и смертью.

Идеи позднего Толстого напоминают социалистическое учение. Но в отличие от социалистов, он был убеждённым противником революции. Путь к человеческому счастью он видел не в социальных и экономических переменах, а в нравственном самосовершенствовании каждого человека. Позиция позднего Толстого – это позиция пророка, обличителя общественной и государственной неправды, провозглашающего вероучение всечеловеческой братской любви и труда. Ясная Поляна становится местом паломничества: к Толстому за советом приходят люди из разных сословий, из многих стран. 22 февраля 1901 Синод – высший церковный орган в России того времени – вынес определение об отлучении Толстого от церкви, указав на антиправославный дух толстовского учения.

С начала 1880-х в отношениях между Толстым и его женой и сыновьями нарастает взаимное отчуждение. Толстой испытывал мучения и стыд из-за богатства, которым обладал. Разлад между учением, призывающим к отказу от богатства, и собственным поведением был для него нестерпимо тяжек. Ощущая невозможность сохранения мира в семье и желая в полной мере последовать идеалу трудовой жизни, Толстой в пять часов утра 28 октября 1910 вместе со своим доктором Д.П.Маковицким покинул Ясную Поляну.

31 октября поезд, следовавший в Ростов-на-Дону, прибыл на станцию Астапово. Толстой, у которого поднялась температура, был вынужден остановиться в домике начальника станции. Врачи определили воспаление легких. 7 ноября (20 ноября) 1910 г. Л.Н.Толстой умер.

Влияние творчества Л.Толстого на последующее развитие мировой литературы трудно переоценить. После Толстого европейская литература не знает ничего, что не было бы окрашено его идеями. Толстой воспринимается не только как великий писатель, но и как некое нравственное мерило, совесть русской интеллигенции.

Чехов Антон Павлович (1860–1904).

Закончил гимназии и зарабатывал на жизнь репетиторством. Поступил на медицинский факультет Московского университета, где учится у прославленных профессоров: Н.Склифософского, Г.Захарьина и др. По окончании университета в 1884 г. начинает практику уездного врача в Воскресенске (нынешний город Истра), затем работал в Звенигороде, временно заведовал больницей.

Писательская биография начиналась на рубеже 1870–1880-х гг. с работы в юмористических журналах, в которых он помещал короткие рассказы о забавных «случаях из жизни», юморески, сценки, фельетоны, каламбуры – в основном под псевдонимом «Антоша Чехонте» или «Человек без селезёнки». Внешний комизм и стихия нехитрой весёлости, рассчитанной на развлечение массового читателя, сочетаются с гоголевско-щедринской традицией сатирического обличения. В ранних произведениях содержатся зёрна поэтики зрелых сочинений: отсутствие подробных описаний природы, бытовой обстановки, скупость авторских рассуждений.

В карнавале смешных и отвратительных человеческих типов ранних юмористических рассказов люди часто сравнивались с животными, рыбами и насекомыми. Наибольшая слава выпала на долю «хамелеона» из одноимённого рассказа, герой которого мгновенно переходил от угодничества к самоуправству и от самодурства к холопству.

Приговоры Чехова ничтожным людям порой безжалостны, но не жестоки. В рассказе «Смерть чиновника» продолжается тема «маленького человека». На первый взгляд, Чехов холодно обличает мизерность души мелкого чиновника, но его смерть, как ни смешны ее причины, – превращается в смерть человека: неспособность выжить обособляет его от тех, кто продолжал бы и дальше лебезить, угождать и унижаться.

В рассказе «Человек в футляре» былая «одежа» гоголевского героя обращается символическим «футляром» учителя Беликова. События развиваются таким образом, что перед героем открывается один выход – в гибель.

Одна из главных тем зрелого Чехова – драма разочарованности, безверия и безволия в «хорошем» человеке.

В 1890 г. Чехов отправился в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин – место ссылки осуждённых на каторгу. На Сахалине произвёл перепись населения, собрал огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремном начальстве и чиновничьем произволе. Посещал остроги, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей. После возвращения систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин»(1893), которая вызвала огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на остров своих представителей. С лёгкой руки Чехова остров стали посещать русские и иностранные исследователи.

В 1891–1892 гг. часть средней полосы России и Поволжья из-за неурожая и засухи переживала сильнейший голод. Чехов организовал сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, сам дважды выезжал туда.

В 1892 г. сбылась давняя мечта жить в деревне и стать землевладельцем: Чехов купил усадьбу в селе Мелихове Московской губернии. Во время холерной эпидемии работал земским врачом, обслуживал 25 деревень. Открыл на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В селе и его окрестностях с его помощью построили три школы для крестьянских детей, колокольню. Участвовал в прокладке шоссейной дороги, добился открытия почты и телеграфа на местной железнодорожной станции, организовал посадку тысячи вишнёвых деревьев.

Создал общественную библиотеку в родном Таганроге, пожертвовал туда более двух тысяч томов книг, впоследствии постоянно отсылал в библиотеку закупаемые им книги.

Чеховские герои существуют на грани сущего и должного. Эти одинокие, несчастные люди страдают от «сумеречной» жизни, недостойной честного и умного человека. Анализ человеческих отношений проводится в сфере мелочей, пустяков, недоразумений, из которых складывается жизнь. Характерные черты рассказов Чехова: особая спрессованность, лаконичность, смысловая сверхнагруженность.

В 1897 г. у Чехова резко обострился туберкулезный процесс. 15 июля 1904 г. во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твёрдо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь, выпил бокал, лёг, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Последнее сочинение – поставленная в Московском Художественном Театре (МХАТ им. Чехова) незадолго до смерти комедия «Вишневый сад» (с О.Л.Книппер-Чеховой в роли Раневской), вершина его театрального творчества.

Исследователи считают, что драматическая форма для Чехова была той «большой формой» в искусстве, которую он долгие годы искал. Герои чеховских пьес понимают друг друга даже когда молчат. Этот особый характер театральной речи, когда люди отвечают не столько на реплики собеседников, сколько на внутренний ход собственных мыслей, получил название «подводного течения», или «подтекста». У Чехова главное – разлад персонажа с самим собой, а многомерные финалы его драматургических сочинений звучали диалогом, открытым в будущее.

Драматургия Чехова оказала ключевое влияние на мировой театр 20 в., предопределив большинство его выдающихся экспериментов.

Литература на рубеже 19-20 веков.

Символизм (от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880-1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19-20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век».

Как литературное течение русский символизм оформляется в 1892 г., в котором. В.Брюсов выступает от лица еще не существующего в России направления. Свою задачу как «вождя» Брюсов видел в том, чтобы «создать поэзию, чуждую жизни, воплотить построения, которые жизнь дать не может». Жизнь – лишь «материал», медленный и вялый процесс существования, который поэт-символист должен претворить в «трепет без конца». Брюсов стал мэтром, учителем, возглавившим новое движение. К этому направлению принадлежат Д.Мережковий, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, И.Анненский, А.Белый, Вяч. Иванов. Основные аспекты нового течения: приоритет духовных идеалистических ценностей, «стихийный» характер творчества. Из среды символистов вышел крупнейший русский поэт А.Блок, ставший по определению А.Ахматовой, «трагическим тенором эпохи».

Символизм положил начало модернистским течениям в культуре 20 в. В творчестве крупнейших писателей 20 в. (А.Ахматовой, М.Цветаевой, А.Платонова, Б.Пастернака, В.Набокова, Ф.Кафки, Д.Джойса, М.Пруста, У.Фолкнера и др.) видны следы его влияния.

В России футуризм на первых порах проявился в живописи, а только потом – в литературе.

В марте 1910 в сборнике Студия импрессионистов было напечатано стихотворение тогда почти никому не известного поэта В.Хлебникова Заклятие смехом (О, рассмейтесь смехачи!…), впоследствии ставшее визитной карточкой футуризма.

Программой российского футуризма стали манифесты, опубликованные в сборнике Пощечина общественному вкусу (1912) и Садок судей II (1913). Основные мысли были скандальными: только мы – лицо нашего Времени; сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности.

Всю группу поэтов и художников организовал и сплотил Д.Бурлюк. Маяковский – самая заметная фигура футуристов. Игорь Северянин (Лотарев Игорь Васильевич) первым в России, в 1911, назвал себя футуристом, прибавив к этому слову другое – «эго». Получилось – эгофутуризм (я желаю быть одиноким), прославляющий эгоизм.

Футуристы активно участвовало в политически-агитационных начинаниях новой власти.

Русские футуристы шокировали публику не только своими произведениями, но и внешним видом, манерой держаться.

История футуризма завершается в начале 1920-х, когда большинство его участников вошли в ЛЕФ. Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами (имажинистами, обэриутами и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: