Технология составления конспекта урока русского языка, предложенная Е.И. Никитиной

Бренд-менеджера - специалиста, который должен принимать решения сам. Ведь в руках умелого кузнеца молот способен рождать шедевры, а в руках дилетанта - может стать причиной серьезных травм.

Каждый учитель должен уметь писать подробный, развёрнутый конспект урока русского языка. Особенно важно делать это на первых этапах освоения профессии учителя-словесника. Представим первые «шаги», этапы этой непростой, однако творческой работы.

1. Ознакомьтесь с программой, нужным Вам разделом (содержание обучения намечается программой в самом общем виде).

2. Соотнесите перечень программных тем с учебником русского языка, по которому занимаются школьники, сделайте обзор его параграфов. Можно посмотреть, как даётся эта же тема в учебниках, предназначенных для обучения по другим программам.

3. Спланируйте систему уроков по разделу с учётом количества часов в программе (опирайтесь на «примерное планирование» в журнале «Русский язык в школе» или в методических пособиях для учителя, предназначенных для работы по выбранной Вами программе), определите место данного урока в этой системе.

4. Изучите лингвистическую литературу по теме. Сопоставьте теоретический материал школьного учебника с данными науки: сведения, сообщаемые учащимся, не должны входить с ними в противоречие (реализуйте принцип научности). Когда объём теории в вузе и школе различен, постарайтесь понять почему.

5. Осмыслите и критически оцените методические разработки по теме (включая Интернет-источники).

6. Уясните, как новый материал связан с предыдущим (реализуйте принцип преемственности). С учётом этого выберите приём проверки домашних письменных работ и форму опроса (фронтальный, групповой, индивидуальный, уплотнённый). Не пренебрегайте индивидуальным опросом, развивайте монологическую речь учащихся на материале нашего предмета.

7. Учтите, что морфология в школе изучается на синтаксической основе. Обнаружьте органические связи между морфологией и синтаксисом, определите также перспективу своего урока (реализуйте принцип связи с последующим материалом).

8. Установите правильное соотношение между разными сторонами образования в области родного русского языка: воспитанием, развитием и обучением. Сформулируйте три конкретные целевые установки урока. Распишите подробно конкретные обучающие задачи в области а) развития речи учащихся (виды речевой деятельности; коммуникативные умения; речеразвивающий потенциал дидактического материала; стилистический аспект урока); б) изучения основ науки о языке (знания и умения); г) обучения правописанию (формирования навыка грамотного письма – повторение на уроке конкретных орфограмм и пунктограмм).

9. Проведите анализ теоретического материала (значение, структура, функция языковой единицы). Очертите для урока круг лингвистических терминов. Запомните необходимые определения и правила.

10. Мотивируйте выбор метода изучения нового материала (эвристическая беседа, сообщение учителя, самостоятельная работа по учебнику, лингвистическое исследование, комбинированный). Укажите, какие возможности для развития логического и образного мышления учащихся заключают в себе языковые факты. (Реализуйте принцип развивающего обучения.)

11. Выявите объективные трудности в усвоении знаний учащимися. Например, наличие в языке смешиваемых факторов, наметьте пути их преодоления (реализуйте принцип доступности).

12. Подберите дидактический материал для наблюдения учащихся на этапе объяснения, обоснуйте выбор примеров, их количество и характер (слова, словосочетания, предложения, текст). Продумайте, какие познавательные задачи и проблемы Вы будете ставить перед учащимися при его анализе (реализуйте принцип активности).

13. Подберите или изготовьте наглядные пособия: презентацию, таблицу, плакат, рисунок (рисунки) и т.п. (реализуйте принцип наглядности), обеспечьте охват всех основных вариантов трудностей, связанных с темой урока.

14. Если Вы используете метод эвристической беседы или лингвистического исследования, разработайте задания-вопросы для учащихся, которые должны подвести их к «открытию» той или иной лингвистической закономерности (реализуйте принцип последовательности) или дайте в конспекте полный текст «слова учителя».

15. Решите вопрос об эффективных формах самостоятельной работы учащихся с учебником при изучении теории.

16. Подытожьте объяснение, сведите материал к чётко выделенным основным положениям.

17. Помните, что бóльшая часть урока должна быть посвящена тренировочным упражнениям, т.е. формированию умений и навыков учащихся (реализуйте принцип связи теории с практикой).

18. Предложите на первом этапе закрепления для анализа готовый языковой материал (учащиеся распознают языковые факты, учатся объяснять их). Покажите, как применить знания на практике, вместе с учащимися сформулируйте способ действия с языковым материалом или образец рассуждения; требуйте многократного воспроизведения алгоритма учениками в ходе решения практических задач (реализуйте принцип сознательности).

19. Установите целесообразную последовательность в упражнениях на готовом языковом материале применительно к конкретному уроку (осложнённое списывание, письмо по памяти, обучающие диктанты разных видов, лингвистический разбор и т.д.).

20. Отразите в конспекте обратную связь – деятельность ученика на каждом этапе урока; диагностируйте его ошибки, вовремя предупреждайте их, приходя ученику на помощь.

21. Предусмотрите переход от упражнений аналитических к упражнениям синтетического характера с заданиями на преобразование языкового материала, уместные синонимические замены.

22. Завершите систему упражнений творческими работами учащихся – изложениями-миниатюрами и сочинениями-миниатюрами. Неукоснительно соблюдайте следующее требование: для изложения берётся образцовый отрывок, безупречный в языковом отношении. При анализе текста обоснуйте своеобразную незаменимость отдельных авторских слов, оборотов, конструкций и т.п.

23. Подберите темы для сочинений с лингвистическим заданием: сознательный отбор языковых явлений, самостоятельное употребление их учащимися будет определяться в значительной мере заданным содержанием. Лишь в уже написанном тексте можно предложить учащимся найти изучаемое языковое явление.

24. Произведите подсчёт слов, которые запишут учащиеся на уроке (их количество должно составлять не менее 80% слов от нормы, предусмотренной в данном классе для контрольного диктанта).

25. Отберите «трудное» слово для словарно-орфографической работы, продумайте органичное «включение» его в урок. Укажите, какими словарями и справочниками будут пользоваться учитель и учащиеся.

26. Стремитесь к тому, чтобы весь дидактический материал урока (начиная с «трудного» слова и кончая сочинением-миниатюрой) воспринимался и анализировался учащимися в единстве содержания и формы. Не снижайте качество дидактического материала адаптированием.

27. Предъявите к дидактическому материалу требования с точки зрения не только обучающих, но и воспитательных возможностей его (в связи с этим отдайте предпочтение тематическому уроку).

28. Выполните сами те упражнения, которые даны будут учащимися как на уроке, так и дома в качестве домашнего задания. Подготовьте домашнее задание аналогичной работе в классе.

29. Составьте план оформления классной доски, в миниатюре представьте его в конспекте.

30. Укажите список использованной лингвистической, педагогической и методической литературы (включая Интернет-источники с обязательными адресами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: