Коммерческая тайна. Б) Индивидуализация продукции

Б) Индивидуализация продукции

А) Индивидуализация участников

Правовой режим средств индивидуализации

Правовой режим интеллектуальной собственности

Особенность результатов интеллектуальной деятельности: имеют идеальную природу, поскольку только в абстракции, а не в реальности можно добиться расчленения материального носителя и воплощенного в нем результата интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальной собственностью теперь следует считать не права, относящиеся к тем либо иным охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, а сами результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ. Эти результаты не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому (п. 4 ст. 129 ГК РФ), хотя и признаются объектами гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). В то же время права на них могут отчуждаться.

Институт интеллектуальных прав:

А) исключительное право имущественного характера. Тесно связано с личными неимущественными.

Б) личные неимущественные права

В) иные права, как то: право следования, право доступа и др. выделяется искусственно.

Классификации объектов.

1. наиболее общая

А) авторское. Значима форма результата

Б) патентное и средства индивидуализации - если юридически значимо содержание результата

2. в нашем законодательстве:

А) Институт авторского права и смежных прав опосредует отношения, связанные с правовой охраной и использованием произведений науки, литературы и искусства, программ для электронных вычислительных машин, баз данных, исполнений, фонограмм, сообщений в эфир по кабелю радио- или телепередач.

Б) Институт патентного права опосредует отношения, связанные с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений.

В) Институт средств индивидуализации опосредует отношения, связанные с правовой охраной и использованием фирменных наименований товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, коммерческих обозначений.

Г) Институт иных (нетрадиционных) объектов интеллектуальной собственности опосредует отношения, связанные с правовой охраной и использованием топологий интегральных микросхем и секретов производства (ноу-хау).

1. Фирменное наименование – наименование коммерческой организации, под которым она участвует в гражданском обороте.

В настоящее время не требуется регистрация самого фирменного наименования. Режим исключительного права возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Содержанием исключительного права на фирменное наименование является правомочие юридического лица по использованию своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Распоряжение исключительным правом не допускается.

Требования к фирменному наименованию основаны на 3-х принципах. Принципы по В.В. Розенбергу:

А) Принцип истинности - должно являться правдивой характеристикой этой деятельности и не служить средством введения в заблуждение участников гражданского оборота и потребителей продукции.

В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

- полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

- полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

- полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

- полные или сокращенные наименования общественных объединений;

- обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Действующее законодательство налагает запрет на использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее.

Б) Принцип исключительности - наименование было в состоянии предупреждать смешение различных организаций, т.е. не быть тождественным или схожим до степени смешения с другими фирменными наименованиями.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

В) Принцип постоянства - неизменность фирменного наименования в течение всего времени пользования им в рамках одной организационно-правовой формы предпринимательства и при переходе предприятия от одного собственника к другому.

1. Товарный знак (знак обслуживания) – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Условия регистрации: не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

- являющихся общепринятыми символами и терминами;

- характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

- представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак, принадлежит исключительное право использования товарного знака.

Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на 10 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. При этом продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.

Охрана может быть прекращена вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых 3 лет после его государственной регистрации.

2. Наименование места происхождения товара – обозначение, которое состоит либо содержит наименование географического объекта, ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Режим исключительного права на использование наименования места происхождения товара на территории Российской Федерации. Такое решение законодателя не является оптимальным, поскольку право на наименование места происхождения не может быть исключительным по своей природе.

Наименование места происхождения товара подлежит правовой охране в течение всего времени существования возможности производить товар, особые свойства которого определяются характерными для соответствующего географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Срок действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара равняется 10 годам считая от дня подачи заявки на наименование места происхождения в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

3. Коммерческое обозначение – обозначение, служащее для индивидуализации принадлежащих ЮЛ и ИП предприятий, не являющееся фирменным наименованием.

Может применяться для индивидуализации как одного, так и нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

Коммерческие обозначения в отличие от фирменных наименований не подлежат обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц.

Режим исключительного права, которое, однако, ограничено в обороте и может перейти к другому лицу только в составе предприятия, договором аренды предприятия (ст. 656 ГК РФ) или договором коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ). Если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.

Исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации в пределах определенной территории. Таким образом, требования к наличию различительной способности и степени известности коммерческого обозначения формулируются законодателем в самом общем виде.

Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого исключительное право на соответствующее обозначение возникло ранее.

Срок действия исключительного права на коммерческое обозначение не устанавливается. Указанное право действует в течение жизненного цикла существования юридического лица или индивидуального предпринимателя,

Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течении 1 года.

Тайна – правовой режим сведений, которые не известны или не должны быть известны 3-м лицам (конфиденциальные сведения).

ФЗ «О коммерческой тайне». Информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, присущ ряд признаков, в числе которых надлежит выделить:

1. коммерческую ценность скрываемых сведений, которая обусловлена фактором их неизвестности третьим лицам. Ценно сокрытие содержания или само содержание?! Когда как. сведения, чья ценность состоит в неизвестности их третьим лицам могут легально выступать в качестве товара.

2. отсутствие свободного доступа к соответствующим сведениям на законном основании. Санкционированный доступ характеризуется легальными основаниями получения конфиденциальных сведений, например путем знакомства с ними в силу прямых служебных обязанностей. Указанный вид доступа не порочит конфиденциальности сведений.

3. наличие введенного в отношении скрываемых сведений режима коммерческой тайны. На наличие такого режима будут указывать меры, принимаемые обладателем сведений, которые направлены на охрану конфиденциальности сведений и пресечение несанкционированного доступа к ним. меры должны включать в себя:

А) определение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну;

Б) ограничение доступа к информации путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

В) учет лиц, получивших доступ к информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

Г) регулирование отношений по использованию информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

Д) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, находящуюся в режиме коммерческой тайны, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации всех указанных выше мер.

Не может устанавливаться режим коммерческой тайны

- сведения, содержащиеся в учредительных документах

- сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной

- сведения о численности, составе работников, системе оплаты труда, в том числе об охране труда,

- сведения о нарушении законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

- иные сведения, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральными законами.

Действующее законодательство об интеллектуальной собственности (ст. 1465 ГК РФ) отождествляет понятие секрета производства (ноу-хау) с понятием информации, составляющей коммерческую тайну. Однако правила гл. 75 ГК РФ дополнительно вводят для секретов производства режим юридической монополии, т.е. режим исключительного права. Таким образом, секрет производства может находиться одновременно в двух правовых режимах, а именно - в режиме фактической монополии (по смыслу положений Федерального закона "О коммерческой тайне") и в режиме юридической монополии (по смыслу положений гл. 75 ГК РФ), которые взаимно исключают друг друга. Но не существует возможности для одновременного пребывания каких-либо сведений в открытом и закрытом состоянии! Здесь необходимо выбирать что-то одно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: