Виробничо-організаційна

ТЕМА 1

Истинное сосредоточение. Тот, кто успешно ведет свою жизнь согласно указанным правилам и с их помощью освобождает себя от всех страстей и злобных мыслей, достоин пройти шаг за шагом четыре стадии все более и более глубокого сосредоточения, которые постепенно ведут его к конечной цели длинного и трудного пути — к прекращению страданий. На этой ступени ищущий достигает нирваны. Так наступают совершенная мудрость и совершенная праведность.

Истинное усилие. Непрерывное совершенствование невозможно без постоянного стремления к освобождению от груза старых дурных мыслей, без борьбы против их появления. Поскольку ум не может оставаться пустым, его надо постоянно стремиться заполнять хорошими идеями, стараясь закрепить их в уме.

Истинный образ жизни. Для поддержания жизни нельзя прибегать к недозволенным средствам. Человек должен воздерживаться, например, от торговли живыми существами, от распространения алкоголя, от любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное).

Истинная речь. Истинная решимость не должна оставаться лишь религиозным желанием, а должна воплощаться в действие. Истинная решимость, должна направлять и контролировать нашу речь. Результатом будет воздержание от лжи, клеветы и т.д.

Истинная решимость. Одно знание истин было бы бесполезно без решимости преобразовать жизнь в соответствии с ними. От человека требуется, поэтому, отрешение от привязанности к миру, отказ от ложных намерений.

Истинное воззрение.

Этическая модель

Новое учение о варнах

Человек и общество

Одним из нововведений буддизма становится изменение представления о значении варны. Здесь опровергается космическая роль варны. Само явление ограничивается чисто социальным его значением. То есть, главная цель человека – избавление от закона карма, выход из сансары, доступна ему независимо от наследуемой варны. В глазах буддиста варна – майа (иллюзия человеческого сознания), также как и атман (частное), человеческое «я».

Главное составляющее классического буддизма – этическое учение, которое должно было дать человеку все необходимые ориентиры, по которым можно было бы найти правильный путь. Основы этой этики были представлены Буддой в Бенаресской проповеди – одном из важнейших событий истории буддизма, отмеченном по велению царя Ашоки специальным памятником (см. рис.).

Свое учение Будда представил в виде «четырех благородных истин», которые гласят:

· жизнь в мире есть страдание

· существует причина страдания

· можно прекратить страдания

· есть путь, ведущий к прекращению страдания – отказ от жажды жизни.

То есть для буддизма ценность жизни – результат незнания, заблуждения (авидья). Желание жить, а значит воплощаться снова и снова основывается на иллюзорном восприятии мира и своей личности (майа). Познав истинный смысл бытия, человек освобождает свое сознание от иллюзии ценности своего «я» (опять же – мнимого) и достигает нирваны (от: «уничтожение», «затухание») и колесо сансары останавливается.

Путь к нирване – «восьмеричный путь». Первый его шаг – «правильные взгляды», то есть – постижение «четырех благородных истин». Итак:

4. Истинное поведение. Истинная решимость, не ограничиваясь выработкой истинной речи, должна наконец воплотиться в истинное действие. Истинное поведение заключается в отказе от неистинных действий – уничтожения живых существ, воровства, удовлетворения дурных желаний.

7. Истинное направление мысли. Необходимость постоянной бдительности – таково дальнейшее развитие того правила, согласно которому ищущий должен постоянно помнить о том, что уже изучено. Он постоянно должен рассматривать тело – как тело, ощущение – как ощущение, ум – как ум, душевное состояние – как душевное состояние. Обо всем этом он не должен думать: «это – я» или «это – мое». В «Дигга-никайе», сутта 22. Будда дает очень подробные наставления о том, как практиковать подобное размышление. Например, рассматривая тело, надо помнить и думать о том, что оно является лишь соединением четырех элементов (земли, воды, огня и воздуха), что оно наполнено всеми видами отвратительной материи: мясом, костями, кожей, внутренностями, нечистотами, желчью, мокротой, кровью, жиром и т. д. Благодаря такому усиленному размышлению он «отбросит все фальшивые чувства и привязанность к телу: телу своему и телу других». Окончательным результатом этого четырехстороннего напряженного размышления будет отрешенность от всех объектов, которые привязывали человека к миру.


[1] Бонгарл-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М.,1993. С.22.

[2] Там же. С.28.

[3] Торчинов Е.А. Учение о «Я» и личности в классическом индийском буддизме // https://www.psylib.org.ua/books/_torch01.htm


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: