Три знаменитых исторических парусника

Каждый моряк должен знать и помнить о 3-х знаментых парусниках, вошедших в историю морских плаваний.

Это - «Санта Мария» («Св.Мария»), «Виктория» («Победа») и «Катти Сарк».

Рис. 1.60. Три знаменитых исторических парусника (слева направо):

«Санта Мария», «Виктория» и «Катти Сарк»

«Санта Мария» - судно Колумба, копия судна стоит в п. Барселона (Испания), в

центре города, на набережной Колумба.

Колумб на 3-х каравеллах («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья») пересек Атланти-

ческий океан и 12 октября 1492 г. достиг острова Сальвадор. Это число считается офици-

альной датой открытия Америки.

«Виктория» - флагманский корабль адмирала Нельсона в Трафальгарской битве.

Битва произошла 21 октября 1805 г. у мыса Трафальгар, около испанского города Кадис. Английский флот разгромил объединённый франко-тспанский флот адмирала П. Вильнё-

ва, что обеспечило господство английского флота на морях вплоть до XX века.

В этой битве адмирал Нельсон был убит.

«Катти Сарк» - английский чайный клипер.

Чай – любимый напиток многих англичан, доставлялся из Юго-Восточной Азии.

Первые «чайные гонки» (Теа Race) с большим денежным призом за победу были организованы в 1866 г.

Тогда из порта Фучжоу на берегу Восточно-Китайского моря одновременно вышли 5 парусников с чаем. Гонки продолжались 99 суток, их победителем стал парусник «Тай-

пинг».

В последующих гонках принимал участие парусник «Катти Сарк», который англи-

чане сохранили как реликвию и память о знаменитых «чайных гонках».

Рис. 1.61. Наши дни. «Катти Сарк» на покое.

На бушприте многих судов судостроители помещали деревянные скульптуры, их считали хранителями моряков (рис. 1.62).

Рис. 62. Наши дни. Деревянные скульптуры на бушприте парусных судов

§1.20. Эпоха «винджаммеров»

XIX cтолетие можно назвать эпохой пароходов, которые постепенно вытесняли с морей и океанов парусные суда.

Однако любители парусов не сдавались.

В XIX cтолетии мировому хозяйству с его бурным ростом производительных сил, возникновением крупных промышленных центро активным освоением и эксплуатацией сырьевых источников в разных частях света и расширением рынков сбыта требовались быстроходные суда, точно выдерживающие график плавания. Только так можно было справиться с постоянно возраставшими потоками грузов.

Пшеница, кукуруза, табак и хлопок из Америки, мясо и кожа р Аргентины, тростни

ковый сахар, плодовые культуры, кофе, какао, растительные масла, руда из тропических стран, шерсть из Австралии и др. превратились в предметы мировой торговли.

Суда, доставлявшие эти товары в Европу, везли назад широкий ассортимент гото-

вых промышленных изделий. За 80 лет (1820—1900 гг.) объем мировой торговли вырос в 28 раз. Причиной тому служи постоянно растущий спрос на сырье, полуфабрикаты и гото-

вую продукцию.

Кроме того, за океан, и прежде всего в Америку, потянулись массы переселенцев.

Пароходов не хватало, поэтому значительную часть морских перевозок попрежне-

му выполняли парусные суда. К тому же успехи в судостроении позволили строить ско-

ростные многомачтовые парусники с большой грузоподъёмностью – «винджаммеры».

Рис. 1.63. Английский винджаммер - парусник-гигант «Томас Лоуренс»

Имел 7 мачт. Общая площадь 19 главных парусов на мачтах – 3770 м2.

Длина – 132 м, ширина – 15,2 м, осадка – 8,1 м, водоизмещение – 10250 тонн. Экипаж – 18 человек. Построен в 1902 г., затонул в 1907 г.

Вообще-то слово «windjammer» в переводе с английского означает «парусное суд-

но», «парусник». Однако исторически сложилось так, что винджаммерами теперь называ-

ют особо крупные парусные суда.

Примерно такое же водоизмещение, как и «Томас Лоуренс», имел парусник-гигант «Пройссен» (10150 т).

Рис. 1.64. Парусник-гигант «Пройссен»

Имел 5 мачт. Общая площадь парусов на мачтах – 5570 м2.

Длина – 145 м, ширина – 16,3 м, осадка – 8,26 м, водоизмещение – 10150 тонн. Экипаж – 45 человек.

Построен в 1902 г., затонул в 1910 г.

ГЛАВА IV. НА СМЕНУ ПАРУСУ ПРИХОДЯТ МЕХАНИЧЕСКИЕ ДВИГА-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: