Первые паровые суда

ТЕЛИ

Первый пароход построил француз маркиз Жуфруа д'Аббану, который в начале XIX cтолетия продемонстрировал его императору Наполеону (рис. 1.65).

Тот сказал: «мне нет до этого дела. Ваша чадящая бочка не имеет будущего».

Ну, что ж, и императоры ошибаются.

Рис. 1.65. Первый в мире пароход француза Жуфруа д'Аббану

Одновременно предпринимались попытки создания пароходов в США (1785 - 1787 г.г., паровая лодка в Филадельфии) и в Англии (1801 г.).

Больше других повезло анг­личанину Роберту Фултону.

В 1803 году Роберт Фултон (1765-1815) на реке Сене во Фран­ции продемонстриро-вал первое паровое судно, но изобретение не получило одобрения французского прави-

тельства.

Обиженный Фултон в 1806 году переехал в США, но перед отъездом заказал у из-

вестной бирмингемской фирмы «Бултон энд Уатт» паровую машину.

В Америке при финан­совой поддержке своего друга Р. Ливингстона, путешествен-

ника и исследователя Центральной Африки, Фултон строит ко­рабль и устанавливает на

нём приве­зенный из Англии паровой двигатель.

Весной 1807 года судно было спущено на воду. Оно называлось «Пароход Север-

ной реки Клермонт», но в истории и памяти людей сохранился только «Клермонт» - горо-

док, где родился Ливингстон (рис. 1.66).

Рис. 1.66. Роберт Фултон и его колёсный пароход «Клермонт»

В августе 1807 года «Клермонт» осуществил первый рейс по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани.

Через десять лет после спуска на воду «Клермонта» в США началась подготовка парохода к преодолению Атлантики.

Прав­да, немногие верили, что колесное судно окажется сильнее оке­анской волны. Высказывались и опасения, что не хватит запа­сов угля. Поэтому пароходная компания города Саванна, кото­рая взялась за это тяжелое дело, так и не осмелилась расстаться с парусами.

Рис. 1.67. Первый трансатланический пароход «Саванна» (США)

24 мая 1819 года фрегат-пароход «Саванна» вышел в море под парусами и с работа

ющей машиной. В рейс не взяли ни пассажиров, ни груза. Три недели спустя «Саванна» прибыла в английский порт Ливерпуль.

Не обошлось без курьеза. К берегам Ирландии пароход подошел в сопровождении таможенного крейсера. Нет, это был не почетный эскорт - просто морской патруль принял «Саванну» за судно, которое горит, и поспешил на помощь.

Из 22 суток океанского перехода только 14 судно шло под па­ром. Потом кончился уголь. Владельцы решили продать паро­ход для эксплуатации на коротких рейсах. Из Анг-

лии «Саванна» перешла в Копенгаген, потом в Стокгольм. От посетителей не было отбою, но предложений на куплю не поступало.

В Кронш­тадте на борт парохода поднялся Александр I. Потом судно по­шло в Нор-

вегию, а оттуда в США. Однако американское прави­тельство также отказалось купить па-

роход. Тогда с него сняли паровую машину, и парусник ходил как почтовый.

В 1821 году он сел на мель. Такой незавидной оказалась судьба первого побе­дителя Атлантики.

Тогда же, в 1821 г., был построен первый пароход с металлическим корпусом

«Аарон Манби» (рис. 1.68).

Рис. 1.68. Первый пароход с металлическим корпусом «Аарон Манби»

Плавания через Атлантику требовали большого расхода угля, что не давало воз-

можности перевозить на судах полезные грузы.

В России в 1825 году со стапелей Соломбальской верфи (Архангельск) было спу-

щено на воду первое паровое судно - 60-сильный колес­ный речной пароход «Легкий», по-

строенный известным корабель­ным мастером А. М. Курочкиным.

Первый пароход на Черном море «Надежда» 4 июля 1827 г. вышел в рейс Одесса - Херсон.

В 1830 г. построенный в Петербурге пароход «Нева» (длиной 34 м, шириной 7 м, грузоподъемностью 225 т, 50 пассажиров, машина 320 л.с. скорость 11 узлов) совершил первый в истории рейс вокруг Европы из Петербурга в Одессу и в дальнейшем работал на линии Одесса -Константинополь.

В XIX столетии активно строились военные корабли.

На протяжении десятилетий французские адмиралы готовились к сражениям с английским флотом, а судостроители разрабатыва­ли корабли, каждый из которых как бы заранее предназначался для боя с соответствующим ему английским кораблем.

Занявшись пароходостроением почти на десять лет позже своих соперников, фран-

цузы, надо отдать им должное, очень скоро наверстали упу­щенное и стали даже кое в чем обгонять «владычицу морей».

Так, «Ардент», первый деревянный колесный вооруженный пароход-авизо (тип, аналогичный шлюпу или клиперу), французы построили в 1830 году - на семь лет раньше английской «Горгоны».

Их де­ревянные колесные пароходофрегаты «Гомер» и «Асмодей» со­шли со стапе

лей на год раньше британского «Файрбэнда».

Даже в железном судостроении - области традиционного превосходства корабелов «туманного Альбиона» - французы ухитрились обогнать своих островных конкурентов: железный колесный авизо «Тенар» они спустили на воду в 1840 году - на три года раньше английской го «Трайдента» (в переводе с английского «трайдент» – трезубец, намёк на трезубец владыки морей – Нептуна).

В 1838 году английская почта договорилась с судоходной компанией «Кунард» о регулярной перевозке английских почтовых грузов на линии Ливерпуль - Бостон.

Первый рейс из Европы в Америку на английском пароходе «Грейт Вестерн» про-

должался 14 су­ток и 8 часов.

Регулярные же почтово-пассажирские перевозки начались в 1840 году рейсами па-

рохода «Британия» (рис. 1.69).

Рис. 1.69. Первый трансатлантический почтово-пассажирский пароход «Британия»

В середине XIX столетия успехи разных стран в судостроении позволили начать строить крупные суда.

Рис. 1.70. Парусный пароход «Грейт Истерн» («Великий Запад») слева; его строи-

тель И. Брюннель - справа

Так, английский шестимачтовый парусный пароход «Грейт Истерн», построенный в 1857 г., имел водоизмещение 18915 рег.т., длину 210 м, ширину 25 м, осадку 14,5 м, перевозил 4000 пассажиров и 6000 т груза.

Три паровые машины: главная (мощностью - 4888 л.с.) приводила в движение 4-х лопастный винт диаметром 7,3 м, две вспомогательные (по 2000 л.с.) приводили в движе

ние бортовые гребные колеса диаметром 16,5 м, Расход угля в сутки составлял 350 т, при скорости 15 узлов. Пароход имел также парусное вооружение на 6 мачтах. Команда составляла 418 человек.

Спроектировал и руководил постройкой молодой инженер Изамбар Брюннель, ко-

торого назвали «Леонардо да Винчи XIX века» (намек на настоящего Леонардо да Винчи, итальянского скульптора, художника, инженера, разработавшего, например, чертежи будущего геликоптера – вертолёта, и многое другое)

Конкурентная борьба парусников и пароходов длилась до начала XX века.

В 1900 г. в мире было 16000 пароходов суммарным водоизмещением 22 млн. бр.

рег.т., парусников 12000, суммарным водоизмещением 6,5 млн. бр.рег.т.

Революционный переворот в многих отраслях мировой экономики, в том числе и в судостроении, произвёл немецкий инженер Рудольф Дизель (1858-1913 гг.), который в 1897 г. изобрёл двигатель внутреннего сгорания, названный его именем.

Дизели работают на жидком топливе на самовоспламенении, т.е. не требуют запаль

ных устройств, как например, бензиновые двигатели. Они гораздо экономичнее всех ос-

тальных типов двигателей.

Первый в мире речной теплоход «Вандал», имевший в качестве энергетического средства, обеспечивавшего движение судна, двигатели внутреннего сгорания, был построен на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1903 г. по предложению инженера - кораблестроителя К.П. Баклевского.

Длина судна составляла 74,5 м, ширина 9,7 м, осадка 1,8 м, грузоподъемностью 820 т. двигатели внутреннего сгорания работали на три электрогенератора, питающих электро

двигатели, приводящие во вращение гребные винты.

Таким образом, первый в мире теплоход был и первым в мире электроходом.

Теплоход «Вандал» по Мариинской системе был отбуксирован в Петербург, откуда стал совершать регулярные рейсы до Рыбинска (б. Молотов) и обратно.

Уже в следующем 1904 году в России был построен второй наливной теплоход «Сармат» с более совершенной и экономичной энергетической дизельной установкой.

Первый в мире морской теплоход - танкер «Дело», был построен в России на Коло-

менском заводе в 1908 г. Судно имело водоизмещение 5700 т.

Постройка первых в мире речного и морского теплоходов исторически закрепила за Россией приоритет в судостроении флота оснащенного двигателями внутреннего сгора

ния.

Первые теплоходы в Европе были построены несколько позднее - «Вулкан» в Гол-

ландии - в 1910 году и «Зеландия» в Дании - в 1911 году.

Первым теплоходом на Черном море был танкер «Степан Лиознов» грузоподъемно

стью 8000 т, построенный перед началом первой мировой войны.

И все же в начале XX в. мировой торговый флот в основном оставался паровым.

И только по прошествии ряда лет теплоходы стали занимать ведущее место в судо-

троении. В конце XX столетия финская фирма «Вяртсиля» построила судовой дизель мощ

ностью 88 400 кВт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: