Классы изоляции
Мов работы
Судовое электрооборудование будет работать надежно, если оно не только правиль
но сконструировано, но и правильно используется, т.е. если оно соответствует условиям работы судового механизма, устройства и т.п.
Например, электродвигатели насосов и вентиляторов работают практически с по-
стоянной нагрузкой, при неизменном токе. В то же время электродвигатели грузоподъем-
ных механизмов работают в более тяжелых условиях – с частыми пусками, сопровождаю-
щимися бросками тока.
Ясно, что использовать в грузоподъемных механизмах электродвигатели, предна-
значенные для насосов или вентиляторов нельзя – они быстро сгорят.
Если, наоборот, использовать для насосов или вентиляторов электродвигатели, предназначенные для грузоподъемных механизмов – они ока-жутся недоиспользованными по мощности, т.к. вместо работы в тяжелых условиях (с бросками токов) они станут рабо
тать в легких (с постоянной нагрузкой)..
Существующие международные стандарты устанавливают 8 режимов работы элек-
|
|
трооборудования, обозначаемых S1…S8:
. S1 – продолжительный (вспомогательные механизмы ГД, вентиляторы МО и трюмные, рулевое устройство); S2 - кратковременный (лебедки шлюпочные и траповые, якорно-швартовные устройства); S3 – кратковременный (грузовые лебедки, краны); S4 - (повторно-кратковременный, с определенным числом включений в час); S5 - повторно-кратковременный, с электрическим торможением (грузовые лебедки, краны); (грузовые лебедки, краны); - перемежающийся с длительностью цикла 10 мин; S7 - повторно-крат-
ковременный с частыми реверсами при электрическом торможении (грузовые лебедки, краны); S8 - перемежающийся с двумя и более частотами вращения (автоматические бук-
сирные лебедки).
При нагреве электрооборудования наиболее уязвимое его место – изоляция провод
ников обмоток, кабелей и проводов.
Повреждение изоляции неизбежно приводит к межвитковым и междуфазным корот
ким замыканиям, а в некоторых случаях - к замыканию электрических цепей на корпус судна.
После таких замыканий возможен пожар электрооборудования.
Существующие международные документы устанавливают 6 классов изоляции:
А - предельная температура 105 ºС; Е - 120 ºС; В - 130 ºС; F - 155 ºС; Н - 180 ºС;
С – свыше 180 ºС.
; На судах морского флота стран СНГ применяют изоляцию таких классов:
1. для обмоток статоров – изоляцию классов Н и В;
2. для обмоток роторов – изоляцию классов Н, В и F.
Соответствующие государственные стандарты (только в странах СНГ) устанавли-
вают системы буквенно-цифровых обозначений электрооборудования, в том числе судово
|
|
го.
Например, для серии 4А электродвигателей, применяемых на флоте и на берегу, принята следующая система обозначений:
4А Х Х Х Х Х Х Х
= = = = = = = =,
1 2 3 4 5 6 7 8
где: 1 – обозначение серии (четвёртая серия асинхронных двигателей);
2 - исполнение двигателя по способу защиты: буква Н – исполнение IP23, отсутствие буквы означает исполнение IP44;
3- исполнение асинхронного двигателя по материалу станины и щитов:
А – станина и щиты алюминиевые, Х – станина алюминиевая, щиты чугунные; отсутствие буквы – станина и щиты чугунные или стальные;
4 – установочный размер по высоте оси вращения, мм
5 – установочный размер по длине станины: буквы S, М или L (S –от “short» - меньший, М – от «middle” – средний, L – от «long” – больший);
6 – длина сердечника: А – меньшая, В – большая при условии сохранения
установочного размера; отсутствие буквы означает, что при данном установочном размере (S, M или L) выполняется только одна длина сердечника;
7 – число полюсов электродвигателя;
8 – климатическое исполнение и категория размещения электродвигателя на судне.
Пример. Объяснить з начение букв и цифр в обозначении асинхронного электро
двигателя 4АНХ225S4ОМ2.
4А - четвёртая серия асинхронных двигателей;
Н – защитное исполнение корпуса типа IP23 (брызгозащищённое);
Х - станина алюминиевая, щиты чугунные;
225 - высота оси вращения, мм;
S – меньший установочный размер по длине станины;
4 – число полюсов асинхронного электродвигателя;
ОМ – двигатель предназначен для эксплуатации в неограниченных районах плавания;
2 - двигатель предназначен для размещения на открытом воздухе или в помещени-
ях, где колебания температуры и влажности воздуха незначительно отличаются от колеба-
ний на открытом воздухе.
Следует обратить особое внимание на такой параметр, как установочный размер по высоте оси вращения (в данном примере – это высота оси вращения, равная 225 мм).
Если высоты осей вращения валов механизма (например, насоса) и электродвига-
теля неодинаковы, установка механизма и насоса на общей фундаментной раме затрудня-
ется.
Кадету следует изучить аналогичные приведенной системы обозначения типов
электродвигателей и других электротехнических устройств, записать информацию в ноут-
бук, на диск, флэш-карту и привезти в её в ХГМИ (промышленный шпионаж).