Глава 1. Особенности работы судового электрооборудования
РАЗДЕЛ 9. ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СЭО
Судовое электрооборудование по сравнению с береговым работает в более труд-
ных условиях.
Береговое электрооборудование установлено в определенной географической точ-
ке, т.е. оно не перемещается в пространстве и круглый год находится в одном и том же климатическом поясе.
Судовое электрооборудование перемещается вместе с судном, и в течение одного рейса (30-40 суток) может побывать во всех климатических поясах Земного шара (напри
мер, при переходе из Антарктиды в Мурманск).
Для судового электрооборудования характерны следующие условия эксплуатации:
1. периодическое пребывание в тропиках, арктических водах и средних широтах, при этом средняя продолжительность пребывания в тропиках за год составляет 170 сут;
2. непрерывное пребывание в состоянии повышенной относительной влажности (от 70 до 100 %); 3. приблизительно постоянное содержание солей в воздухе: 3 - 5 мг на 1 м; 4. высокое содержание паров нефти в машинных отделениях: до 20 мг на 1 мвоздуха; 5. интенсивное скопление конденсата: воды в палубных механизмах и нефтепродуктов в машинно-котельных механизмах; 6. оседание на поверхностях соли — в неблагоприятных условиях до 0,2 мм за сутки; 7. работа в условиях повышенной вибрации и периодических ударных нагрузок, связанных с сотрясением корпуса от ударов волн или при плавании во льдах.
Кроме того, для палубного оборудования добавочными условиями являются:
1. полное обледенение при пребывании в арктических водах; 2. периодическое об-
ливание морской водой, эквивалентное поливу из шланга под давлением 9,8*10Па (1at) с расстояния 1,5 м; 3. в отдельных случаях полное кратковременное погружение под набегающую волну; 4. дополнительный кратковременный нагрев за счет солнечной радиа
ции в тропиках (до 5 °С сверх предельной температуры воздуха) и ионизация под воздей-
ствием озона плотностью до 40 мкг/м.
Статистика эксплуатации судов основных транспортных океанских линий показы-
вает, что общее время пребывания судна в тропиках составляет примерно 160 сут в год.
Средняя температура воздуха Мирового океана в зоне тропиков составляет 20 °С при абсолютной влажности 15 г/м. У берегов Индии и Индонезии средняя температура равна 25 °С при абсолютной влажности 20 г/м.
Поэтому морские нормативные документы предъявляют к СЭО повышенные требо
вания.
§9.2. Требования Правил Регистра к судовому электрооборудованию
Эти требования в основном сводятся к следующему:
1. электрическое оборудование на судах должно надежно работать в условиях от-
носительной влажности воздуха 75±3% при температуре +45±2°С или 80±3% при темпера
туре +40±2°С, а также при относительной влажности воздуха 95±3% при температуре +25±2°С;
2. конструктивные части электрического оборудования должны изготовляться из материалов, устойчивых к воздействию морской атмосферы, или должны быть надежно защищены от вредного воздействия этого фактора;
3. электрическое оборудование должно надежно работать при вибрациях с частота
ми от 2 до 80 Гц, а именно: при частотах от 2 до 13,2 Гц с амплитудой перемещений ± 1 мм и при частотах от 13,2 до 80 Гц с ускорением ±0,7 g;
4. электрическое оборудование, установленное на источниках вибрации (дизели, компрессоры и т.п.) или в румпельном отделении, должно надежно работать при вибраци
ях от 2 до 100 Гц, а именно: при частотах от 2 до 25 Гц с амплитудой перемещения ±1,6 мм и при частотах от 25 до 100 Гц с ускорением ±4,0 g;
5. электрическое оборудование должно надежно работать также при ударах с уско
рением ± 5,0 g и частоте в пределах от 40 до 80 ударов в минуту;
6. электрическое оборудование должно безотказно работать при длительном крене судна до 15° и дифференте до 5°, а также при бортовой качке до 22,5° с периодом 7 - 9 с и килевой до 10° от вертикали;
7. аварийное оборудование должно, кроме того, надежно работать при длительном крене до 22,5°, дифференте до 10°, а также при одновременном крене и дифференте в ука-
занных выше пределах;
8. электрическое оборудование должно обладать соответствующей механической прочностью и устанавливаться в таком месте, где нет опасности механического поврежде-
ния.
Для выполнения перечисленных выше условий судовое электрооборудование дол-
жно иметь соответствующую конструкцию.