Ских условий района плавания
Глава 2. Требования морских нормативных документов к конструкции СЭО
Конструкцию судового электрооборудования разрабатывают с учётом 4-х факто-
ров:
1. климатических условий района эксплуатации (плавания); 2. предполагаемого
места размещения электрооборудования непосредственно на судне; 3. степени защищен-
ности обслуживающего персонала от соприкосновения с токоведущими или вращающи-
мися частями электрооборудования, находящегося внутри её корпуса; 4. степени защищён
ности корпуса электрооборудования от попадания внутрь воды; 5. степени защищенности корпуса от повреждений при взрыве внутри корпуса.
§9.3. Классификация судового оборудования в зависимости от климатиче-
Соответствующими стандартами установлена следующая классификация судового оборудования в зависимости от климата района плавания:
1. оборудование судов ограниченного района плавания с умеренно холодным кли-
матом, обозначаемая буквой М (международное обозначение - М); 2. то же, для районов с тропическим морским климатом – Т (Т); 3. оборудование судов неограниченного райо-
на плавания - ОМ (МU);4. то же, для всех климатических районов на суше и на море – B (W).
К районам с умеренным и холодным климатом (+ 40ºС… - 45ºС) относятся моря и океаны севернее 30º северной широты, с тропическим морским климатом (выше + 40ºС) -
моря и океаны, расположенные между 30º северной широты и 30º южной широты.
Таким образом, суда неограниченного района плавания (океанские), периодиче-
ски переходящие из северных широт в южные и наоборот, имеют электрооборудование класса ОМ.
§9.4. Классификация электрооборудования в зависимости от места располо-
Судовое электрооборудование расположено на самых разных пространствах судна и в разных помещениях.
Место расположения электрооборудования определяется видом механизма.
Например, электроприводы палубных механизмов – якорно-швартовных и грузо-
вых устройств, траповых и шлюпочных лебедок, расположены на открытых палубах и под
вержены прямому воздействию воды.
Электроприводы механизмов, расположенных в машинном отделении, например,
пожарных насосов, насосов, обеспечивающих работу главного двигателя, лишены прямо-
го воздействия воды, но остаются под воздействием остальных неблагоприятных факто-
ров – повышенной влажности, вибрации, ударов и др.
Электрооборудование, расположенное в ЦПУ – разного рода системы управления
и контроля, а также главный электрораспределительный щит, работают в наиболее ком-
фортных условиях, т.к. помещение ЦПУ отапливается (или охлаждается, в зависимости от района плавания) и вентилируется.
Условные обозначения категорий размещенияэлектрооборудования на судне обо-
значаются цифрами от 1 до 5, при этом значение цифр такое:
1. на открытом воздухе; 2. на открытом воздухе или в помещениях, где колебания температуры и влажности воздуха незначительно отличаются от колебаний на открытом воздухе; 3. в помещениях с естественной вентиляцией без искусственного климата; 4. в отапливаемых или охлаждаемых и вентилируемых помещениях; 5. в помещениях с повы
шенной влажностью, где возможно длительное наличие воды или частая конденсация вла
ги на стенах или потолке
§9.5. Классификация электрооборудования в зависимости от степени защи-