Под источниками следует понимать те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы либо писаные и неписаные нормы, которые регулируют конституционно-правовые отношения

Институты конституционного права – это определенная совокупность норм, регулирующая сходные, смежные, однородные общественные отношения, т.е. такие отношения, которые можно обозначить одним общим понятием.

Структура Конституции и есть перечисление важнейших институтов конституционного права. Это институт правового статуса личности, институт гражданства, институт парламента, президента, правительства, избирательное право и т.д. В конституционном праве различают крупные институты и субинституты, являющиеся частью первых. Например, институт правового статуса личности, включает институт гражданства, институт политических прав.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства. Нормы имеют структуру: гипотеза, диспозиция и санкция. Однако в конституционном праве нормы не соответствуют классическому делению. Как правило, вся норма представляет собой диспозицию. Санкция бывает перенесена в другую отрасль права.

Как и в других отраслях права, по характеру предписания конституционно-правовые нормы бывают:

· императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту свободы выбора, а четко предписывает поступать с указанием. Например, ст.106. Конституции Республики Беларусь «Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь».

· диспозитивными, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом действовать, Как правило, такая норма выражена словами «может». Например, ст.106 Конституции Республики Беларусь «Премьер-министр может поставить перед Палатой Представителей вопрос о доверии правительству…».

По функциональной направленности: нормы регулятивные и охранительные. К регулятивным относится большинство норм, и они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы часто представляют собой запреты. Например, ст.86 Конституции Республики Беларусь «Президент не может занимать другие должности», ст.94 «Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения».

По характеру регулируемых отношений: нормы материальные и процессуальные т.е. составляющие материальное и процессуальное право. Например, к материальным нормам относятся нормы регулирующие имущественные, трудовые, семейные отношения и т.д. Процессуальные нормы устанавливают порядок производства, деятельности какого либо института, например, ст.95.Конституции Республики Беларусь «Палаты собираются на две очередные сессии в году».

По действию во времени: нормы постоянные, временные и исключительные. Большинство норм постоянные, т.е. срок действия не определяется. Временные нормы содержатся в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. Исключительные устанавливаются на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования (ч.4 ст.94 Конституции Республики Беларусь: «Палаты не могут быть распущены в последние шесть месяцев полномочий Президента…».

По территории действия: нормы республиканские и местные. К числу первых относятся нормы, устанавливаемые высшими органами государственной власти, к числу вторых, нормы действующие в пределах административно-территориальной единицы и устанавливаются местными органами.

Таким образом, система конституционного права Республики Беларусь представляет собой:

· основы конституционного строя;

· основные права и свободы человека и гражданина;

· избирательная система (избирательное право);

· президентская власть;

· законодательная власть;

· исполнительная власть;

· судебная власть;

· местное управление и самоуправление;

· порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.

4. Конституционно-правовые отношения: понятие, структура, виды, специфика.

(Субъекты конституционного (государственного) права).

Субъекты подразделяются на две большие группы:

· физические лица;

· общественные формирования.

К первой группе относятся граждане государства, иностранные лица и лица без гражданства (апотриды).

Ко второй группе относят – государство и его органы т.е. парламент, президент, правительство; народ, нация, избирательный корпус; политические партии и общественные организации; территориальные образования в федерациях; органы местного самоуправления; судебные органы; в некоторых странах субъектом выступают религиозные конфессии, как правило господствующие в данной стране (Великобритания: монарх - глава англиканской церкви). Субъектов права наделяют такими характеристиками как правоспособность и дееспособность, т.е. способность иметь права и обязанности и реальную возможность самостоятельно их осуществлять. Категории «правоспособность» и «дееспособность» применяются в отношении физических лиц, в отношении органов государства употребляют такие термины как «компетенция» и «правомочия». Под компетенцией следует понимать совокупность полномочий, прав и обязанностей государственных органов. Правомочие – это возможность участника правоотношений совершать определенные действия или требовать конкретных действий от других участников этих правоотношений. Правомочие может быть самостоятельным (субъективным) правом или одним из компонентов комплексного права. Реальность правомочий гарантируется государством.

Правовой статус субъектов конституционного права – это совокупность общих прав, определяющих правоспособность, и основных прав и обязанностей, неотделимых от лиц, органов и организаций.

Общественные отношения, урегулированные нормами права, называются правовыми отношениями или правоотношениями. Общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникающие на их основе, индивидуализированные общественные связи между субъектами конституционного права – это конституционно-правовые отношения.

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит перечня субъектов права и в наличие общих правоотношений. Конституционные отношения возникают не сами по себе, а в результате так называемых юридических фактов (события и действия). Конституционные правоотношения могут иметь общий и конкретный характер, быть постоянными и временными. Примером отношений общего характера могут служить отношения между государством и гражданином, которые регулируются нормами, закрепляющими основные права и обязанности граждан. Отношения конкретного характера всегда связаны с реализацией той или иной государственно-правовой нормы, с непосредственным осуществлением предусмотренных ею прав и обязанностей. Постоянные отношения длятся в течение всего времени, пока существуют субъекты, например отношения между органами государственной власти. Временные отношения существуют до тех пор, пока не выполнены действия, предусмотренные правовой нормой, например, отношения, возникающие между избирателем и участковой избирательной комиссией в день голосования, прекращаются после получения избирателем избирательного бюллетеня. Отношения общего характера – это отношения постоянного характера, а отношения конкретного характера – временные.

5. Источники конституционного права Республики Беларусь.

(Источники конституционного (государственного) права).

Первая группа источников – нормативно-правовые акты. Они подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля, парламентские регламенты, акты местного самоуправления.

Первый вид законов – Конституция – это Основной закон, имеющий особую форму и содержание. Второй вид – конституционные законы, они подразделяются на две разновидности. Первая разновидность – это те законы, которые вносят изменения в текст конституции либо существенно дополняют его. В зарубежных странах, где нет писаной конституции присутствует вторая разновидность законов. Формально это обычные законы, но в силу своей важности выполняют функцию конституции в нашем понимании. Третий вид законов – органические законы. Это особый источник конституционного права, который имеет ряд специфических особенностей, во-первых их издание прямо предусмотрено в конституции; во-вторых они дополняют конституцию не изменяя ее основных принципов. Например, органическими законами являются законы о гражданстве, о выборах. Четвертый вид законов – это акты исполнительной власти имеющие силу закона на основе делегированного законодательства. Например, декреты Президента в Республике Беларусь. Пятый вид законов – обычные законы т.е. законы принимаемы парламентом по текущим вопросам, которые предусмотрены в конституции.

К нормативным актам исполнительной власти относятся акты главы государства (указы, декреты) и нормативные акты правительства, а иногда и ведомств (министерств). Указанные акты служат источником права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Кроме того, нормативные акты нижестоящих органов не должны противоречить актам вышестоящих.

К нормативно-правовым актам органов конституционного контроля относятся решения Конституционного Совета во Франции, Конституционного трибунала в Польше. Нормативно-правовой характер имеют такие решения этих органов, которые содержат конституционно-правовые нормы – о конституционности законов, о компетенции государственных органов, о толковании Конституции и законов.

Регламенты палат парламента представляют собой источник права т.к. определяют организационную структуру и порядок деятельности парламента. Решения местных органов служат источником только в том случае, если регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением публичной (государственной власти).

Вторая группа источников – судебные прецеденты. Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое признается обязательным при рассмотрении в последующем аналогичных дел. Признание судебного прецедента источником права означает, что судебные органы осуществляют не только юрисдикционную функцию, но и правотворческую.

Третья группа источников – конституционные обычаи, т.е. правила поведения, которые сложились исторически и поддерживаются государством. Конституционные обычаи обычно носят не политический, а обрядовый характер.

Четвертая группа источников – доктринальные источники.. Они относятся к источникам англосаксонской правовой системы. Представляют собой труды ученых, которые используются в тех случаях, где есть правовой пробел. Эти труды должны быть опубликованы.

Пятая группа источников – религиозное право. В мире существует как минимум три группы религиозного права: мусульманское право, индусское и иудейское право, которое применяется в Израиле (тора–Пятикнижие и Талмуд). Составными частями мусульманского права являются: шариат – нормы, заключенные в Коране. С точки зрения формы это писаное право, суры Корана регулируют отношения между человеком и Богом, между людьми, между людьми и государством. Вторая часть мусульманского права – это сунна. Это предания, или, иначе говоря, хадисы, о поступках пророка, записанные после его смерти т.е. исламская традиция. Этих преданий записано несколько тысяч, они используются при решении конкретных дел. Третья группа – иджма. Это общее мнение теологов, включающее в себя акты первых четырех праведных халифов, принятые после консультации с теологами. Иджма – это меняющийся источник т.к. мнение теологов меняется. Четвертая группа – фикх – правовая доктрина, т.е. наука о праве. Далее частью мусульманского права является кияс – умозаключения по аналогии, правовой прецедент. Последняя часть права – это фетва. Это решения, сконструированные на основании разрешения конкретных дел, они принимаются авторитетными лидерами в исламе и являются обязательными для всех мусульман.

Пятая группа источников – это международные договоры. Они служат источником права в случае, если регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение. Большинство современных конституций закрепляют такое положение, что международное право имеет приоритет над правом внутригосударственным и это заставляет учитывать международные договоры в качестве источника. Международные договоры либо приравниваются к внутригосударственному праву, либо трансформируются во внутригосударственное право.

Источники конституционного права Республики Беларусь:

Конституция Республики Беларусь – Основной закон;

Законы;

Международно-правовые акты (договоры и соглашения);

Декларации (например, Декларация о государственном суверенитете БССР);

Регламенты палат парламента РБ;

Декреты, указы и распоряжения Президента;

Постановления и распоряжения Правительства;

Акты местных органов власти.

Конституционно-правовая ответственность.

????????????????????????

Основные направления развития науки конституционного права.

(Конституционное право как наука и учебная дисциплина).

Конституционное право – это юридическая наука, изучающая государственно-правовые нормы, закрепляющие устройство государства, т.е. основы общественного строя и политики, основы правового положения личности в государстве, его национально-государственное устройство, систему государственных органов и регулируемы этими нормами общественные отношения.

Система науки определяется предметом и строгой научной последовательностью изучения вопросов, составляющих ее содержание.

Предметом науки конституционного права является конституционное право как отрасль права. Наука конституционного права изучает историю создания и действия норм, иные из которых в настоящее время уже не действуют. Кроме того наука дает рекомендации на будущее, например, путем определения тенденций конституционного развития. Этим наука конституционного права отличается от отрасли конституционного права, последняя это действующее, реальное право, которое применяется в настоящем времени.

Методами науки конституционно права являются: формально-логический, аналитический, исторический, сравнительный, функциональный.

Конституционное право как учебная дисциплина – это часть науки, изучаемая студентами. Прежде всего, это учебная программа, имеющая четкую структуру и, как правило, соответствует типичной структуре конституции.

8. Конституция Республики Беларусь: понятие, структура, юридические свойства.

ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ: С латинского Конституция – это учреждение - в самом общем смысле – это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, - с другой, а также основы организации самого государства.

Первым актом конституционного типа является акт английской революции (1640-1658) – «Форма правления государством Англии, Шотландии и Ирландии и владениями, им принадлежащими». Этот кратковременно существующий акт устанавливал основы построения высших органов государства, их компетенцию, начала избирательного права и основы законодательства и о религии. После образования США в 1781 году вступили в действие «Статьи конфедерации». В 1787 году была принята Конституция США, которая действует до настоящего времени. Первыми европейскими конституциями были Конституция Польши 1791 года и Конституция Франции того же года, принятая в период Великой французской революции.

В материальном смысле Конституция представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

В формальном смысле Конституция – это закон или группа законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. В правовом плане определение Конституции может звучать следующим образом: это нормативный акт (приведенная в систему совокупность норм), закрепляющий главные устои государственной и общественной жизни в интересах большинства данной страны и являющийся стержнем ее правовой системы.

Различаются также понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция – это всегда определенная система правовых норм, регулирующих круг общественных отношений. Это нормативный акт, который имеет определенную форму и принят по установленным правилам. Фактическая – это сами такие отношения, то есть то, что реально существует. Это не нормативный акт, это сложившийся порядок в конкретном государстве. Расхождение между фактической и юридической конституцией свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала фиктивной. Самым распространенным является понятие Конституции как закона, обладающего высшей юридической силой. Высшая юридическая сила означает, что во-превых, нормы конституции всегда имеют главенствующее значение по отношению к другим нормам. Во-вторых, законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре.

СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ: Под сущностью конституции понимается некий договор между обществом и государством, согласно которому распределяются полномочия между различными частями государства, ветвями власти, приоритеты и соотношения сил различных социальных групп и слоев. Другими словами, сущность Конституции представляет собой запись соотношения политических сил, существующих на момент ее принятия. Сущность Конституции определяется в ее функциях:

1) юридическая функция проявляется в том, что конституция – это основной закон, главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений;

2) Политическая функция: конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы;

3) Идеологическая функция объясняется как функция наивысшего правового авторитета для граждан и организаций.

ПРИЗНАКИ КОНСТИТУЦИИ:

1) преемственность - в англосаксонских государствах это понятие определяется через термин «континуитет» т.е. непрерывность, преемственность государственной власти, тем самым подчеркивается незыблемость государственности.

2 ) народный суверенитет – в конституциях всегда подчеркивает, что они принимаются народом или от имени народа. Народный суверенитет означает, что никто в том числе и государственная власть, не вправе отнять у народа верховного права самому решать свою судьбу.

3) прямое действие конституции позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.

4) стабильность конституции.

5) реальность.

6) легитимность конституции означает легитимность т.е. Новая Конституция должна быт принята таким способом который указан в предыдущей конституции..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: