Развитие конституции в период с 1917-1978гг

Развитие конституционализма в период с 1990-1996гг.

Развитие конституции в период с 1917-1978гг.

См. Раздел 8 наизусть.

10. Толкование Конституции: субъекты права толкования и порядок толкования Конституции Республики Беларусь.

7??????????????????????????????????????????????

11. Конституция в правовой системе Республики Беларусь.

????????????????????????????????????????????????

12. Конституционное развитие Республики Беларусь.

Принятие конституций имеет задачей отразить все качественно новые явления, обеспечить динамику государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. Конституционализм пошел в своем развитии те же этапы, что и страна в целом. В соответствии с этими этапами можно выделить: 1) конституционные акты и конституции Советского государства в период перехода от "капитализма к социализму";

2) конституции Советского государства, закрепившие "победу социализма"; 3) современное развитие конституционализма.

2 Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов Декретом от 8 ноября 1917 года "Об учреждении Совета народных комиссаров" образовал для управления страной рабочее и крестьянское правительство, установив одновременно, что контроль за деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежит Всероссийскому съезду рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИКу. Решениями съезда были созданы практически все звенья государственного руководства страной, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года.

Декретом 2 Всероссийского съезда "О земле":

отменялась помещичья собственность на землю немедленно и без всякого выкупа;

признавались самыми справедливыми путями решения земельного вопроса отмена частной собственности на землю и обращение ее во всенародное состояние;

переход всех недр земли, руды, нефти, угля и т.д. в исключительное пользование государства.

В Декрете "О мире" заложены были основы внешнеполитической деятельности Советского государства, базирующиеся на миролюбии, неприменения насилия и самоопределении наций в решении национального вопроса, отмене тайной дипломатии, пролетарском интернационализме и солидарности рабочих всех стран в борьбе за дело мира и освобождения "трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации".

Конституционное значение имели и последующие декреты Советского государства. Их можно разделить на четыре группы.

Первая группа – акты, направленные на устранение системы хозяйствования и создание экономической основы Советской власти. В частности, это "Положение о рабочем контроле" от 27 ноября 1917 года, декреты "О национализации банков " от 27 декабря 1917 года, "О социализации земли" от 9 февраля 1918 года и др.

Второй группой декретов была заложена основа национально-государственного строительства: "Декларация прав народов России" от 15 ноября 1917года, декрет "О Финляндской республике" от 31 декабря 1917 года.

Третья группа декретов посвящалась формированию права: "О порядке утверждения и опубликования законов" от 2 ноября 1917 года, "о праве отзыва делегатов" от 4 декабря 1917 года.

Четвертая группа посвящалась организации общественной жизни и правовому положению граждан: "О восьмичасовом рабочем дне" от 1 ноября 1917 года, "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 23 ноября 1917 года, "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 2 февраля 1918 года.

Особое значение имела "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" от 25 января 1918 года, принятая № Всероссийским съездом. В документе закреплялись основы общественного и государственного устройства России. Россия объявлялась республикой Советов, по форме государственного устройства – федерация советских национальных республик на основе свободного союза наций. Декларация подтвердила решение СНК о представлении независимости Финляндии и самоопределении Армении. Объявлялась: 1) отмена частной собственности на землю, 2) земельный фонд – общенародное достояние, 3)полный переход фабрик, заводов, ж/д дорог и транспорта, всех банков в собственность государства. Внешнеполитические принципы направлены на достижение демократического мира без аннексий и контрибуции, на основе свободного самоопределения наций.

КОНСТИТУЦИЯ 1918: Конституционная комиссия была создана на заседании ВЦИК 1 апреля 1918 года. В ее состав вошли представители от партийных фракций (большевиков, эсеров) и ряда народных комиссариатов (по делам национальностей, военным делам, внутренним делам, юстиции, финансов, ВСНХ). Председателем комиссии стал Я.М.Свердлов. 10 июля 1918 года на 5 съезде Советов была принята первая советская Конституция. Основные принципы Конституции были сформулированы в 6 разделах:

1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

2. Общие положения Конституции РСФСР;

3. Организация советской власти в центре и на местах;

4. Активное и пассивное избирательное право;

5. Бюджетное право;

6. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата и ее политическая основа – система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, экономические основы – национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия определялся как "переход от капитализма к социализму". Государственное устройство носило федеративный характер. Высшим органом власти провозглашался Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство – СНК - Совет народных комиссаров. ВЦИК – это высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган. Он давал "общее направление деятельности" правительства и всех органов власти, издавал собственные декреты и распоряжения и рассматривал законодательные предложения правительства. Всего образовывалось 18 народных комиссаров. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

2 февраля 919 года Временный революционный рабоче-крестьянский съезд принял первую Конституцию ССРБ. Она включала 32 статьи и состояла из Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа Беларуси и трех разделов: общие положения Конституции, конструкция Советской власти, о гербе и флаге. Верховная власть принадлежала Всебелорусскому съезду, а в период между съездами - Центральному Исполнительному комитету. СНК не образовывалось.

30 декабря 1922 года - Декларация и Договор об образовании Союза ССР.

11 апреля 1927 года 8 Всебелорусский съезд Советов принял КОНСТИТУЦИЮ. Она состояла из 13 разделов и 76 статей. БССР объявлялась социалистическим государством диктатуры пролетариата. Статья 4 регулировала отношения между БССР и СССР. По конституции СССР к компетенции союзной власти были отнесены 6 отраслей государственного управления: иностранных дел, военно-морских, внешняя торговля, международные отношения, почта и телеграф, финансы, рабоче-крестьянские инспекции и местные наркоматы. Конституция предусматривала двойное гражданство (СССР, БССР), равноправие белорусской, еврейской, русской и польских языков. При перевесе белорусской. Главы 2-10 регулировали деятельность Всебелорусского съезда Советов, ЦИК, СНК, окружных и районных съездов Советов, исполкомов. Гл.11 определяла избирательное право трудящихся граждан с 18 лет. Статья 7 запрещала принимать участие в выборах предпринимателям, частным торговцам, посредникам и служащим полиции, царским чиновникам, осужденным и духовенству. Гл.13 посвящалась гербу, флагу и столице.

В соответствии с Конституцией СССР от 5 декабря 1936 года в БССР была принята КОНСТИТУЦИЯ ОТ 19 ДЕКАБРЯ 1937года. Она состояла из 122 статей, 11 разделов. В третье Конституции впервые БССР обозначалось как социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата как было ранее. Впервые введены категории политическая основа БССР и экономическая основа БССР. Первую составляли Советы депутатов трудящихся, а вторую – социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на производство. Закреплялся факт победы социализма.

Разделы 2-5 посвящались государственному строю, высшим и местным органам власти и управления, регулировали отношения БССР с СССР. Высшим органом власти стал Верховный Совет БССР. Существует только два языка – белорусский и русский. Особенностью Основного Закона 1937 года состояла в том, что работа ВС концентрировалась не на его сессиях, а представлялась Президиуму. На территории БССР действовало 43 министерства и ведомства. В Конституции появился новый раздел, посвященный бюджету, прокуратуре и суду. В выборах могла принимать участие лица, достигшие 18 лет, а быть избранными могли лица 2 года. Выборы объявлялись равными, прямыми, всеобщими, тайными. Определялись обязанности граждан: исполнять законы, дисциплину труда, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, нести воинскую повинность. Лица, которые посягали на социалистическую собственность объявлялись врагами народа.

КОНСТИТУЦИЯ ОТ 14 АПРЕЛЯ 1978 ГОДА. Конституция состояла из 19 глав и 10 разделов. В первом разделе "Основы общественного строя и политики БССР" подчеркивалось, что экономической основой государства является социалистическая общенародная собственность, политической – Советы. В Конституции закреплялась "руководящая и направляющая" роль коммунистической партии. Второй раздел "Государство и личность" был посвящен правам и обязанностям граждан. Подчеркивалась неразрывная связь прав и обязанностей. Провозглашались право граждан на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами, на объединение в общественные организации. Третий раздел был посвящен положению БССР в составе СССР. Закреплялось право выхода из состава Союза, а также право законодательно инициативы в высших органах власти Союза. Четвертый раздел закреплял систему и принципы деятельности Советов народных депутатов, правовой статус народного депутата. Возраст пассивного избирательного права был снижен до 18 лет, за исключением депутатов в ВС - 21 год. Пятый раздел – Верховный Совет, Президиум Верховного Совета и Совет Министров. Шестой раздел – деятельность местных органов: советов и исполкомов. Седьмой рассматривал вопросы государственного плана, экономики и социального развития, государственного бюджета. Восьмой – правоохранительным органам: суду, арбитражу и прокуратуре. Девятый – герб, флаг, гимн и столица. Десятый – действие Конституции и порядок ее изменения.

В целом Конституция БССР соответствовала Конституции СССР от 7.11.1977 года. Однако положения Конституции СССР о внешней политике, сущности и основных принципах не воспроизводятся в республиканской конституции (у республик нет какой-либо обособленно внешне политики, они участвуют в осуществлении внешне политики Союза ССР). Конституция БССР включает раздел седьмой, а союзная конституция не имеет такого раздела. Установлен твердый численный состав ВС.

2. Развитие конституционализма в период с 1990-1996гг.

Развитие конституционализма в данный период можно разбить на следующие этапы:

1. Принятие Декларации о государственном суверенитете и Закона о принципах народовластия;

2. Конституция 1994 года;

3. Изменения и дополнения в Конституцию и Конституция 1996 года в новой редакции.

Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь была принята 27 июля 1990 года и состояла из преамбулы и 12 статей. Республика Беларусь признавалась суверенным государством, утвердившимся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Государственный суверенитет утверждался во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами. Впервые закрепляется положение о том, что неотъемлемые права РБ реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В ст.7 говорилось, что на территории РБ устанавливается верховенство Конституции РБ и законов РБ. Разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом существования РБ как правового государства.

Республика Беларусь ставила своей целью сделать территорию безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством. Особое значение имела статья 11, где закреплялось право РБ самостоятельно осуществлять права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих союзов. Единственным представительным органом имеющим право выступать от имени народа республики признавался Верховный Совет РБ.

27 февраля 1991 года был принят Закон о принципах народовластия. Основными принципами признавались:

1. единственным источником государственной власти признавался народ, который осуществлял свою власть непосредственно или через представительные органы;

2. наиважнейшей задачей всех органов государственной власти и управления являлось служение народу и всемерное обеспечение прав и свобод граждан;

3. верховенство законов;

4. принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

5. принцип равного доступа к государственной службе;

6. невмешательство государства в деятельность общественных организаций, равно как и вмешательство общественных организаций в деятельность государства не допускается;

7. признание политического плюрализма.

Два данных акта явились основой для построения демократического правового государства и легли в основу Конституции 1994 года.

Конституция Республики Беларусь была принята квалифицированным большинством депутатов Верховного Совета 15 марта 1994 года и вступила в силу 30 марта 1994 года (со дня опубликования). Состояла из 8 разделов и 149 статей. Структура Конституции была следующей:

Раздел 1. Основы конституционного строя.

Раздел 2. Личность, общество, государство.

Раздел 3. Избирательная система. Референдум.

глава 1. избирательная система.

глава 2. референдум.

Раздел 4. Законодательная, исполнительная и судебная власть

глава 3.Верховный совет.

глава 4. Президент.

глава 3. Правительство.

глава 5. Суд.

Раздел 5. Местное управление и самоуправление.

Раздел 6.Государственный контроль и надзор.

глава 6. Конституционный суд.

глава 7. Прокуратура.

глава 8. Контрольная палата.

Раздел 7. Финансово-кредитная система.

Раздел 8. Действие Конституции и порядок ее изменения.

РБ признавалась унитарным демократически социальным правовым государством. Человек является высшей ценностью общества и государства. Закреплялись принципы правового государства. Государственным языком являлся только белорусский язык. Во втором разделе закреплялись права, свободы, гарантии и обязанности граждан Республики Беларусь. Выборы в РБ являлись всеобщими, равными, свободными, прямыми при тайном голосовании. Инициирование республиканского референдума принадлежало Президенту РБ, 450 тысячам граждан, обладающих избирательным правом и группе депутатов ВС РБ в количестве не менее 70 человек. Правом назначения обладал только ВС РБ. Закреплялся принцип разделения властей на законодательную в лице ВС РБ, исполнительную в лице Президента и Правительства и впервые на конституционном уровне закреплялось понятие "судебная власть". Впервые на законодательном уровне закреплялся институт Президентства. Судебная власть принадлежала судам. Впервые получил законодательное закрепление институт судебного конституционного контроля, который принадлежал Конституционному Суду РБ. По Конституции РБ от 5 марта 1994 года КС РБ относился к органам конституционного контроля и надзора. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривался ВС по инициативе не менее 150 тысяч граждан РБ, обладающих избирательным правом, не менее 40 депутатов ВС, Президента и Конституционного Суда.

Раздел 4 именовался как "законодательная, исполнительная и судебная власть". В иерархии высших государственных органов первое место занимал Верховный Совет РБ. Он признавался высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти. Состоял из 260 депутатов. Срок полномочий – 5 лет. Для организации его работы создавался Президиум ВС РБ. Правом законодательной инициативы обладали: депутаты ВС РБ, постоянные комиссии ВС РБ, Президент, ВХС, генеральный прокурор, Контрольная палата, Национальный банк и граждане в количестве не менее 50 тысяч.

Президент РБ являлся главой государства и исполнительной власти. Им мог быть гражданин РБ не моложе 35 лет и проживающий в РБ не менее 10 лет. Срок полномочий – 5 лет. Кандидаты выдвигались не менее чем 70 депутатами ВС РБ, а также гражданами – при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Президент мог издавать указы и распоряжения. Для реализации полномочий исполнительной власти в области экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте создавался Кабинет Министров.

Судебная система строилась на основе следующих принципов:

1. независимости и подчинения только закону;

2. коллегиальности и единоначалии;

3. открытости судебных разбирательств;

4. состязательности и равенства сторон в процессе

5. несменяемости.

Конституционный Суд РБ избирался ВС РБ в составе 11 судей, срок полномочий 11 лет, а предельный возраст членов КС РБ – 60 лет. Конституционный Суд по предложению Президента, Председателя ВС, постоянных комиссий, не менее 70 депутатов, Верховного Суда, ВХС и Генерального прокурора давал заключения о соответствии законов, международных договорных и иных обязательств РБ Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным РБ; о соответствии правовых актов международных образований, в которые входит РБ указов Президента, постановлений КМ РБ, а также актов Верховного суда, ВХС, Генерального прокурора, имеющих нормативный характер, Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным РБ. Конституционный Суд мог поставить вопрос о конституционности того или иного нормативного акта по собственной инициативе. Контроль только последующий. Еще одним контрольным органом являлась Контрольная палата, образуемая ВС РБ. Она действовала под его руководством и была подотчетна ему. Анализ Конституции позволяет сделать вывод что РБ балы парламентским государством.

26 ноября по результатам республиканского референдума были внесены изменения и дополнения в Конституцию РБ от 15 марта 1994 года. Изменения касались в основном устройства государственной власти. По форме правления РБ можно признать как полупрезидентская республика. В настоящее время Конституция состоит из 9 разделов и 146 статей. Структура Конституции следующая:

Раздел 1. Основы конституционного строя.

Раздел 2. Личность, общество, государство.

Раздел 3. Избирательная система. Референдум.

глава 1. избирательная система.

глава 2. референдум.

Раздел 4. Президент, Парламент, Правительство, Суд.

глава 3. Президент.

глава 4. Парламент.

глава 5. Правительство.

глава 6. Суд.

Раздел 5. Местное управление и самоуправление.

Раздел 6. Прокуратура. Комитет государственного контроля.

глава 7. Прокуратура.

глава 8. Комитет государственного контроля.

Раздел 7. Финансово-кредитная система.

Раздел 8. Действие Конституции и порядок ее изменения.

Раздел 9. Заключительные и переходные положения.

Первые разделы не претерпели существенных изменений. В настоящее время государственными языками признаются белорусский и русский.

Право назначения республиканских референдумов принадлежит Президенту РБ. Инициирование референдума принадлежит Президенту, Палате представителей и Совету республики, граждан в количестве 450 тысяч, в том числе не менее 30 тысяч от каждой области и города Минска.

В иерархии высших государственных органов первое место принадлежит Президенту, который является теперь главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Им может быть гражданин РБ по рождению и проживающий не менее 10 лет в РБ перед выборами. Возрастной ценз и срок полномочий не изменился. Полномочия расширились. Президент может издавать декреты, указы и распоряжения. Введено понятие впервые делегированного законодательства.

Теперь парламент называется – Национальным Собранием и состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Парламент работает сессионно. Постоянно действующими органами палат являются соответственно Совет и Президиум. Уменьшился количественный состав парламента. Палата представителей включает 110 депутатов, избираемых путем всеобщих, равных, прямых выборов путем тайного голосования. пассивное избирательное право – 21 год. Совет Республики избирается путем косвенных выборов и состоит из 64 членов из которых восемь назначаются Президентом. Устанавливается возрастной ценз – 30 лет и ценз оседлости – 5 лет. С введением двух палатной структуры полномочия распределяются между палатами. Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству и гражданам в количестве не менее 50 тысяч человек.

Правительство – Совет Министров является центральным органом государственного управления. Подотчетно Президенту и несет ответственность перед Парламентом. Судебная система строится теперь на принципах территориальности и специализации, а также назначаемости судей бессрочно. Конституционный Суд отнесен к органам судебной власти. Состоит из 12 судей, шесть назначаются Президентом, шесть избираются Советом Республики. Срок полномочий не изменился, а предельный возраст увеличился до 70 лет. КС РБ утратил право по собственной инициативе рассматривать конституционность актов. Инициаторами проверки конституционности актов теперь являются: Президент, Парламент, ВС, ВХС и Совет Министров. Контроль только последующий. Раздел 5 "Местное управление и самоуправление" был дополнен статьей в которой предусматривается, что руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.

Контрольная палата была переименована в Комитет государственного контроля, который образуется Президентом.

Вопрос об изменении и дополнении может рассматриваться теперь только по инициативе Президента и граждан в количестве 150 тысяч. Конституция была дополнена 9 разделом. Раньше данный вопрос решался путем принятия Закона о порядке вступл

13. Механизмы зашиты Конституции.

?????????????????????????????????????

14. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя.

(Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем.

Принципы, включенные в раздел «Основы конституционного строя» составляют определенную систему и могут быть разделены на четыре основные группы:

- основные характеристики государства;

- социальные основы конституционного строя;

- экономические основы конституционного строя;

- политические основы конституционного строя.

Основные характеристики государства: Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством. Унитарное государство см. тему «Форма территориального устройства». Главными направлениями государства является 1) защита независимости; 2) защита территориальной целостности; 3) защита конституционного строя; 4) обеспечение законности и правопорядка (см. ст.1). Законность – это правовой режим общественной жизни, заключающийся в неуклонном соблюдении юридических норм всеми ее праводееспособными участниками. Правопорядок имеет место тогда, когда в соответствии с принципами законности, во-первых, издаются законы правовые, то есть социально справедливые, обеспечивающие баланс интересов всех социальных групп; во-вторых, законодательством упорядычиваются все общественные отношения, нуждающиеся в правовой регламентации, в-третьих, правовое регулирование осуществляется своевременно и стабильно.

Демократическим государством называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Важнейшими признаками демократического государства является 1) реальная представительная демократия; 2) обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Представительная демократия осуществляется через государственные органы, избираемые народом. Непосредственная демократия выступает в форме референдумов (народного голосования). В соответствии со статьей 3 Конституции «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ. …». Демократия с греческого переводится как власть народа («demos» и «kratos»). Демократия строится на следующих принципах: равноправия всех перед законом; реализация международно признанных прав человека; единства прав и обязанностей; политический и идеологический плюрализмы; свобода вероисповедания; самоуправление; гласность в работе государственных органов; свобода средств массовой информации. По своей сущности Республика Беларусь – правовое государство. Правовое государство – это конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих осуществление суверенных прав народа на основе верховенства и прямого действия Конституции, гарантирующей международно признанные права человека (см. тему «Правовое государство»). Правовое государство строится на основе принципов: 1) верховенства права (см.ст.7), 2) разделения властей (см.ст.6), 3) взаимной ответственности государства и личности (см.ст.2 ч.2), 4) приоритета принципов международного права (см.ст.8) и т.д.

Социальное государство - это государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. В настоящее время понятия социальное и правовое государство не отделяются, всегда речь идет о социальном правовом государстве. Таким образом, социальное правовое государство - это конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих права народа. Становление социального государства – это процесс экономический, нравственный и политический, но в любом случае требующий человеческого измерения. Условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти;

2. Высокий нравственный уровень граждан;

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя положения собственника;

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства;

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства и, в первую очередь, верховенство закона;

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально-ориентированной политики;

7. Социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации;

8. наличие развитого социального законодательства.

Социальную основу конституционного строя составляет признание человека высшей ценностью и целью общества и государства (ст.2). Экономическую основу конституционного строя составляет понятие собственности (ст. 13).Политическую основу конституционного строя составляет устройство государственного аппарата на основе принципа разделения властей, политические институты и общественные объединения.

15. Суверенитет государства, народа, нации. Их взаимосвязь.

???????????????????????????????????????????????

16. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь, ее роль в процессе конституционного развития Республики Беларусь.

??????????????????????????????????????????????????

17. Республика Беларусь - демократическое государство.

????????????????????????????????????

18. Республика Беларусь - правовое государство.

???????????????????????????????????????

19. Республика Беларусь - социальное государство.

????????????????????????????????????????

20. Гарантии суверенитета Республики Беларусь и их правовое обеспечение.

???????????????????????????????????????

21. Конституционные основы полновластия народа и формы его проявления.

?????????????????????????????????????????

22. Становление Союза Беларуси и России, основные направления развития. Союзное государство.

??????????????????????????????????????

23. Принцип разделения властей и его реализация в Республике Беларусь,

?????????????????????????????????????????

24. Приоритет общепризнанных принципов международного права: международные документы как источники конституционного права Республики Беларусь.(Конституционные принципы внешней политики белорусского государства).

Согласно ч.1 ст.8 Конституции, «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Содержание основных принципов раскрыто в Уставе ООН 1970 г., Декларации о принципах международного права 1970г. и Заключительном Акте СБСЕ 1975г.

Принцип суверенного равенства государств – характеризует статус государства как основных субъектов международного права и их взаимные отношения. Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического и иного характера.

Принцип неприменения силы или угрозы силой – означает запрет применения силы и угрозы силой против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций. Запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характер противоправного применения силы.

Принцип нерушимости границ – содержание данного принципа сводится к трем элементам: признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом; отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем; отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение. Данный принцип соприкасается с принципом территориальной целостности государства, основное содержание которого состоит в обязанности государств воздерживаться от любых действий, направленных против неприкосновенности и целостности территории любого государства. В этом принципе нет юридического признания границ. Принцип территориальной целостности также означает, что территория государства не может использоваться без его согласия, транзит транспорта через территорию без разрешения нарушит принцип неприкосновенности границ. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства.

Принцип мирного урегулирования споров - Устав ООН требует проводить мирными средствами улаживание и разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира. Данный принцип требует от всех государств не оставлять международные споры не разрешенными.

Принцип невмешательства во внутренние дела – государства должны воздерживаться от любого вмешательства, прямого или косвенного, индивидуального или коллективного, во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства независимо от их взаимоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow