Основные понятия и определения

Предисловие

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

______________________________________________________________________________________

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по курсу
«Инновационный менеджмент»

для студентов,

обучающихся по направлению

«Экономика и управление на предприятии»

Москва, 2011


Предисловие.. 3

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 5

ВВЕДЕНИЕ.. 23

ТЕМА 1.1. Становление теории инноватики, ее исторические предпосылки и современные концепции.. 26

ТЕМА 1.2. Производство знаний и экономика знаний, наука и инновации, проблема диффузий знаний. 29

ТЕМА 1.3. Инновационный процесс и инновационная деятельность. Инновационная деятельность как объект управления. 37

ТЕМА 1.4. Классификация инноваций, инновационные ресурсы, инновационные продукты. 49

ТЕМА 1.5. Ценностный аспект инноваций и развитие конкуренции. 56

ТЕМА 1.6. Особенности принятия решений в управлении инновациями. 59

ТЕМА 1.7. Эконометрика и инновации. 65

Заключение.. 71

Библиографический список.. 73


Инновационный менеджмент, или управление инновациями – сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологической, финансово-экономической и административной сферах деятельности. Объектами управления здесь являются виды деятельности, связанные с разрешением проблем социально-экономического развития, с процессами создания, освоения производства и коммерциализации новых потребительских ценностей, их распространением и использованием в качестве готовых продуктов, прогрессивных технологий и услуг.

По общему признанию, вторая половина ХХ и начало XXI столетий – это период «глобальных инноваций» во всех областях экономики, науки, техники, производства, культуры, образования, общественной и индивидуальной жизни, причем с понятием «инновация» связываются не только решение задач развития, но и изменение стиля мышления и образа действий, которые ими обусловлены.

Перечень возможных инноваций и сфер их приложения столь же велик, сколь изобретателен человеческий разум, сколь многогранны интересы человека и виды его деятельности.

Что побуждает к инновациям, делает их необходимыми? Можно назвать две главные причины: внешняя – постоянное изменение окружающей среды (социально-экономической и природной), заставляющее человека в каждой новой ситуации концентрировать интеллектуальные силы и практический опыт на адекватном реагировании и адаптации к этим изменениям, на преодолении достигнутых рубежей; внутренняя – рост неудовлетворенности потребностей человека, семьи, общества и их умножение. Общество и каждая его ячейка побуждаются к поиску все более эффективных действий в своей сфере, к преодолению порога эффективности, присущего каждому этапу развития на всех его уровнях.

Таким образом, инновации в общественном развитии выполнят следующие функции.

Во-первых, инновации в той или иной сфере помогают привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешний среды (закон снятия противоречий).

Во-вторых, инновации позволяют вовлекать в производство новые производительные силы, создавать товары и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии (закон экономии труда).

В-третьих, с помощью инноваций расширяется ассортимент производимых товаров и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей (закон возвышения и дифференциации потребностей).

В-четвертых, инновации воплощают в жизнь достижения человеческого интеллекта, научно-технологические результаты, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере движения его от ступени к ступени).

Следовательно, инновации являются непременным элементом проявления основных законов развития общества, условием его жизнестойкости и динамичности.

Наконец, инновационность является необходимым и неотъемлемым сущностным признаком предпринимательства, а талантливые предприниматели - ценнейшим ресурсом нации и инновационным потенциалом развития общества. В любой хозяйственно-экономической системе предприниматели исполняют роль новаторов, придающих ей динамизм и новые качества.

Наряду с экономическими, особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях, ведь только использование экологически чистых современных технологий и «ноу-хау» позволит существенно улучшить состояние окружающей среды.

Важнейшим фактором инновационного развития нации является разработка и реализация методологии инновационного образования общества, которое должно стать обязательным условием решения экономических, научно-технологических и социальных задач.

Одним из элементов инновационного образования, развития экономического мышления и творческих способностей обучаемых является их активное участие в образовательном процессе в качестве субъектов, а не только объектов обучения.


Авторское право – регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие произведения, означающее оригинальный результат творческой деятельности, существующий в какой-либо объективной форме.

Адекватность – главное требование к модели, т.е. соответствие моделируемым особенностям оригинала.

Активное поведение – это инновационное поведение, основанное на опыте, как только данные показывают, что нарастающее снижение прибыли не может быть следствием нормальных колебаний, тотчас же со стороны управления следуют ответные действия.

Акция (от лат. actio – действие, претензия) – ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Аналитический метод – предусматривает тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта.

Аутсорсинг (англ. outsourcing: (outer-source-using) – использование внешнего ресурса) – передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.

База знаний предприятия – совокупность знаний, которыми обладают сотрудники предприятия, группы и подразделения, а также все связанные с предприятием внешние стратегические партнеры (потребители, поставщики, соисполнители, дилеры).

Балансировка портфеля проектов – процесс формирования комплекса проектов с учетом их приоритетов, взаимосвязи, влияния на достижение целей организации. Целью данного процесса является подбор наборов компонент портфеля с наибольшим потенциалом к реализации стратегических инициатив. Балансировка портфеля проектов позволяет планировать и распределять ресурсы (финансовые, материальные, информационные, человеческие) в соответствии со стратегическими направлениями, а также дает возможность максимизировать выгоды от реализации портфеля проектов в рамках приемлемого для компании уровня риска.

Бенчмаркинг (англ. benchmark – точка отсчёта, база сравнения) – представляет собой изучение деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе. Он включает в себя комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать все положительные достоинства чужого опыта и организовывать их использование в своей работе.

Бизнес-инкубатор – это организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей. Обеспечивает оказание следующих услуг: предоставление в аренду нежилых помещений бизнес-инкубатора, консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и т.д.; доступ к информационным базам данных.

Бизнес-план – краткое, точное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.

Бизнес-процесс – это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей.

Бизнес-процесс инноваций – это упорядоченная последовательность взаимосвязанных работ во времени и пространстве, направленных на создание продукта или услуги для потребителей, с указанием их начала и конца.

Бизнес-процесс-реинжиниринг представляет собой оптимизацию и управление хозяйственным процессом.

Бюджетные ассигнования – бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

Валютный риск – рассматривается как опасность валютных потерь, связанных с изменением курса иностранной валю­ты по отношению к национальной валюте при проведении внешнеторговых, кредитных, валютных операций, опера­ций на фондовых или валютных биржах.

Вексель (нем. wechsel – перемещение, перевод, мена) – вид ценной бумаги, представляет собой безусловное денежное обязательство строго установленной законом формы.

Венчур (англ. venture – рискованное предприятие) – инвестиционная компания, работающая исключительно с инновационными предприятиями и проектами. Венчурное финансирование направлено на использование технических и технологических новшеств, научных достижений, ещё не используемых на практике.

Венчурное предприятие (англ. venture company) – предприятие малого бизнеса, занимающееся опытно-конструкторскими разработками или другими наукоёмкими работами, благодаря которым осуществляются рискованные проекты.

Венчурное финансирование – это долгосрочные (5-7 лет) высокорисковые инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных компаний (или хорошо уже зарекомендовавших себя венчурных предприятий), ориентированных на разработку и производство наукоёмких продуктов, для их развития и расширения, с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств. Так как вложение капитала в новый продукт всегда связано с неопределенностью, с большим риском, то оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов.

Венчурный фонд – закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций. Венчурные фонды создаются для поддержки инновационных и высокотехнологичных проектов и являются потенциально открытыми для входа частных инвесторов.

Весовое ранжирование – процесс ранжирования компонентов каждой категории, основанный на присвоении важности. Компоненты ранжируются в соответствие с установленными заранее критериями.

Виолентная (силовая) стратегия – стратегия компаний, действующих в сфере крупного стандартного производства. Стратегия ориентирована на создание федеральных брэндов, формирование потребительских предпочтений и стандартов потребления.

Внедренческие фирмы – компании, реализующие проекты, находящиеся на пороге промышленного освоения, и могут обеспечить им быструю окупаемость. Для этого они проводят его доработку, промышленные испытания и освоение.

Внутренняя норма доходности (ВНД, Internal Rate of Return, IRR) - это значение дисконт-фактора, при котором чистый дисконтированный доход обращается в ноль. При принятии инвестиционных решений ВНД используется для расчета ставки альтернативных вложений.

Гибкая методология разработки (англ. Agile software development) – представляет собой концепт, в рамках которого выполняются проекты по разработке программного обеспечения.

Деловая игра – метод имитации принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных операционных ситуациях на предприятии, направленный на поиск наилучшего управленческого решения в условиях наличия конфликтных ситуаций или информационной неопределённости.

Деловой риск (риск предпринимательской деятельности) – возникает в предпринимательской деятельности и связан­ с вероятностью снижения выручки до уровня, не по­крывающего предпринимательские издержки.

Дерево решений – это сетевые графики, отражающие моменты наступления событий и вероятность получения финансовых результатов.

Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей программы, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»), подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).

Диаграмма Гантта (англ. Gantt chart, также ленточная диаграмма, график Ганта) – это тип столбчатых диаграмм, который используется для иллюстрации графика (плана) работ по проекту. Является одним из методов планирования проектов.

Диффузия знаний – это процесс проникновения знания о новом продукте или услуге в сознание потребителей. Термин «диффузия» заимствован из физики, где он означает рассеивание, распространение среды или субстанции. Таким же образом, процесс постепенного распространения знаний о товаре в целевой аудитории происходит с определенной скоростью и глубиной, которые зависят от новизны, интереса, плотности социальной структуры и прочих факторов.

Дотком (dot.com) – ставшее нарицательным название компании, чья бизнес-модель целиком основывается на работе в рамках сети Интернет.

Изобретение – создание (или результат создания) новой технической разработки или усовершенствование старой.

Изобретение – объект патентного права, в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту или способу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств.

Имитационная модель Дэвида Хертца – модель, основанная на присвоении вероятностей значениям основных параметров (факторов), влияющим на денеж­ные потоки. Применяется для оценки инвестиционных рисков.

Имитационная стратегия – модель инновационной стратегии, используемая организациями, имеющими сильные рыночные и технологические позиции, но не являющимися первопроходцами на новых рынках. Суть модели состоит в том, что при производстве новой продукции копируются основные потребительские свойства нововведений, выпущенных на рынок предприятиями-лидерами.

Индекс возврата от исследований – равен отношению прироста годовой прибыли от внедрения исследований к общим затратам на НИОКР компании. Этот показатель предоставляет возможность оценки, как инновационной деятельности всей компании, так и на уровне инновационного проекта.

Индекс инфляции (индекс потребительских цен, англ. Consumer Price Index, CPI) – показатель, который характеризует изменения общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.

Инжиниринг (англ. engineering – изобретательность) – это комплекс инженерно-консультационных услуг по созданию новых объектов или разработки проектов.

Инжиниринг (инженерия) – область человеческой интеллектуальной деятельности, дисциплина, профессия, задачей которой является применение достижений науки, техники, использование законов и природных ресурсов для решения конкретных проблем, целей и задач человечества. Иначе говоря, инженерия – это совокупность работ прикладного характера, включающая предпроектные технико-экономические исследования и обоснования планируемых капиталовложений, необходимую лабораторную и экспериментальную доработку технологий и прототипов, их промышленную проработку, а также последующие услуги и консультации.

Инжиниринг инноваций – это комплекс работ и услуг по разработке инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию определенной инновации.

Инжиниринговые услуги – это способ передачи новых технологических и других знаний, т.е. сами услуги представляют собой товар.

Инновационная активность – это комплексная характеристика инновационной деятельности предприятия, включающая восприимчивость к новациям, степень интенсивности осуществляемых действий по трансформации новации и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества. Инновационная активность характеризует готовность к обновлению основных элементов инновационной системы – знаний, технологического оснащения, информационно-коммуникационных технологий, а также восприимчивость ко всему новому.

Инновационная деятельность – совокупность участников и действий участников инновационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающих определенных результатов.

Инновационная инфраструктура – это комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами на основе принципов экономической эффективности.

Инновационная политика – комплекс стратегий, ориентированный на достижение стабильной величины совокупного дохода организации путем правильного распределения усилий между сменяющими друг друга продуктами.

Инновационная программа – это комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Инновационная сила (мощность) – произведение коэффициента, характеризующего стратегическую позицию, на коэффициент инновационной активности.

Инновационная среда – это сочетание внешней и внутренней сред участника инновационного процесса.

Инновационная стратегия – представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации.

Инновационное предпринимательство – это вид экономической деятельности, где в качестве предпринимателя выступают физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности: создание инновационного продукта; оказание услуг, связанных с трансфером инновационного продукта; осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности.

Инновационно-промышленный комплекс (ИПК) – форма развития ИТЦ, главной целью является увеличение объема продаж малых фирм, расположенных в ИТЦ.

Инновационно-технологический центр (ИТЦ) – организация, имеющая статус юридического лица, или структурное подразделение организации, обладающая имущественным комплексом в виде офисных, производственных помещений и соответствующего оборудования, использующая его для предоставления малым инновационным предприятиям на договорной основе или для осуществления собственной инновационной деятельности. Главная особенность ИТЦ состоит в том, что он является структурой поддержки уже сформировавшихся, окрепших малых инновационных предприятий, фирм, уже прошедших наиболее трудный этап создания, становления и выживания в начальный период своей деятельности.

Инновационные ресурсы – ресурсы, обеспечивающие возможность инновационной деятельности. К этим ресурсам относятся: материально-технические, трудовые, финансовые, интеллектуальные, информационные ресурсы.

Инновационные риски (риски инновационных проектов) – риски, связанные с инновационной деятельностью, главной целью которой является обеспечение конкурентоспособности за счет реализации инноваций.

Инновационный климат – совокупность факторов внешней среды организации, прямо или косвенно влияющих на возможность реализации ее инновационного потенциала.

Инновационный консорциум – объединение двух или нескольких юридических лиц (партнеров) с целью осуществления инновационного проекта по заказу инвестора (заказчика). Является разновидностью кооперации с обязательным участием заказчика.

Инновационный менеджер – лицо, осуществляющее управление инновационным процессом.

Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

Инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности на предприятии.

Инновационный продукт – это результат выполнения инновационного проекта, научно-исследовательской и (или) опытно-конструкторской разработки, при этом обладает следующими свойствами: является реализацией (внедрением) объекта интеллектуальной собственности, имеет государственные охранные документы (патенты, свидетельства), разработка продукта повышает отечественный научно-технический и технологический уровень. Решение о квалификации продукта как инновационного принимается по результатам экспертизы.

Инновационный проект – проект, целью которого является создание определённого, уникального продукта или услуги.

Инновационный проект (как форма реализации инновационного процесса) – это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, производственных, финансовых, коммерческих и организационных мероприятий, приводящих к нововведению.

Инновационный проект (как форма целевого управления) – это система взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий по реализации новшеств на предприятии.

Инновационный процесс – это совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии).

Инновационный шанс – категория, обратная риску, определяется как возможность благоприятного осуществления процесса и/или результата внедрения нововведения.

Инновация – изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Интеллектуальная собственность (англ. Іntellectual property) – знания, которые являются собственностью предприятия, т.е. предприятие обладает действующими временными свидетельствами, подтверждающими право на владение и использование результатов интеллектуальной деятельности. Интеллектуальная собственность имеет стоимостную оценку, определяющую коммерческий потенциал будущего ее использования.

Интеллектуальный капитал – это знания, обладающие потенциальной ценностью, т.е. идеи. Как таковой, интеллектуальный капитал не имеет реальной ценности, пока он еще не защищен и не используется.

Интерпартнерство – простая внутрифирменная форма инновационно-предпринимательской деятельности, когда инициативный творческий работник (интерпартнер) при поддержке администрации сам имеет возможность осуществлять нововведения.

Исключительное право – использование соответствующего объекта возможно либо самим правообладателем, либо с его прямого разрешения.

Исследовательский парк – научный парк, в котором новшество разрабатывается только до стадии опытного образца.

Категоризация проектов – компонент группы процессов формирования портфеля при управлении портфелем проектов, подразумевает под собой процесс объединения компонентов в однородные группы, имеющие общие цели, критерии оценки, селекции, независимо от места происхождения в организации.

Кластер – это группа элементов, характеризуемых общим свойством.

Кластерный анализ (англ. Data clustering) – задача разбиения заданной выборки объектов (ситуаций) на подмножества, называемые кластерами, так, чтобы каждый кластер состоял из схожих объектов, а объекты разных кластеров существенно отличались. Задача кластеризации относится к статистической обработке данных. Главная цель кластерного анализа заключается в нахождении групп схожих объектов в выборке.

Клиентский капитал – это система долгосрочных доверительных и взаимовыгодных отношений предприятия со своими клиентами, покупателями.

Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) – система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических (операционных) целей. Их использование дает организации возможность оценить свое состояние и позволяет дать оценку реализации стратегии. KPI позволяет производить контроль деловой активности сотрудников и компании в целом в реальном времени.

Коворкинг-центры (англ. сo-working, совместно работающие) – это центры, предоставляющие общие площади и сопуствующие услуги группе независимых друг от друга предпринимателей и разработчиков. Основная суть модели – помесячная аренда, территориальное объединение и организация сообщества для более эффективной работы участников.

Коммерциализация знаний – это элемент трансфера, при котором потребитель (покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу знания в той или иной форме и размерах, определяемых взаимосогласованными договорными условиями. К коммерческим формам передачи знаний относятся лицензионные соглашения, контракты на проведение совместных НИОКР и производственную кооперацию (в том числе, на создание совместных предприятий), инвестиционные и другие виды соглашений, связанны с уступкой, передачей и защитой прав на интеллектуальную и промышленную собственность.

Коммерческий риск – связан с производственно-хозяй­ственной или финансовой деятельностью, главной целью которой является получение прибыли. Коммерческие риски связаны со стабильным процессом производствен­но-хозяйственной или финансовой деятельности, в отличие от инновационных рисков.

Коммерческое обозначение – это обозначения, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для индивидуализации принадлежащих им предприятий, при этом не являющимися их фирменными наименованиями, зарегистрированными в едином государственном реестре юридических лиц.

Коммутантная (соединяющая) стратегия – стратегия компаний, ориентированных на местный рынок. Сила местного неспециализированного предприятия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребительской ценности за счет индивидуализации услуги.

Комьюнити (интернет-сообщество) – группа людей со сходными интересами, которые общаются друг с другом в основном через Интернет.

Коэффициент локализации – это соотношение удельных весов занятости населения в определенных отраслях промышленности.

Коэффициент обновляемости (новизны) – это соотношение новой и старой продукции в годовом плане производства. Новой в промышленном производстве считается такая продукция, которая в современных динамичных условиях рынка выпускается в течение от одного года до трех лет, но не более пяти.

Коэффициент Тобина – представляет собой отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов (зданий, сооружений, оборудования и запасов).

Коэффициента инновационности предприятия – отношение затрат на исследовательские разработки к объему продаж.

Коэффициенты рентабельности – характеризуют прибыльность субъекта будущей инновации и рассчитываются на базе прибыли.

Кредитный риск – представляет собой опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. Такая неопределенность увеличивает не только риск, но и, как правило, полезный эффект.

Лизинг (от англ. to lease – сдать в аренду) – долгосрочная аренда машин и оборудования (основных фондов).

Лицензионный договор – документ, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право на использование новшества за соответствующую цену (лицензионное вознаграждение), учитывает особый характер объекта сделки.

Логистическая функция или логистическая кривая – самая общая сигмоидальная (S-образная) кривая. Она моделирует кривую роста вероятности некоего события по мере изменения управляющих параметров (факторов риска).

Малая инновационная фирма – небольшой коллектив профессионалов, действующий самостоятельно или в составе крупной организации, специализируется на узком направлении инновационной деятельности и имеет возможность быстрой переориентации. Эта мобильность особо важна в таких сферах, как электроника, робототехника, новые конструкционные материалы, биотехнология, связанных с повышенным риском сектора новых технологий.

Матрица SWOT – метод качественного стратегического анализа, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).

Матрица Ансоффа (матрица товар-рынок) – аналитический инструмент стратегического менеджмента, предназначенный для определения стратегии позиционирования товара на рынке.

Матрица БКГ (англ. Boston Consulting Group, BCG) – модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок («товар-проблема»), рост («товар-звезда»), зрелость («товар-дойная корова») и спад («товар-собака»).

Мера риска – это степень неопределенности финансовых результатов, сте­пень вероятности потерь. Например, риск вложения капитала в биз­нес связан с неопределенностью ожидаемого дохода.

Метод «6-3-5» – разновидность метода мозгового штурма. Цифры 6-3-5 обозначают шесть участников, каждый из которых должен записать три идеи в течение пяти минут.

Метод Дельфи – многоэтапный экспертный метод, предусматривающий первоначальное изолированное вынесение экспертами своих суждений и дальнейшую многократную их корректировку на базе ознакомления каждого эксперта с суждениями других экспертов до тех пор, пока величина разброса оценок не будет находиться в рамках заранее устанавливаемого желаемого интервала варьирования оценок.

Метод интервью – предполагает беседу прогнозиста с экспертом по схеме вопрос-ответ, в процессе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта.

Метод комиссий – один из методов экспертных оценок, основанный на работе специальных комиссий.

Метод написания сценария – основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях. Он предполагает установление последовательности событий, развивающихся при переходе от существующей ситуации к будущему состоянию объекта.

Метод оценки доходности активов CAPM (Capital Asset Pricing Model) – количественный метод анализа прибыльности, доходности инвестиций в сопоставлении с доходно­стью рынка при помощи коэффициента, который указывает на совпадение тенденций изменения цен акций предприятия с тенден­циями изменения цен акций других предприятий (входящих в состав фондового индекса 500 акций Standard & Poor, индекса Dow Jones и других). Несовпадение тенденций, когда коэффициент не равен 1, отражает повышенный риск по сравнению со средним рыночным.

Метод решающих матриц – экспертный метод, предназначен для повышения достоверности экспертной оценки путем разделения проблемы с большой неопределенностью на подпроблемы и пошагового получения оценок.

Метод управления по слабым сигналам (УСС) – такой метод управления, когда руководство фирмы принимает ответственные решения на основе неточной, имеющей вероятностный характер информации о рынке. Этот метод управления предполагает, что руководство уже при первых слабых сигналах об изменениях на рынке не ждет, а начинает действовать.

Метод эквивалентов – количественный метод учета риска при помощи корректировки составляющих денежных потоков в зависимости от объективно или субъективно оцененных вероятностей. Применяемый коэффициент корректировки характеризует соотношение значений денежных потоков при среднем и высоком уровнях риска.

Методы активизации интуиции специалистов (МАИС) – это группа методов, предполагающая использование научного, интеллектуального, исследовательского и творческого опыта экспертов.

Миссия организации (англ. mission) – основная цель организации, высшее понятие в иерархии целей. Миссия организации определяется на этапе становления предприятия и редко меняется.

Модель GETS (PEST) – метод качественного стратегического анализа, описывающий четыре группы внешних сил давления: government, politics (правительство, политика); economy (экономика); technology (технология); society (общество).

Мозговой штурм или мозговая атака (англ. Brainstorming) – экспертный метод, предлагаеющий генерацию и обсуждение экспертами как можно большего количество вариантов решения, затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Морфологический анализ – разбиение проблемы на части и нахождении нескольких вариантов решения этих проблем с дальнейшим выбором наиболее оптимального.

Мэрджер (лат. major – старший) – это поглощение более сильной компанией другой, при котором последняя теряет самостоятельность.

Навык – способность выполнять множество раз повторяющуюся стандартную задачу наиболее эффективным методом.

Наступательная стратегия – модель инновационной стратегии, характерная для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным предприятиям.

Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие осуществлять прогноз.

Наукоемкость отрасли – отношение затрат на исследовательские разработки к объему сбыта этой отрасли.

Наукоемкость предприятия – показатель, отражающий пропорцию между научно-технической деятельностью и производством, в виде величины затрат на науку, приходящихся на единицу продукции. Наукоемкость предприятия также может быть представлена соотношением числа сотрудников, занятых научной деятельностью, и всеми занятыми на предприятии.

Наукоемкость продукции – определяется количественно через удельный вес (долю) затрат на НИОКР в стоимости товара, а также через число изобретений, реализующих идею нового метода удовлетворения потребностей общественного производства.

Научная постановка задачи – выявление и описание фактов, формулировка проблемы, цели и гипотезы исследований.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) – работы, соединяющие науку с производством, тем самым, обеспечивая как научные, так и технические и инженерные проработки задачи. Иногда полученные результаты могут привести к научно-технической революции.

Научно-технический альянс – устойчивое объединение фирм различных размеров с университетами и государственными лабораториями на основе соглашения о совместном финансировании НИОКР, разработке или усовершенствовании выпускаемой продукции.

Научно-технический прогресс (революция) – коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

Научный парк – элемент инновационной инфраструктуры, формируется вблизи крупного научного центра или ВУЗа, обладающих развитой инфраструктурой, и ориентируется на осуществление инновационного процесса и разработку новых технологий. Научный парк представляет собой территорию, пригодную для размещения инновационных предприятий различного размера и охватывающих различные стадии исследований, а также маломасштабных производств, основанных на научно-технических разработках местного исследовательского центра.

Национальная инновационная система (НИС) – это совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства.

Неопределенность – невозможность полного и исчерпывающего анализа всех факторов, влияющих на результат кон­кретных финансовых вложений. Роль неопределенности возрастает с развитием рыночных отношений.

Нововведение (инновация) – практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является.

Новшество (новация) – новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, открытие. Является результатом научной деятельности.

Нотация моделирования бизнес процессов (Business Process Modeling Notation, BPMN) – графическая нотация для моделирования бизнес-процессов, разработанная с целью унификации описания бизнес-процессов.

Облигация (лат. obligatio – обязательство) – эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальную стоимость или иного имущественного эквивалента.

Оборонительная стратегия – модель инновационной стратегии, направленная на то, чтобы удержать конкурентные позиции организации на уже имеющихся рынках. Главной функцией стратегии является достижение оптимального соотношения «затраты – результат» в инновационном процессе. Данный тип стратегии требует интенсивных НИОКР.

Отбор проектов – процесс, необходимый для того, чтобы сформировать подмножество компонент, основанных на рекомендациях по процессу оценки и организационному критерию отбора. Целью данного процесса является формирование краткого перечня компонент (отсеиваются непроходные проекты), которые могут быть включены в портфель.

Оценка проектов в портфеле проектов – это анализ отдельных проектов, для составления итогового инвестиционного портфеля компании, позволяющий ей правильно оценить и выгодно распределить финансовые средства по различным проектам, и получить с этого максимальную прибыль.

Паспорт проекта – документ, служащий для идентификации проекта, содержит описание основных параметров, характеризующих проект в целом.

Патент – документ, выдаваемый от имени государства лицу, подавшему заявку в установленном законом порядке, в подтверждение его прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Патент удостоверяет приоритет, авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Патентное право – система правовых норм, которые определяют порядок охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов путем выдачи патентов.

Патиентная (нишевая) стратегия – стратегий компаний, работающих на узкий сегмент рынка и удовлетворяющих специфические, растущие или сформированные под действием моды, рекламы и т.п. требования покупателей. Стратегия ориентирована на выпуск высококачественных товаров, адресуемых тем потребителям, кого не устраивает обычная продукция.

Паушальный платеж (нем. pauschal – суммарный) – оплата фиксированной суммы собственнику новации в качестве лицензионного вознаграждения, может проводиться в разовом порядке или в рассрочку.

Планово-прогнозное поведение – это инновационное поведение, в основе которого лежит стратегический план и прогнозная информация.

Позиционирование инновационного продукта – это определение его места в ряду уже имеющихся на рынке. Цель позиционирования – укрепление позиций новшества на рынке. Используются различные аналитические подходы, основанные на изучении предложения.

Показатели деловой активности – показатели, характеризующие эффективность использования собственных средств предприятия. Чем выше оборачиваемость, например, запасов, тем быстрее можно реализовать товарно-материальные ценности и в случае необходимости погасить долги. Но если скорость оборота собственных средств слишком высока, то уровень продаж может значительно превышать вложенный капитал, а значит необходимо будет увеличить кредитные ресурсы.

Показатели платежеспособности – показатели, отражающие возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность своими легкореализуемыми средствами. База расчета – краткосрочные обязательства.

Показатели финансовой устойчивости – показатели, характеризующие степень защищенности интересов инвесторов и кредиторов. База их расчета – стоимость имущества предприятия.

Полезная модель – объект патентного права, в качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству.

Полезность инновации (utility of innovation) – категория, которую применяют для характеристики результатов и эффективности инновационной деятельности. Эта категория позволяет количественно описать соотношение зат­рат и усилий на реализацию инновационного проекта, с одной стороны, и его результаты – с другой.

Политические риски – чистые риски, связанные с политической ситуаци­ей в стране и деятельностью государства.

Портфель инноваций – представляет комплексно-обоснованный перечень новшеств, покупных и собственной разработки, подлежащих внедрению (введению) на предприятии.

Портфель новшеств – перечень разработанных организацией новшеств, подлежащих продаже.

Портфель проектов (англ. project portfolio) – это набор проектов, программ проектов и других работ, объединенных вместе для достижения более эффективного управления и обеспечения выполнения стратегических целей организации.

Портфельный анализ – инструмент, с помощью которого руководство организации выявляет и оценивает различные направления своей хозяйственной деятельности с целью вложения ресурсов в наиболее прибыльные из их числа и сужения наиболее слабых направлений деятельности. В результате тщательного анализа отбираются виды деятельности (продукты) с наиболее высокой степенью привлекательности для потребителей, и соответственно с высокой конкурентоспособностью.

Портфельный риск – это неопределенное событие или условие, которое оказывает влияние, как минимум, на одну из стратегических целей портфеля.

Право интеллектуальной собственности – юридический термин, обозначающий совокупность прав, которыми обладают лицо или лица (авторы или иные правообладатели) на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.

Право коммерческих тайн – система норм, которые устанавливают охрану формул, процессов, разработок, инструментов, или сборников информации используемые в бизнесе для получения превосходства над конкурентами.

Право на секреты производства (ноу-хау) – это сведения любого характера (оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.

Предприниматель – это человек, пытающийся превратить новую идею или изобретение в успешную инновацию.

Предпринимательское право (англ. business law) – комплексная интегрированная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих на основе частно-правовых и публично-правовых начал отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ей.

Предпринимательство – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Прикладная наука – область познания, направленная на решение социально-практических проблем с помощью применения фундаментальных наук.

Прикладные научные исследования – это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий.

Принцип внешнего дополнения – гласит, что любая система управления нуждается в «черном ящике» – определенных резервах, с помощью которого компенсируются неучтенные воздействия внешней и внутренней среды.

Природные и стихийные риски – чистые риски, связанные с проявлениями стихийных сил природы: землетрясением, наводнением, бурей, пожаром, эпидемией и т.п.

Прогноз (греч. – предвидение, предсказание) – предсказание будущего с помощью научных методов, а также сам результат предсказания. Под прогнозом также понимается научная модель будущего события, явлений, а также расчет неизвестного экономического показателя по заданным факторам на основании модели.

Прогнозирование – научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса.

Программа управления инновацией – согласованный по срокам, результатам и финансовому обеспечению комплекс действий для достижения поставленной цели.

Продуктовые инновации – инновации, результатом которых является появление на рынке нового продукта.

Проект (лат. projectus – брошенный вперед) – это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Проектное финансирование – тип организации финансирования, когда доходы, полученные от реализации проекта, являются единственным источником погашения долговых обязательств.

Промышленный кластер – производственная сеть тесно взаимосвязанных фирм, объединенных друг с другом в производственную цепочку, в рамках которой создается добавленная стоимость.

Промышленный образец – объект патентного права, в качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.

Процессные инновации – инновации, результатом которых является внедрение в производство новой технологии.

Пузырь доткомов – экономический пузырь, существовавший в период с 1995 по 2001 год. Пузырь образовался в результате взлёта акций интернет-компаний, а также появления большого количества новых интернет-компаний и переориентировки старых компаний на интернет-бизнес. Закончился бум «доткомов» банкротством сотен компаний, ввиду того что бизнес-модели интернет-компаний себя не оправдали.

Разработка математической модели – замещение реального объекта объективной искусственной системой с целью изучения выбранных его свойств с применением математического аппарата.

Расстановка приоритетов – это этап формирования портфеля, предполагающий ранжирование компонентов в соответствие с финансовыми аспектами, периодом инвестирования, значением риска и доходности, организационными аспектами.

Рационализаторское предложение – техническое, организационное или управленческое предложение, являющееся новым и полезным для данного предприятия. К отличительным признакам рационализаторского предложения относятся: конкретность, новизна, полезность.

Реактивное поведение – это инновационное поведение, при котором происходит запаздывание начала реакции организации на изменение окружающей среды ввиду того, что требуется время на принятие и передачу решения, приводит к значительному увеличению общих затрат фирмы.

Реинжиниринг – разновидность метода инжиниринга, направлен на решение особо сложных задач проектирования, в результате которых проблемы решаются на качественно новом уровне, а показатели улучшаются не на 10-50%, а на 100% и более. Следовательно, реинжиниринг возможен лишь при переосмыслении фундаментальных основ деятельности компании, таких как вид и способы осуществления деятельности, цель и миссия, задачи.

Реинжиниринг инноваций – комплекс работ и услуг по перестройке предпринимательской деятельности (бизнес-процесса) организации на основе производства и реализации инноваций. Его необходимость может быть связана с потребностью сохранения бизнеса (кризисный реинжинириг) или со стратегической потребностью в нововведениях (реинжиниринг развития).

Рентабельность собственного капитала (англ. return on equity, ROE) – отражает, сколько прибыли получено с каждого рубля, вложенного собственниками предприятия. Этот показатель характеризует эффективность использования ранее инвестированного капитала и позволяет оценивать потенциальный доход от новых вложений.

Риск инновационной деятельности – возможность неблагоприятного осуществления процесса и/или результата внедрения нововведения. При этом благоприятность или неблагоприятность оцениваются в соответствии с теорией полезности.

Роялти (англ. royalties – авторский гонорар) – периодические отчисления денежных средств собственнику новации в виде фиксированных ставок от стоимости продукции нововведения или суммы продаж.

Рыночная позиция компании – это позиция предприятия на рынке по отношению к его конкурентам (доля рынка, лидер или последователь).

Сертификационный знак – указывает на то, что товары или услуги, в связи, с которыми он используется, сертифицированы владельцем знака в отношении происхождения, способа производства товаров, качества или других характеристик.

Сетевой график – это модель достижения поставленной цели, представленная в графическом виде, отражающая логическую взаимосвязь всех предстоящих работ.

Система автоматизированного проектирования (САПР) – автоматизированная система, реализующая информационную технологию выполнения функций проектирования, представляет собой организационно-техническую систему, предназначенную для автоматизации процесса проектирования, состоящую из персонала и комплекса технических, программных и других средств автоматизации его деятельности.

Системное моделирование – это форма моделирования, для которой характерно представление объекта исследования в виде системы.

Скоринговая модель – это модель, состоящая из ряда оценочных критериев, значимость которых отображается в процентах и балльных оценках.

Смежные права – группа исключительных прав, созданная по образцу авторского права, для видов деятельности, которые являются недостаточно творческими для того, чтобы на их результаты можно было распространить авторское право.

Социальное предпринимательство – предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем.

Спекулятивные риски – риски, которые в полной мере определяются управленческим решением. Наиболее ярко спекулятив­ные риски проявляются в областях деятельности, ко­торые зависят от рыночной конъюнктуры. Поэтому часто спекулятивные риски называют динамическими рисками.

Спин-офф (англ. spin-off – ответвление) – это отделившиеся от ВУЗов, государственных исследовательских центров и лабораторий крупных компаний малые инновационные организации, созданные с целью коммерческого внедрения нетрадиционных проектов.

Средневзвешенная стоимость капитала (Weighted Average Cost of Capital, WACC) – показатель, характеризующий относительный уровень общей сум­мы расходов на поддержание оптимальной структуры капитала, характеризует стоимость капитала, авансированного в деятельность компании. Этот показатель отражает сло­жившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его дея­тельность капитал, его рентабельность.

Стартап или стартап-компания (англ. start-up – запускать) – компания с короткой историей операционной деятельности. Как правило, такие компании созданы недавно, находятся в стадии развития или исследования перспективных рынков.

Стоимость заемных средств – позволяет выбрать наилучшую возможность из нескольких вариантов привлечения заемного капитала исходя из уплачиваемых процентов и нормы доходности на капитал.

Стоимость собственного капитала – представляет собой отдачу на вложенные собственниками в деятельность компании ресурсы и может быть использована для определения рыночной оценки собственного капитала и прогнозирования возможного изменения цен на акции фирмы в зависимости от изменения ожидаемых значений прибыли и дивидендов.

Стратегические цели – это основные направления деятельности организации, ведущие к выполнению ее миссии.

Стратегический анализ – инструмент стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.

Стратегический менеджмент (стратегическое управление) - является одной из функций управления, распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Стратегический менеджмент – это разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

Стратегический план – это план, разрабатывающийся на уровне компании или подразделения с целью определения миссии компании, главных ориентиров для долговременного роста компании, создания основы для разработки номенклатуры товаров компании и распределения ресурсов между подразделениями компании.

Стратегическое изменение – это постепенный или ступенчатый процесс перевода организации на новый уровень с использованием существующих идей и концепций.

Стратегия (др.-греч. – «искусство полководца») – это общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель».

Стратегия организации – взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов, направленных на укрепление конкурентоспособности организации. По существу стратегия организации представляет собой набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Структурный капитал – капитал, который остается на предприятии после ухода сотрудников с работы домой: информационные системы, система финансовых взаимоотношений, инструкции, положения, стандарты.

Тактика – это конкретные методы для достижения поставленной цели, а также выбор оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

Теорема о неполноте – гласит, что любая эффективно аксиоматизируемая теория, в достаточно богатом языке, достаточном для определения натуральных чисел и операций сложения и умножения является неполной либо противоречивой. Неполнота означает наличие высказываний, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть, исходя из аксиом этой теории. Противоречивость – возможность доказать любое высказывание: как истинное так и ложное.

Технологическая позиция компании – определяет наличие научно-исследовательских подразделений, включает решение о том, разрабатывать ли самостоятельно продукт или приобретать права на технологию, выбор направления исследований, людские и финансовые ресурсы.

Технологическая траектория – графическая взаимосвязь между повышением технического уровня (технической полезности, производительности) и затраченными для этих целей ресурсами.

Технологическая эффективность НИОКР – соотношение между приростом технического уровня и вкладываемыми ресурсами.

Технологическое предпринимательство – предпринимательская деятельность в сфере технологий.

Технология – методика или способ создания, обслуживания и/или эксплуатации продукта с номинальным качеством и оптимальными затратами.

Технопарк – научно-экспериментальная, финансово-экономическая, социально-культурная инфраструктура, объединенная вокруг научного центра и предназначенная для поддержки самостоятельных малых научно-технических организаций, творческих коллективов и отдельных ученых с целью внедрения результатов НИР в новую технику и технологию и распространению их на рынке продукции и услуг.

Технополис (наукоград) – сосредоточенный в рамках региона комплекс научных учреждений фундаментального и прикладного характера, ВУЗов, конструкторских и внедренческих предприятий, венчурных фирм, банков, промышленных предприятий-потребителей инноваций. Объединяет в себе полный инновационный цикл от генерации идеи до внедрения и эксплуатации инновации, включая подготовку кадров.

Техноэкономическая парадигма – концентрация взаимосвязанных технических, организационных и менеджерских инноваций, преимущества которых следует искать не только в новом диапазоне продуктов и систем, но более всего в динамике снижения затрат на производство.

Товарный знак (англ. trademark) – группа объектов интеллектуальной собственности, права на которые можно объединить в один правовой институт охраны маркетинговых обозначений.

Траектория разработки – это совокупность новых инновационных продуктов, полученных на основе указанных ключевых технологий.

Трансфер знаний – это процесс передачи (продажи, обмена) должным образом структурированных, обладающих достаточной полнотой знаний, имеющий целью получения конкурентных преимуществ. Товарная форма знания выражается через потребительскую стоимость, конкурентоспособность, принадлежность собственнику. Трансфер знаний – важнейший элемент инновационного процесса в рыночных условиях.

Умение – способность выполнить оригинальную задачу, операцию, рациональным способом.

Управление по целям – метод управленческой деятельности, предусматривающий предвидение возможных результатов деятельности и планирование путей их достижения.

Управление портфелем проектов – это централизованное управление одним или несколькими портфелями, включающее в себя идентификацию, определение приоритетов, авторизацию, управление и контроль выполнения проектов для достижения определенных стратегических целей компании.

Управление проектами (англ. project management) – это область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели при балансировании между объемом работ, ресурсами (финансы, труд, материалы и др.), временем, качеством и рисками в рамках некоторых проектов, направленных на достижение определенного результата при указанных ограничениях.

Управлением инновационным риском – совокупность практических мер, позволя­ющих снизить неопределенность результатов инновации, повысить полезность реализации нововведения, снизить цену достижения инновационной цели.

Участники инновационного процесса – совокупность новаторов и инноваторов, то есть государственных, региональных, отраслевых и муниципальных учреждений, звеньев инновационной инфраструктуры, другими словами, всех субъектов инновационного процесса, выполняющих функции создания, продвижения и использования новшеств, регулирования и обслуживания инновационного процесса.

Учёный – это представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества. Основной формальный признак признания квалификации – публикация материалов исследований в авторитетных научных изданиях и доклады на авторитетных научных ко


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: