Прием 2. Бенчмаркинг
Бенчмаркинг (англ. benchmark – точка отсчёта, база сравнения) – представляет собой изучение деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе. Он включает в себя комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать все положительные достоинства чужого опыта и организовывать их использование в своей работе.
В целом бенчмаркинг направлен на изучение бизнеса. Применительно к управлению инновационной деятельностью бенчмаркинг означает изучение деятельности предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций.
Термин «инжиниринг» (англ. engineering – изобретательность) – это комплекс инженерно-консультационных услуг по созданию новых объектов или разработки проектов.
Проект (лат. projectus – брошенный вперед) – это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Если целью проекта является создание определённого, уникального продукта или услуги, то проект является инновационным.
|
|
Методы инжиниринга, прежде всего, применяют для разработки инновационных проектов. Поэтому его можно представить как инжиниринг инноваций.
Инжиниринг инноваций – это комплекс работ и услуг по разработке инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию определенной инновации. В этот комплекс работ и услуг входят:
· проведение предварительных исследований рынка и выбор перспективного сегмента рынка для нововведений;
· технико-экономическое обоснование инновационного проекта;
· разработка рекомендаций по созданию нового продукта или операции;
· определение объема затрат всех видов ресурсов и численности работников, необходимых для разработки проекта, а также сроков выполнения работ по проекту и экономической эффективности инновационного проекта в целом;
· оформление проекта в виде документа;
· консультации работников-исполнителей мероприятий по проекту.
Инжиниринг инноваций ставит своей задачей получение наилучшего экономического эффекта от вложения инвестиций в новый продукт и определение будущих перспективных направлений инновационной деятельности. Инжиниринг инноваций имеет свои специфические особенности, которые заключаются в следующем:
· инжиниринг инноваций воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте. Этот полезный эффект может иметь материальный носитель в виде документации и т.п. или не иметь такого носителя, например, обучение персонала, консультации и т.п.;
|
|
· инжиниринг инноваций является объектом купли-продажи, поэтому он должен иметь не только материализованную форму в виде имущества или имущественных прав, но и коммерческую характеристику. Коммерческая характеристика финансовой инновации воплощается, прежде всего, в ее брэнде;
· инжиниринг инноваций имеет дело с воспроизводимыми услугами, т.е. услугами, стоимость которых определяется общественно необходимыми затратами времени на их производство и поэтому имеющими множество продавцов их реализации.
На практике оказание инжиниринговых услуг зачастую сочетается с продажей инновации. Это ведет к смешению понятий инжиниринговых услуг и трансфера технологии. В действительности инжиниринговые услуги – это способ передачи новых технологических и других знаний, т.е. сами услуги представляют собой товар.
Стоимость инжиниринговых услуг оценивается как:
· повременная оплата специалистов;
· оплата фактических услуг плюс фиксированное вознаграждение;
· процент от стоимости инновационного проекта;
· оплата фактических услуг плюс процент прибыли от реализации инновационного проекта.
Инжиниринг включает в себя два принципиально разных подхода:
· усовершенствование (улучшение показателей на 10-50%);
· реинжиниринг (рост показателей на 100% и выше).