Продукции

Организация СБЫТа сельскохозяйственной

11.1. Основные каналы реализации сельскохозяйственной

продукции, их организационная и экономическая оценка

Важнейшей частью предпринимательской деятельности сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм должны стать поиск и выбор наиболее эффективных каналов реализации продукции. Суть в том, чтобы не только произвести нужные потребителю продукты, но и выгодно их продать, а взамен приобрести необходимые сред­ства производства и материальные ресурсы.

Преобладают такие каналы реализации товарной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями: продажа госу­дарству, предприятиям и организациям, потребительской коопе­рации, на городских и районных продовольственных рынках, через фирменную торговую сеть, работникам хозяйства и населению, проживающему на его территории.

При продаже продукции государству оно выступает по отноше­нию к сельскохозяйственным товаропроизводителям гарантиро­ванным оптовым покупателем и принимает от них продукцию по гарантированным ценам.

Объем фонда сельскохозяйственной продукции определяется Прави­тельством Республики Беларусь и формируется за счет заку­пок на контрактной основе в зонах товарного производства на территории Республики Беларусь, а при необходимости и за ее пределами. Объемы региональных фондов определяются со­ответствующими органами исполнительной власти. Они фор­мируются за счет закупок продукции на контрактной основе у ее производителей, как в административных границах региона, так и за их пределами.

Заказы на закупку и поставку продукции для государственных нужд формируются и размещаются в сельскохозяйственных организациях путем заклю­чения государственных контрактов. Предметом договорных отно­шений являются условия поставки продукции, ее объем, ассорти­мент, параметры качества, сроки поставки, экономические нор­мативы, стимулы и санкции.

В государственном контракте содержатся действенные эконо­мические стимулы, побуждающие сельскохозяйственных товаро­производителей вступать в контрактационные отношения с за­казчиком. К их числу относятся: система цен, обеспечение гаран­тированного сбыта продукции, ее приемка непосредственно в местах производства с последующим централизованным выво­зом транспортом заготовителей, содействие в техническом переоснащении перерабатывающих цехов и подсобных производств и т.д.

В целях экономического стимулиро­вания поставщиков сельскохозяйствен­ной продукции для государственных нужд в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь им могут предоставляться льготы по налогу на прибыль, целевые дотации и субсидии, а также ассигнования из государствен­ного бюджета, необходимые для обес­печения прироста объемов поставок продукции для государственных нужд. Виды, размеры и порядок предоставле­ния экономических и других льгот ус­танавливаются органами законодатель­ной и исполнительной власти по пред­ставлению соответствующих органов государственного управления.

При выборе конкретной сельскохозяйственной организацией возможных и наиболее перспек­тивных каналов реализации сельскохо­зяйственной продукции должны быть учтены следующие организационные факторы: возможный объем реализа­ции, качество продукции, спрос на нее и степень его удовлетворения на рынке, складывающаяся на рынке цена и затраты на реализацию. Учитывают также наличие у сельскохо­зяйственного товаропроизводителя хра­нилищ, холодильников, перерабатыва­ющих цехов, расширяющих возможно­сти реализации продукции в свежем и переработанном виде.

Для экономической оценки различ­ных каналов реализации продукции сельскохозяйственными товаропроиз­водителями анализируются такие пока­затели (в расчете на 1 т продукции): цена реализации, руб.; себестоимость,

руб.: производственная; полная; прибыль (убыток) руб.; уровень рентабельности (убыточно­сти), %.

Можно прогнозировать, что по мере освоения рыночных отно­шений все большая часть товарной сельскохозяйственной продук­ции продовольственного и производственно-технического назна­чения, включая ту часть, которая в настоящее время реализуется для государственных нужд по контрактам, будет продаваться через рыночные структуры. Наиболее важными из них станут товарные биржи АПК: здесь сельскохозяйственные товаропроизводители смогут осуществлять сделки с большими партиями товара и одно­временно заключать контракты на покупку необходимых средств производства. Перспективными в этой связи являются межрес­публиканские, межрегиональные и региональные круглогодичные биржи по реализации зерна и продуктов его переработки, сахара, картофеля и плодоовощной продукции.

К числу перспективных каналов реализации сельскохозяй­ственной продукции относятся местные оптовые рынки, в том чис­ле оптовые ярмарки, аукционы, выставки-продажи. Целью участия товаропроизводителей в таких рынках является не только продажа или приобретение товара, но и изучение спроса на товары, кото­рые они производят.

Крупным каналом реализации сельскохозяйственной продук­ции останется на обозримую перспективу взаимная поставка про­дукции сельскохозяйственными организациями. Например, ското­водческие организации-репродукторы поставляют в специали­зированные сельскохозяйственные организации на направленное доращивание или от­корм телочек и бычков; в свою очередь, последние выращивают ремонтный молодняк и возвращают организациям-репродукто­рам нетелей определенной стадии стельности или коров-первоте­лок определенной стадии лактации. Такая взаимная поставка мо­жет относиться и к продукции растениеводства (семена, корма, сырье для переработки).

Экономические отношения между сельскохозяйственными организациями по взаимной поставке продукции осуществляются на договорной основе. Договорами предусматриваются объем и сроки поставки, качественные показатели продукции, порядок расчетов, санкции за нарушение договорных обязательств.

Еще один важный канал реализации сельскохозяйственной продукции — комиссионная торговля через потребительскую коопе­рацию. Потребительская кооперация покупает у сельскохозяй­ственных организаций, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и в хозяйствах населения картофель, овощи, фрукты, мясо, моло­ко, яйца и другую продукцию и использует ее преимущественно для снабжения местного населения. Одновременно она (в преде­лах своих возможностей) организует встречную продажу ферме­рам и населению комбикормов, удобрений и других товаров про­изводственного и культурно-бытового назначения.

Широкое распространение получила реализация продукции сельскохозяйственными организациями по прямым договорам организациям торговли и общественного питания. Этот канал позволяет ликвидировать перевалочные операции, ускорить доставку потребителям свежей продукции, снизить ее потери при транспортировке и в торговой сети, лучше сохранить качество. В результате продукция обходится потребителям дешевле, чем при доставке в магазины и в организации общественного питания через городские базы снабжения. Однако этот канал реализации увеличивает транспортные расходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку магазины и организации общественного питания одновременно берут только небольшие партии продукции. Кроме того, по некоторым видам продукции (молоко и др.) обязательным условием реализации по прямым связям является промышленная переработка. Здесь также значительно усложняется реализация продукции, так как сельскохозяйственные организации одновременно взаимодействуют с большим числом покупателей.

Достаточно крупным каналом сбыта сельскохозяйственной продукции является торговля на продовольственных рынках. Особенностью этого канала является то, что он выводит производителя продукции на непосредственный контакт с потребителем, что позволяет лучше изучить потребительский спрос.

Реализация части продукции в пределах сельскохозяйственных организаций на общественное питание и для продажи работникам (в том числе в счет оплаты труда) – постоянный канал сбыта. Объемы реализации по этому каналу зависят от конкретных условий сельскохозяйственной организации (уровня развития сети общественного питания, возможностей и уровня развития хозяйств населения и др.) Обычно в этих случаях сельскохозяйственные организации не ставят целей получения высоких прибылей и реализуют продукцию по ценам, близким к себестоимости (продукция, проданная на общественное питание, в детские дошкольные учреждения, дотируется государством). Данный канал в большей степени имеет социальное значение и преследует основную цель закрепить и удержать рабочую силу в сельскохозяйственной организации.

Исходным моментом экономической оценки сложившихся и потенциально возможных каналов реализации является расчет прибыли на единицу реализуемой продукции. Для этого из выручки от реализации продукции вычитают величину потерь продукции в процессе реализации. Из оставшейся суммы вычита­ют затраты на производство и реализацию продукции и определя­ют величину прибыли (убытка). При реализации продукции для госу­дарственных нужд затраты на ее доставку к местам сбыта не учиты­вают, поскольку они возмещаются хозяйству заготовительны­ми организациями. Однако в тех случаях, когда расходы сельскохозяйственной организации по доставке продукции превыша­ют подлежащий возмещению уровень, расчетная прибыль должна быть уменьшена на величину этого превышения.

При расчете прибыли от реализации сельскохозяйствен­ной продукции потребительской кооперации необходимо учесть, что цена реализации и порядок возмещения затрат на доставку продукции регулируются договором.

При реализации продукции на продовольственном рынке цена устанав­ливается с учетом складывающихся спроса и предложения. В зат­раты на реализацию продукции по этому каналу включают затраты на погрузку, транспортировку и разгрузку, продажу (оплата труда продавцов, аренда складских помещений и др.). Должны быть уч­тены также потери продукции при транспортировке, хранении и во время продажи.

Организационная и экономическая оценка каналов реализа­ции сельскохозяйственной продукции позволяет не только при­нять обоснованное решение относительно их выбора, но и обо­сновать предложения по увеличению прибыли от реализации. Так, сельскохозяйственные организации, не имеющие специализиро­ванного транспорта, хранилищ, перерабатывающих цехов, сорти­ровочных пунктов и т. д., могут прийти к выводу о целесообразно­сти их приобретения или строительства. Для этого ожидаемый раз­мер прибыли от реализации продукции тем или иным способом сравнивают с затратами на освоение новых мощностей.

Освоение рыночных отношений в аграрной сфере делает воз­можными и необходимыми совершенствование закупочной дея­тельности, формирование многообразных ее форм. Наряду с госу­дарственной торгово-заготовительной системой и потребительс­кой кооперацией в закупках продукции у сельскохозяйственных организаций и особенно в крестьянских (фермерских) хозяйствах участвуют кооперативные и частные коммерческие организации, а также лица, ве­дущие индивидуальную торгово-закупочную деятельность. Это позволяет улучшить местное снабжение, создать и расширить конкуренцию.

11.2. Способы реализации сельскохозяйст­венной

продукции

Сложились различ­ные способы реализации товарной про­дукции сельскохозяйственными това­ропроизводителями, которые различа­ются по месту приемки и условиям транспортировки к местам переработки (хранения). Рассмотрим их на примере реализации молока.

Большинство сельскохозяйственных организаций доставляет молоко к мес­там переработки и реализации собст­венным транспортом. Это вызывает не­обходимость содержать в хозяйствах дополнительные транспортные средства и соответствующую рабочую силу. Расхо­ды по доставке продукции транс­портом организаций-производителей в молокоперерабатывающие организации нередко значительно пре­вышают тарифы на автоперевозки, по которым заготовители рассчитываются с ними, что в значительной степени объяс­няется неэффективным использованием специализированного транспорта.

Причина низкой эффективности ис­пользования молоковозов заключается, прежде всего, в том, что они рассредо­точены по отдельным хозяйствам, где, в свою очередь, закреплены за конкретными фермами (комплекса­ми). Это делает практически невоз­можным маневрирование парком спе­циальных автомобилей в рамках сырь­евых зон молочных заводов, рацио­нальное использование большегруз­ных автомобилей. Эффективное использование парка молоковозов су­щественно затрудняется также из-за отсутствия в сельскохозяйственных организациях специализированной ре­монтной базы и нехватки квалифицированных ремонтных рабочих. Кроме того, использование специализированного транспорта характеризуется аритмичностью. При рассредоточенности этого транспорта по отдельным сельскохозяйственным организациям его почасовые графики движения практически не соблюдаются, что ведет к снижению качества, и нередко и к порче продукции.

Аналогичные проблемы возникают с реализацией других видов сельскохозяйственной продукции: скота, птицы, овощей и др.

Одним из путей совершенствования способов реализации сельскохозяйст­венной продукции является центровывоз. Его сущность заключается в том, что про­дукция принимается в местах произ­водства лишь по массе, без определе­ния качественных параметров, после чего вывозится транспортом заготови­телей и перерабатывающих организаций. При хорошей организации центровывоза молока более четко соблюда­ются графики его доставки на молочные заводы, что позволяет повысить качество готовой продукции, расширить ее ассортимент. При этом ликвидируются невозмещенные затраты на транспортировку моло­ка (разница между фактическими за­тратами сельскохозяйственных организаций и выплатами организаций молоч­ной промышленности за доставку мо­лока по установленным тарифам), уве­личиваются выплаты за более высокое его качество, уменьшаются количест­венные и качественные потери при транспортировке.

Вместе с тем этот способ реализации не устраняет такие серьезные недостат­ки, как нарушение технологии хране­ния и переработки и связанные с этим количественные и качественные поте­ри. При центровывозе заготовители и переработчики не несут ответственнос­ти за эти потери.

В качестве наиболее приемлемого в современных условиях способа связи сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организаций все более выступает приемка продукции непосредственно у сельскохозяйствен­ных товаропроизводителей с последую­щей доставкой на переработку (или в торговую сеть) специализированным транспортом перерабатывающей про­мышленности (заготовителей). При та­ком способе реализации сокращаются транспортные расходы сельскохозяйст­венных организаций, а специализиро­ванный транспорт используется более рационально. Важное преимущество этого способа — в сокращении потерь. Кроме того, приемка молока в местах произ­водства существенно влияет на повы­шение его качества. Это связано, во-пер­вых, с тем, что сокращается временной разрыв между производ­ством, переработкой и потреблением продукции; во-вторых, обес­печивается более объективная оценка качества, поскольку спор­ные вопросы в большинстве случаев решаются на месте; в-треть­их, внедряются в практику обязательства сторон по срокам приемки продукции в местах производства и доставке на перера­батывающие заводы, соблюдению количественных и каче­ственных параметров, что в конечном итоге позволяет лучше регу­лировать ее продвижение по сопряженным стадиям производства.

Для крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения приемка продукции на месте с вывозом транспортом перерабаты­вающих организаций (заготовителей) наиболее выгодна.

Распространена приемка на фермах и комплексах скота и птицы с 'вывозом транспортом мясоперерабатывающих (или автотранспор­тных) организаций. Сельскохозяйственные организации по зара­нее согласованному графику готовят птицу и скот к сдаче, а мясо­комбинаты производят их приемку непосредственно на фермах. Это обеспечивает экономию транспортных затрат, четкую органи­зацию перевозок и ритмичное поступление сырья на мясокомби­наты, позволяет резко сократить сроки предубойного содержания животных и до 10 раз —потери живой массы в процессе реализа­ции, получать высококачественные продукты питания.

Особенно эффективно при централизованных перевозках ско­та применение специализированных транспортных средств: по сравнению с приспособленными автомобилями это позволяет со­кратить потери до 4,5 кг живой массы на каждую голову крупного рогатого скота. При этом доставка скота специализированным ав­тотранспортом грузоподъемностью 5—7 т на расстояние 100 км обходится на 30 %, а свиней — на 26 % дешевле, чем автомобилями грузоподъемностью 2,5—3,5 т.

При организации централизованных перевозок скота и птицы после приемки в местах производства важное значение имеет оп­ределение допустимого радиуса перевозок.

Широкое распространение получила практика сдачи-приемки скота и расчета за принятых животных по массе и качеству мяса, полученного после убоя. Такой способ реализации способствует повышению заинтересованности сельскохозяйственных организаций в улучшении мясных качеств скота, подготовленного к реализации, предупреждению споров, связанных с определением массы и упитанности животных.

Для наиболее эффективного использования транспортных средств, созданы погрузочно-транспортные отряды, всостав которых входят автомобили большой грузоподъемности, автопоезда и высокопроизводительные погрузчики. Такие отряды работают прежде всего, в сельскохозяйственных организациях, располагающих значительными посевами сахарной свеклы (600 – 900 га). Большинство же отрядов являются межхозяйственными и за отдельными сельскохозяйственными организациями не зак­реплены. Это вызвано тем, что при неудовлетворительной органи­зации уборочных и транспортных работ автомобили, привлечен­ные на период уборки урожая, нередко простаивают из-за отсут­ствия груза, в то время как в других сельскохозяйственных организациях вывоз его сдер­живается из-за отсутствия транспортных средств.

При центровывозе каждой автоорганизации отводят опреде­ленную зону свеклосеяния. Автоколонна разбивается на несколь­ко бригад, которые при необходимости осуществляют переброску автомобилей из одной сельскохозяйственной организации в другую.

Организации-сдатчики, сахарный завод и автотранспортные организации заключают между собой на период уборки трехсто­ронние договоры: свекловоды обязуются соблюдать утвержден­ный график копки, свести до минимума загрязненность корней; транспортники — выпустить на линию необходимое число авто­мобилей; завод — не допускать их простоя под разгрузкой.

Такой вариант организации доставки сахарной свеклы с поля на завод имеет несомненные преимущества перед традиционным, который не предусматривает концентрации имеющихся техничес­ких средств. Потребность в автотранспорте уменьшается на 20 %; в 3—4 раза сокращаются ежедневные остатки выкопанной, но невывезенной свеклы, что позволяет предотвратить снижение ее каче­ства; сокращаются простои автомобилей под погрузкой и разгруз­кой, их дневная выработка увеличивается в 2 раза; вследствие сво­евременного вывоза не допускается подвяливание корней, что со­здает условия для длительного хранения их в кагатах, сохранения хороших технологических свойств и сокращения отходов при хра­нении (с 3,1 до 2,2 %).

В пригородных районах страны с большими площадями овощ­ных культур и картофеля также организуют приемку продукции в местах производства с централизованным вывозом транспортом заготовительных организаций.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные каналы реализации товарной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями.

2. Какие условия являются предметом договорных отно­шений на закупку и поставку продукции для государственных нужд?

3. Какие организационные факторы должны быть учтены при выборе сельскохозяйственной организацией возможных и наиболее перспек­тивных каналов реализации сельскохо­зяйственной продукции?

4. Какие пока­затели анализируются сельскохозяйственными товаропроиз­водителями для экономической оценки различ­ных каналов реализации продукции(в расчете на 1 т продукции)?

5. В чем заключается сущность центровывоза?

6. Какие способы связи сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организаций являются наиболее приемлемыми в современных условиях?


Литература

1. Государственная программа возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы. -Минск: Беларусь, 2005. – 96 с.

2. государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы.

3. Гражданский кодекс Республики Беларусь: текст кодекса по состоянию на 20 авг. 2006 г. – Минск: Амалфея, 2006. – 672 с.

4. Организация производства на сельскохозяйственных предприятиях: учебник /И.Ш.Горфинкель [и др.]; под ред. И.Ш.Горфинкеля, Н.М. Тищенко. – Минск: Ураджай, 1997. – 399 с.

4. Организация сельскохозяйственного производства / Ф.К. Шакиров [и др.]; под общ. ред.Ф.К. Шакирова. – М.: Колос, 2000. – 504 с.

5. Организация производства и управление на сельскохозяйственных предприятиях: учеб. пособие / В.К.Буга [и др.].- Минск: Ураджай, 1990. – 399 с.

6. Организация и управление производством на сельскохозяйственных предприятиях: учеб. пособие / В.Т. Водяников, А.И. [и др.]; под общ. ред. В.Т.Водянникова. – М.: Изд-во «Колос», Изд-во СтГАУ «АГРУС», 2005.- 506 с.

7. Бусел, И.П. Экономика и организация сельскохозяйственного производства: учеб. пособие / И.П. Бусел.- Минск: Ураджай, 1999. – 198 с.

8.Справочникнормативов трудовых и материальных затрат для ведения сельскохозяйственного производства / Нац. акад. наук Беларуси; Институт экономи­ки - Центр аграрной экономики; под ред. В. Г. Гусакова; сост. Я. Н. Бречко, М. Е. Сумонов. - Минск: Бел. наука, 2006. - 709 с.

9.Организационно-технологические нормативы возделывания сельскохозяйственных культур: сборник отраслевых регламентов. / Ин-т аграр. экономики НАН Беларуси; рук. разраб. В. Г. Гусаков [и др.]. - Минск:: Бел. наука, 2005. - 460 с.

10. Горфинкель, И.Ш. Научные основы организации производства на сельскохозяйственных предприятиях: учебное пособие/И.Ш. Горфинкель. – Горки: БГСХА, 2000. – 157 с.

10. Организация производства на предприятиях АПК: учебное пособие. / Ф.К. Шакиров [и др.]; под общ. ред. Ф.К.Шакирова. - М.: КолосС, 2003. – 224 с.

11. Бычков, Н.А. Организация производства: создание и реорганизация предприятий АПК: учеб.-метод. пособие / Н.А. Быч­ков. — Минск: БГЭУ, 2004. — 97 с.

12. Статистический справочник «Беларусь в цифрах»/ Министерство статистики и анализа Республики Беларусь - Минск, 2006. — 97 с.

13. Земледелие: учеб. пособие для с.-х. вузов /В.В. Ермоленков [и др.]; под общ. ред. В.В. Ермоленкова, А.А. Шелютто. - Минск: Ураджай, 1998. – 367 с.

14. Оганезов, И.А. Организация производства: учебно-методическое пособие для выполнения курсовой работы студентами ФПУ заочной формы обучения специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» специализации 1-25 01 07 02 «Экономическая информатика» / И.А. Оганезов. — Минск: БГАТУ, 2005. — 85 с.

15.Новицкий, И.И. Организация производства на предприятиях: учеб.-методическое пособие / И.И. Новицкий.- М.: Финансы и статистика, 2001. – 392 с.

16. Оганезов, И.А. Организация производства: сборник задач с решениями и задания к контрольным работам/ И.А. Оганезов.- Минск: ЗАО «Современные знания», 2004. – 40 с.

17. Сельское хозяйство Республики Беларусь. Статистический сборник

/ Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Минск, 2006 г. – 255 с.

18. Кузнецов, А.В. Топливо и смазочные материалы: учеб. пособие/ А.В. Кузнецов. – М.: КолосС, 2005. – 199 с.


содержание

введение

1.ПРЕДМЕТ, задачи И МЕТОДЫ НАУКИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА». ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ и принципы ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

1.1. Предмет науки «Организации производства»

1.2. Задачи науки «Организация производства»

1.3. Методы науки «Организация производства»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: