Принципы воспитания
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
- Принцип научности;
- Принцип природосообразности;
- Принцип культуросообразности;
- Принцип ненасилия и толерантности (при условии опоры на положительное в личности);
- Принцип связи воспитания с жизнью;
- Принцип открытости воспитательных систем;
- Принцип вариативности деятельности.
|
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ
1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции.
2. Дайте определение понятию «воспитание» в широком и узком понимании этого термина.
3. Докажите на примерах, что содержание и средства воспитания на разных этапах развития общества соответствовали его целям.
4. Как задачи воспитания на современном этапе развития общества соотносятся с методами воспитания?
5. Поясните понятие «принципы воспитания» на примерах из сферы вашей будущей профессиональной деятельности
Тема 5. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
План:
1. Понятие о методе, приеме, средстве, условиях воспитания.
2. Из истории методики воспитания.
3. Методы воспитания и их реализация в деятельности культуролога.
4. Руководство процессами самовоспитания.
Метод – (от греч.) путь познания. Педагогический метод м.б. определен как система действий педагога в.....................................................
...........................................................
Метод воспитания – система действий, направленная на формирование.................................................... Поскольку формирование личности происходит главным образом в процессе деятельности и общения, методы воспитания направлены гл.обр. на организацию деятельности и общения.
Прием – часть метода, описывающая конкретные действия педагога.
Например, для воспитания у подростков культуры общения с противоположным полом можно воспользоваться методом воспитания на положительном примере. Допустим, это будут галантные отношения во Франции XVII в., как их описал Дюма-отец. Реализация метода воспитания на положительном примере потребует в данном случае ряда конкретных педагогических действий:
-
|
- ознакомление подростков с правилами светского этикета во Франции XVII в. (в форме викторины по книгам Дюма);
- формирование у школьников навыков поведения путем упражнения (игровая форма «инструктажа» актерам, исполняющим роли в экранизации романов Дюма), и т.д.
В качестве средств воспитания выступают различные.........................
...................................: познавательная, трудовая, эстетическая, социальная, физкультурно-спортивная и т.д.
Обстоятельства жизнедеятельности субъекта воспитания, определяющие особенности воспитательного процесса, называются педагогическими условиями. К их числу могут быть отнесены условия семейного воспитания в семьях различного типа, условия школы или иного учебного заведения, условия клубных и внешкольных учреждений и т.д.