Содержание светского воспитания в эпоху Средневековья.
В систему воспитания феодала входило освоение 7 рыцарских добродетелей:
· езда верхом,
· плавание,
· владение тяжелым оружием – копьем, щитом и мечом,
· фехтование,
· охота,
· игра в шахматы,
· умение слагать и петь стихи.
До 7 лет дети воспитывались в семье. Затем старшего сына отправляли на воспитание к сюзерену, где до 14 лет он служил.................. С 14 до 21 года подросток служил............................... Затем, после торжественного испытания проходило посвящение юноши в рыцари.
Младшие сыновья и девочки воспитывались дома или в монастырских школах.
Большинство западноевропейских феодалов эпохи Средневековья (включая высшую знать) было неграмотно.
Возникновение университетов. Мусульманские учебные заведения и их влияние на европейскую культуру.
В XII в. начали возникать университеты– добровольные объединения преподавателей и студентов. Инициатива исходила от ученых и требовала официального разрешения королевских властей. Университетам давались права самоуправления. Средневековые университеты имели 4 факультета:
– Артистический или подготовительный. На нем преподавались 7 свободных искусств. Обучение составляло 6-7 лет. После окончания при условии успешной защиты (в процессе публичного диспута) научной работы присваивалась степень «магистр искусств». Далее можно было продолжить обучение на одном из трех других факультетов.
–
|
– Медицинский.
– Юридический.
В искусстве средневековья детские образы – это в первую очередь образ Божественного Младенца. Иные дети попадают в поле зрения художника в связи со своим знатным происхождением или играют роль фона, придающего изображению живость и занимательность.
В VII-VIII вв. на территории Ирака, Сирии, Палестины, Египта, а затем и на Пиринейском полуострове возникло государство Арабского халифата. В мусульманском мире наука развивалась под влиянием достижений античных авторов; особенно славились арабские высшие школы преподаванием математики и химии.
Возрождение – это эпоха великих изобретений и открытий: книгопечатание, открытие Америки, морского пути в Индию и т.д. Развитие экономики сопровождалось интенсификацией развития науки, причем в ее прикладных аспектах. Это, в свою очередь требовало преодоления средневековой схоластики. На защиту старого, средневекового мышления становится церковь (создается инквизиция). Мыслители Возрождения противопоставляют теоцентристской идеологии идеи.........................................
Возрождение интереса к античной культуре стимулировалось и эмиграцией византийских ученых, бежавших с территории Греции, которую в XIV в. заняла Турция. Античный идеал................................................................................постепенно проникает в общественное сознание.
Изменился образ мира (он стал больше и разнообразнее) и идеал человека: из аскета он превращается в образ сильного, здорового, радующегося жизни и разнообразного в своих интересах героя – homo universale. Популярной становится идея космополитизма: итальянский гуманист XV в. Гилберти пишет «Тот, кто всему выучился, нигде не чужой; даже без состояния и друзей он – гражданин всякого города и смело может презирать все превратности судьбы». Это высказывание словно пересказ судьбы одного из известнейших деятелей Северного Возрождения Эразма Роттердамского.
В искусстве наряду с традиционными образами мадонны с младенцем появляются глубоко достоверный образ подростка (портрет работы Пентуриккио), трогательное сопоставление ребенка и старика (парный портрет работы Гирландайо). Внешность и пропорции ребенка переданы художником со всей достоверностью и тщательностью добросовестного наблюдателя. В то же время, судя по портретным образам детей из знатных семей Флоренции и Венеции, сохраняется отношение к ребенку как к «модели взрослого».