Важнейшие социокультурные процессы в средневековой Европе и их влияние на воспитание и образование.
В IV веке Римская империя разделилась на Западную и Восточную, причем еще до раздела в обеих частях христианство было принято в качестве государственной религии. Западная Римская империя вскоре распалась на ряд варварских государств, в которых на протяжении нескольких столетий сплавлялись в единое мировоззренческое и культурное целое племенные языческие и христианские представления, черты и образы. Происходило это на фоне «Великого переселения народов». На территории Европы в эпоху Средневековья складываются новые нации, языки и культуры. цементирующую роль в странах Западной Европы при этом играет христианство, опирающееся на латинскую версию Библии.
Восточная Римская империя (Византия) просуществовала после раздела почти 1000 лет и оказала значительное влияние на культуру и религию Восточной Европы. Византийская культура являла собой сплав христианских воззрений и эллинистических традиций.
|
|
К числу важнейших педагогических идей христианства относятся:
· Почитание родителей, причем не только физических, но и духовных (священник), а также демиурга (Отец небесный).
· Новообращенные – те же дети; религиозные и моральные представления они легче воспринимают в форме образных притч.
· Самоанализ есть путь самосовершенствования (молитва и покаяние).
· Публичность важнейших нравственных решений и поступков (обряды крещения, венчания, причасти и др.).
Эпоха Средневековья характеризуется как период «теоцентризма», когда церковь является ведущим и наиболее авторитетным социальным институтом, определяющим развитие всех направлений духовной культуры. Главная книга – Библия, переписанная и оформленная в виде кодекса (пергаментные листы, исписанные с двух сторон, украшенные буквицами и миниатюрами, переплетенные между двумя досками).
· Язык Библии и вообще грамоты и образованности –...................
· Основы образования и воспитания –....................................и христианская мораль.
· Образование ведется по древнеримскому образцу – комплекс «семи свободных искусств» (Septem artes liberales):
-
|
- риторика (умение вести религ.беседу)
- диалектика (ответы на вопросы)
-
|
- геометрия (символика фигур)
- астрономия (расчет церковных
праздников)
- музыка (церковное пение)
· Грамотность – привилегия, социальное преимущество, доступное немногим. По латыни грамотный, образованный docti (отсюда – доктор), невежда – idiotae.
|
|
· Храм, монастырь – место получения образования, хранения и копирования книг; преподаватель – монах, священник.
· Латынь – язык международного научного и дипломатического общения.
Типы школ:
¨ Монастырские школы – внутренние для будущих монахов; внешние – для мирян.
¨ Кафедральные (соборные) школы – для детей дворян и состоятельных граждан.
¨ Приходские школы – обучение детей свободных простолюдинов молитвам, церковному пению, иногда – грамоте.
Сроки обучения не устанавливались. Обучение начиналось и заканчивалось по обоюдному решению преподавателя и того, кто платил за обучение. Обучались (за исключением монастырских школ) только мальчики. Группы были смешанными по возрасту. Для заучивания догматов религии использовали форму катехизиса (от греческого слова, обозначавшего наставление): это сборник..................................................., составленный учителем. Средневековый катехизис не допускал рассуждений и толкований вопроса. Богословские диспуты породили схоластику (от греч. слова, означавшего школьную премудрость) – т.е. систему обучения, характеризующуюся интересом к формально-логическим проблемам.