НА ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ
ПЛАН
1. Социально-политические и культурные процессы, характерные для «послепетровского» периода XVIII в.
2. Место художественного образования в учебно-воспитательной системе. Образы детства в русском искусстве эпохи Просвещения.
3. Формирование в России высшей школы и отечественной науки. Деятельность М.В.Ломоносова.
4. Учебно-воспитательные учреждения нового типа. Деятельность И.И.Бецкого.
5. Организационная перестройка российской школы. Ф.Янкович.
6. Российская педагогическая печать эпохи Просвещения. Н.Новиков.
7. Влияние присоединения белорусских земель к России на национальное образование.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России./ Под. Ред. З.И.Васильевой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. Гл.10-11.
2. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просв.,1982, гл.17.
Дополнительная:
3. Чайковская О. «Как любопытный скиф…» – М.: Книга,1990.
4. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. – М.: Мысль,1994. Ч. I.
|
|
5. Соловейчик С. Час ученичества. М.: Дет лит. 1970.
1. Социально-политические и культурные процессы, характерные для «послепетровского» периода XVIII в.
Ø Почти ¾ столетия на русском троне – женщины (................................
.................................................................................................................).
Ø Кульминация русского «просвещенного абсолютизма» – время правления Екатерины:
¨ расширение границ государства,
¨ окончательное «закрепление» крестьян с землей за владельцами (..........................................................................................)
¨ Россия становится полноправным государством на европейской политической арене.
Ø Личность Екатерины II и ее влияние на просвещение в России:
¨ Старательная и способная ученица.
¨ Уважение к русскому языку, национальным обычаям и культуре.
¨ Стремление создать в сознании европейцев образ России как просвещенной страны, а себя как.......................................................
Ø В русском искусстве под влиянием западноевропейской эстетической «моды» развиваются стили....................(..................),..............................и – к концу эпохи –......................................
Ø В XVIII в. в России создается...............................................................
....................................................................:
¨ В 1757 году открывается....................................................(возглавил гр. Шувалов)
¨ Через 7 лет, в 1765 году открывается построенное по проекту Кокоринова здание на Васильевском острове (учебные, жилые помещения, музей). 4 направления деятельности надписаны на фасадах:...................................................................................................
¨ Обучение основам художественно-творческой деятельности становится в эту пору неотъемлемой частью воспитания: практически во всех уч. заведениях есть уроки......................., в большинстве занимаются также.........................и.......... искусством.
|
|
Ø Образы детства представлены в изобразительном искусстве, театре, литературе. Характеристика их:
¨ дитя –....................................(портреты Сары Фермор работы Вишнякова, гр. Бобринского работы Ф.Рокотова)
¨ просвещенный и воспитанный ребенок (нюансы возраста неразличимы) – предмет................................педагога.
¨ В искусстве сентиментализма (Боровиковский) самоценное значение обретает............................................................между матерью и детьми.
3. Формирование в России высшей школы и отечественной науки. Деятельность М.В.Ломоносова.
Ø 1725 г. – открытие Академии наук по указу...............................
Ø Создание при Академии............................, а затем................................
Ø 1731 – Сухопутный (а позже и морской) Шляхетный корпус: обучение 10-12 лет
Ø открываются иностранные пансионы, в семьях работает множество гувернеров-иностранцев
Ø М.В.Ломоносов (1711 –1765)
¨ Учился в Славяно-греко-латинской Академии в Москве (за 1 год прошел..........летний курс). С 1735 г. – в Петербургской Академии наук и в том же году отправляется в..............................(5 лет)
¨ С 1741 года – в Петербургской Академии наук. Пишет учебники:
ü «Риторика» - 1748
ü «Российская грамматика» - 1755
ü «Экспериментальная физика»
¨ 1755 г. –стараниями Ломоносова открыт..................... университет, а при нем 2 гимназии: для дворян и разночинцев
4 Учебно-воспитательные учреждения нового типа. Деятельность И.И.Бецкого.
Ø И.И.Бецкой (1704 – 1795) Много лет провел во Франции, Екатерина привлекла его к реализации проектов о народном образовании
¨ Открытие....................................................в Петербурге и Москве (запрещены телесные наказания)
¨ Открытие...............................................благородных девиц (с 6 до 18 лет)