Место художественного образования в учебно-воспитательной системе. Образы детства в русском искусстве эпохи Просвещения

НА ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ

ПЛАН

1. Социально-политические и культурные процессы, характерные для «послепетровского» периода XVIII в.

2. Место художественного образования в учебно-воспитательной системе. Образы детства в русском искусстве эпохи Просвещения.

3. Формирование в России высшей школы и отечественной науки. Деятельность М.В.Ломоносова.

4. Учебно-воспитательные учреждения нового типа. Деятельность И.И.Бецкого.

5. Организационная перестройка российской школы. Ф.Янкович.

6. Российская педагогическая печать эпохи Просвещения. Н.Новиков.

7. Влияние присоединения белорусских земель к России на национальное образование.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России./ Под. Ред. З.И.Васильевой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. Гл.10-11.

2. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просв.,1982, гл.17.

Дополнительная:

3. Чайковская О. «Как любопытный скиф…» – М.: Книга,1990.

4. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. – М.: Мысль,1994. Ч. I.

5. Соловейчик С. Час ученичества. М.: Дет лит. 1970.

1. Социально-политические и культурные процессы, характерные для «послепетровского» периода XVIII в.

Ø Почти ¾ столетия на русском троне – женщины (................................

.................................................................................................................).

Ø Кульминация русского «просвещенного абсолютизма» – время правления Екатерины:

¨ расширение границ государства,

¨ окончательное «закрепление» крестьян с землей за владельцами (..........................................................................................)

¨ Россия становится полноправным государством на европейской политической арене.

Ø Личность Екатерины II и ее влияние на просвещение в России:

¨ Старательная и способная ученица.

¨ Уважение к русскому языку, национальным обычаям и культуре.

¨ Стремление создать в сознании европейцев образ России как просвещенной страны, а себя как.......................................................

Ø В русском искусстве под влиянием западноевропейской эстетической «моды» развиваются стили....................(..................),..............................и – к концу эпохи –......................................

Ø В XVIII в. в России создается...............................................................

....................................................................:

¨ В 1757 году открывается....................................................(возглавил гр. Шувалов)

¨ Через 7 лет, в 1765 году открывается построенное по проекту Кокоринова здание на Васильевском острове (учебные, жилые помещения, музей). 4 направления деятельности надписаны на фасадах:...................................................................................................

¨ Обучение основам художественно-творческой деятельности становится в эту пору неотъемлемой частью воспитания: практически во всех уч. заведениях есть уроки......................., в большинстве занимаются также.........................и.......... искусством.

Ø Образы детства представлены в изобразительном искусстве, театре, литературе. Характеристика их:

¨ дитя –....................................(портреты Сары Фермор работы Вишнякова, гр. Бобринского работы Ф.Рокотова)

¨ просвещенный и воспитанный ребенок (нюансы возраста неразличимы) – предмет................................педагога.

¨ В искусстве сентиментализма (Боровиковский) самоценное значение обретает............................................................между матерью и детьми.

3. Формирование в России высшей школы и отечественной науки. Деятельность М.В.Ломоносова.

Ø 1725 г. – открытие Академии наук по указу...............................

Ø Создание при Академии............................, а затем................................

Ø 1731 – Сухопутный (а позже и морской) Шляхетный корпус: обучение 10-12 лет

Ø открываются иностранные пансионы, в семьях работает множество гувернеров-иностранцев

Ø М.В.Ломоносов (1711 –1765)

¨ Учился в Славяно-греко-латинской Академии в Москве (за 1 год прошел..........летний курс). С 1735 г. – в Петербургской Академии наук и в том же году отправляется в..............................(5 лет)

¨ С 1741 года – в Петербургской Академии наук. Пишет учебники:

ü «Риторика» - 1748

ü «Российская грамматика» - 1755

ü «Экспериментальная физика»

¨ 1755 г. –стараниями Ломоносова открыт..................... университет, а при нем 2 гимназии: для дворян и разночинцев

4 Учебно-воспитательные учреждения нового типа. Деятельность И.И.Бецкого.

Ø И.И.Бецкой (1704 – 1795) Много лет провел во Франции, Екатерина привлекла его к реализации проектов о народном образовании

¨ Открытие....................................................в Петербурге и Москве (запрещены телесные наказания)

¨ Открытие...............................................благородных девиц (с 6 до 18 лет)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: