Становление педагогики как науки. Научно-педагогическая деятельность И.Ф.Гербарта

Важнейшие социальные явления, определившие мировоззрение и духовные потребности общества в XIX в.

Ø Начало научно-технической революции. Теперь наука, а не религия становится причиной новых социальных явлений. Происходит дифференциация наук на

-........................,

-..........................................,

-............................................

Ø Индустриализация в промышленности и развитие транспортных связей стимулируют

- рост городов,

- всеобщую грамотность,

- расширение числа женских профессий,

- повышение мобильности населения,

- появление спроса на периодическую печать,

- создание новых, развлекательных жанров искусства, рассчитанных на невзыскательную публику.

Ø Либеральное движение во всех слоях общества делает приоритетными идеи

- личной свободы,

- свободы творческого самовыражения.

Ø Революционные движения и события 1830-го, 1848-го, 1871-го годов, многочисленные политические партии и объединения привносят в искусство новую проблему:

- личность и общество.

Профессии, связанные с обеспечением педагогического процесса становятся все более дифференцированными и востребованными. Соответственно, образы детства все чаще возникают в произведениях разных видов искусств, и их создатели демонстрируют все более тонкую трактовку психологии детства. В некоторых видах художественного творчества (музыка, литература) начинают создаваться произведения, адресованные детям. Однако далеко не всегда эти произведения отличают талант и профессионализм создателей. Большинство литературных произведений, пришедших в круг детского чтения из литературы XIX в. были написаны для взрослых:

– Сказки, собранные братьями................................

– Г-Х. Андерсен................................

– В. Гюго...........................................................................

– А.Дюма-отец...........................................................

– Жюль Верн............................................................................

– Ч.Диккенс........................................................................

– Ш.Бронте..................................

– Марк Твен...........................................................

– Р.Л.Стивенсон.....................................................................................

В живописи XIX в. наиболее интересные, динамичные образы детей созданы художниками-импрессионистами (...............................................)

Иоганн Фридрих Гербарт (1776 – 1841) – немецкий педагог, психолог, философ. Получил университетское образование, знакомился с работами и педагогическим опытом Песталоцци, штудировал Канта и других немецких философов. Работал профессором Гёттингенского и Кёнигсбергского университетов: читал психологию, педагогику, вел семинар для будущих учителей. Вывел педагогику на уровень науки, не только указывающей на закономерности, но и объясняющей их.

Ввел в систему психологических явлений понятия

ассоциации – связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влияет на возникновение другого;

апперцепции – зависимость восприятия новых объектов от прошлого опыта и от индивидуальных особенностей психики и деятельности человека.

 
 
Приведите примеры использования ассоциации и апперцепции в процессе художественного образования


Гербарт первым из ученых-педагогов выдвинул проблему целей воспитания. По Гербарту она заключается в формировании добродетельного человека.

Процесс воспитания Гербарт подразделяет на три раздела:

I. Управление. Обеспечивает дисциплину путем подавления «дикой резвости» детей. Средства управления – угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание (разработал целую систему наказаний). Вспомогательные средства управления – авторитет и любовь.

II. Обучение. Гербарт ввел понятие воспитывающее обучение. обосновал зависимость результатов обучения от наличия и разносторонности интересов. Предложил градацию интересов. Разработал типовую структуру урока, которая широко используется и сейчас:

– Организационный момент

–....................................................

–...................................................

–...................................................

–...........................................................

Эти структурные элементы опираются на выделенные Гербартом 4 ступени учебного процесса:

СТУПЕНЬ ТРЕБОВАНИЕ
Введение нового материала Ясность
Установление связи между новым и уже известным Ассоциация
Обобщение и формулирование выводов Системность
Практическое применение приобретенных знаний Методическое оснащение

III. Нравственное воспитание: внедрение в сознание ученика нравственных понятий (гл. образом средствами религиозного воспитания).

Гербарт выделил три вида внимания, на которые учитель может по-разному опираться в учебном процессе:


Гербарт разработал систему среднего образования, включающую три типа школ:

– элементарные (начальные, приходские);

– городские или реальные;

– гимназии (давали классическое гуманитарное образование, готовили в университеты).

Уже после смерти Гербарта, когда в результате революций 1848 года к власти в Европе фактически пришла буржуазия, его система, как наиболее упорядоченная, была принята в большинстве стран Европы, и, несколько позже, в России. В рамках этой системы действовала и разработанная Гербартом система наказаний, от которой в зап. Европе стали отказываться лишь после первой мировой войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: