Система стратегического управления. Сущность стратегического управления

Сущность стратегического управления

План

Тема 4. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1. Сущность стратегического управления

2. Система стратегического управления

3. Анализ внешней среды

4. Анализ внутренней среды

5. Типы стратегии бизнеса

Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. ХХ века для того, чтобы отражать отличие управления на высшем уровне, от текущего управления на производстве.

Но не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальная в своем роде.

Цель стратегического управления – перенос внимание на окружение для того, чтобы соответствующим образом реагировать на происходящие в нем изменения.

Недостатки стратегического управления:

1) не может дать точной детальной картины будущего;

2) нет описательной теории, предписывающей что и как делать. Стратегическое управление – это философия бизнеса, его идеология;

3) осуществление стратегического управления требует огромные усилия и большие затраты времени;

4) усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения;

5) часто основной упор делается на стратегическом планировании. На деле важной составляющей является стратегическое управление.

Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Схематически структура стратегического управления выглядит следующим образом:

Схема 9

Структура стратегического управления

Анализ среды
       
Определение миссии и целей   Выбор стратегии
 
  Выполнение стратегии    
     
Оценка и контроль выполнения  
             

Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:

1. Макроокружение (состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющая общества; научно-техническое развитие общества и т.д.).

2. Непосредственное окружение (покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы).

3. Внутренней среды, которая анализируется по следующим направлениям:

· кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.

· организация управления;

· производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки;

· финансы фирмы;

· маркетинг;

· организационная культура.

Определение миссии и целей – один из процессов стратегического управления, который состоит из трех подпроцессов.

1. Определение миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение.

2. Определение долгосрочных целей

3. Определения краткосрочных целей.

После определения миссии и целей, наступает этап анализа и выбора стратегии. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей и реализовывать свою миссию.

Выполнение стратегии – это критический момент. Если выполняется – фирма идет к успеху. Но часто не выполняется и потому, что управление не может должным образом оценить имеющийся потенциал у фирмы.

Оценка и контроль выполнения стратегий. Основными задачами любого контроля являются следующие:

1) определение показателей по которым будет производится контроль;

2) оценка состояния контролируемого объекта в соответствии со стандартами, нормативами;

3) выяснение причин отклонений, если таковые встречаются;

4) осуществление коррекции, если она возможна и уместна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: