Характеристика внутренней предпринимательской среды

Внутренняя предпринимательская среда напрямую зависит от предпринимателя, его компетентности, силы воли целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации ведения бизнеса.

К внутренней предпринимательской среде относят следующие подсистемы (факторы, элементы):

1. Наличие необходимого объема собственного капитала;

2. Правильный выбор организационно-правовой формы фирмы;

3. Подбор партнеров;

4. Знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований;

5. Подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное и моральное стимулирование;

6. Механизм сохранения предпринимательской тайны.

Особое значение для успешной предпринимательской деятель­ности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвиде­ние и расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, раз­работка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы. К факторам внутренней среды следует также отнести четкое со­блюдение предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации.

Как уже указывалось, добиваться успеха будут только те пред­приниматели, которые постоянно повышают свои знания, хорошо знают, правовой механизм организации и ведения бизнеса, умеют совершать сделки, заключать предпринимательские договоры и по­лучать причитающиеся по ним дивиденды. Только те предприни­матели могут добиваться успеха, имеют долгосрочную обоснован­ную цель, которую должны знать и поддерживать все работники, в фирмах которых налажена железная дисциплина, которые сами много и плодотворно трудятся, советуются с подчиненными, а затем принимают обоснованные решения, которые нацелены не на сиюминутный успех, а на долгосрочную перспективу.

Важными в механизме совершенствования управления компани­ей являются такие факторы, как внедрение гибкой структуры пред­приятия, реорганизация органов управления, внедрение принципа децентрализации управления, создание малых фирм, наделение их новыми правами и ответственностью.

Внутренняя среда организации – это часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Срезы внутренней среды

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:

· взаимодействие менеджеров и рабочих;

· наем, обучение и продвижение кадров;

· оценка результатов труда и стимулирование;

· создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез включает:

· коммуникационные процессы;

· организационные структуры;

· нормы, правила, процедуры;

· распределение прав и ответственности;

· иерархию подчинения.

В производственный срез входят:

· изготовление продукта;

· снабжение и ведение складского хозяйства;

· обслуживания технологического парка;

· осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:

· стратегия продукта, стратегия ценообразования;

· стратегия продвижения продукта на рынке;

· выбор рынков сбыта и систем распределения.

Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:

· поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности;

· создание инвестиционных возможностей и т.п.

Изучение внутренней среды направлено на определение сильных и слабых сторон организации. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать всё возможное, чтобы избавиться от них. Далее представлен набор факторов, анализ которых позволяет составить комплексное представление о слабых и сильных сторонах организации.

Сфера Факторы Вопросы для анализа
Кадры
  • Управленческий персонал;
  • Мораль и квалификация сотрудников
  • Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли;
  • Кадровая политика;
  • Использование стимулов для мотивирования выполнения работы;
  • Текучесть кадров и прогулы;
  • Особая квалификация сотрудников;
  • Опыт;
  • Какой стиль управления использует высшее руководство;
  • Что является доминантой в системе ценностей руководства;
  • Как долго высшие руководители находятся на своих позициях и как долго они собираются оставаться в организации;
  • Насколько квалификация менеджеров среднего уровня позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля, относящимися к календарному графику действий, снижению издержек и повышению качества;
  • Соответствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим задачам;
  • Каково в общем положение работников и каковы мотивы их работы в организации;
  • Какова политика оплаты труда в организации по сравнению с другими организациями аналогичного профиля.
Организация общего управления
  • Организационная структура;
  • Престиж и имидж фирмы;
  • Организация системы коммуникаций;
  • Общая для всей организации система контроля (эффективность и использование)
  • Организационный климат, культура;
  • Использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений;
  • Квалификация, способности и интересы высшего руководства;
  • Система стратегического планирования;
  • Внутриорганизационная синергия (для многоотраслевых фирм)
  • Четко ли распределены в организации права и обязанности;
  • Существует ли в организации практика снижения управленческих издержек;
  • Эффективно ли взаимодействие разных структурных подразделений в процессе достижения целей организации
Производство
  • Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками;
  • Система контроля запасов, оборот запасов;
  • Местонахождение производственных помещений, расположение и использование мощностей;
  • Экономия от масштаба производства;
  • Техническая эффективность мощностей и их загруженность;
  • Использование системы субконтрактирования;
  • Степень вертикальной интеграции, чистая продукция и прибыль;
  • Отдача от использования оборудования;
  • Контроль за процессом изготовления продукта;
  • Проектирование, составление графика работы;
  • Закупка;
  • Контроль качества;
  • Сравнительная по отношению к конкурентам и средней по отрасли величина издержек;
  • Исследования и разработки, инновации;
  • Патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара
  • Соответствуют ли производственные мощности конкурентным требованиям сегодняшнего дня, являются ли они самыми современными или же они уже морально устарели;
  • Насколько эффективно используются производственные мощности, есть ли недозагрузка и существуют ли возможности для расширения производственной базы:
  • Какова отдача от исследований и разработок;
  • Приводит ли НИР к созданию принципиально новых продуктов
Маркетинг
  • Номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения;
  • Жизненный цикл основных продуктов;
  • Каналы распределения: число, охват и контроль;
  • Организация сбыта: знание потребностей покупателей;
  • Имидж, репутация и качество товара (услуги);
  • Продвижение товаров на рынок и их реклама;
  • Ценовая политика;
  • Процедуры установления обратной связи с рынком;
  • Развитие новых продуктов, услуг и рынков;
  • Послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара;
  • Отношение марке
  • Какова ценовая политика организации, является ли она ценовым лидером или ценовым последователем;
  • Какую долю рынка и насколько твердо удерживает организация, каковы тенденции в изменении ее доли рынка;
  • Имеются ли возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков;
  • Обеспечивают ли организацию проводимые ею исследования рынка необходимой информацией, позволяющей ей ориентировать свою деятельность на запросы покупателей
Финансы и учет
  • Возможность привлечения краткосрочного капитала;
  • Возможность привлечения долгосрочного капитала;
  • Стоимость капитала по сравнению со средней отраслевой и стоимостью капитала у конкурентов;
  • Отношение к налогам;
  • Отношение к хозяевам, инвесторам, акционерам;
  • Возможность использования альтернативных финансовых стратегий;
  • “Рабочий” капитал: гибкость структуры капитала;
  • Эффективный контроль за издержками, возможность снижения издержек;
  • Система учета издержек, составления бюджета и планирования прибыли
  • Каковы тенденции в изменении финансовых показателей деятельности организации;
  • Какой процент прибыли обеспечивается отдельными подразделениями;
  • Достаточно ли осуществляется капитальных затрат для того, чтобы обеспечить будущие производственные потребности;
  • Относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству организации;
  • Обеспечивает ли менеджмент агрессивную и базирующуюся на глубоких знаниях кадровую политику

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: