Внутренняя предпринимательская среда напрямую зависит от предпринимателя, его компетентности, силы воли целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации ведения бизнеса.
К внутренней предпринимательской среде относят следующие подсистемы (факторы, элементы):
1. Наличие необходимого объема собственного капитала;
2. Правильный выбор организационно-правовой формы фирмы;
3. Подбор партнеров;
4. Знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований;
5. Подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное и моральное стимулирование;
6. Механизм сохранения предпринимательской тайны.
Особое значение для успешной предпринимательской деятельности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы. К факторам внутренней среды следует также отнести четкое соблюдение предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации.
Как уже указывалось, добиваться успеха будут только те предприниматели, которые постоянно повышают свои знания, хорошо знают, правовой механизм организации и ведения бизнеса, умеют совершать сделки, заключать предпринимательские договоры и получать причитающиеся по ним дивиденды. Только те предприниматели могут добиваться успеха, имеют долгосрочную обоснованную цель, которую должны знать и поддерживать все работники, в фирмах которых налажена железная дисциплина, которые сами много и плодотворно трудятся, советуются с подчиненными, а затем принимают обоснованные решения, которые нацелены не на сиюминутный успех, а на долгосрочную перспективу.
Важными в механизме совершенствования управления компанией являются такие факторы, как внедрение гибкой структуры предприятия, реорганизация органов управления, внедрение принципа децентрализации управления, создание малых фирм, наделение их новыми правами и ответственностью.
Внутренняя среда организации – это часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Срезы внутренней среды
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:
· взаимодействие менеджеров и рабочих;
· наем, обучение и продвижение кадров;
· оценка результатов труда и стимулирование;
· создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
Организационный срез включает:
· коммуникационные процессы;
· организационные структуры;
· нормы, правила, процедуры;
· распределение прав и ответственности;
· иерархию подчинения.
В производственный срез входят:
· изготовление продукта;
· снабжение и ведение складского хозяйства;
· обслуживания технологического парка;
· осуществление исследований и разработок.
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:
· стратегия продукта, стратегия ценообразования;
· стратегия продвижения продукта на рынке;
· выбор рынков сбыта и систем распределения.
Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:
· поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности;
· создание инвестиционных возможностей и т.п.
Изучение внутренней среды направлено на определение сильных и слабых сторон организации. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать всё возможное, чтобы избавиться от них. Далее представлен набор факторов, анализ которых позволяет составить комплексное представление о слабых и сильных сторонах организации.
Сфера | Факторы | Вопросы для анализа |
Кадры | - Управленческий персонал;
- Мораль и квалификация сотрудников
- Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли;
- Кадровая политика;
- Использование стимулов для мотивирования выполнения работы;
- Текучесть кадров и прогулы;
- Особая квалификация сотрудников;
- Опыт;
| - Какой стиль управления использует высшее руководство;
- Что является доминантой в системе ценностей руководства;
- Как долго высшие руководители находятся на своих позициях и как долго они собираются оставаться в организации;
- Насколько квалификация менеджеров среднего уровня позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля, относящимися к календарному графику действий, снижению издержек и повышению качества;
- Соответствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим задачам;
- Каково в общем положение работников и каковы мотивы их работы в организации;
- Какова политика оплаты труда в организации по сравнению с другими организациями аналогичного профиля.
|
Организация общего управления | - Организационная структура;
- Престиж и имидж фирмы;
- Организация системы коммуникаций;
- Общая для всей организации система контроля (эффективность и использование)
- Организационный климат, культура;
- Использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений;
- Квалификация, способности и интересы высшего руководства;
- Система стратегического планирования;
- Внутриорганизационная синергия (для многоотраслевых фирм)
| - Четко ли распределены в организации права и обязанности;
- Существует ли в организации практика снижения управленческих издержек;
- Эффективно ли взаимодействие разных структурных подразделений в процессе достижения целей организации
|
Производство | - Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками;
- Система контроля запасов, оборот запасов;
- Местонахождение производственных помещений, расположение и использование мощностей;
- Экономия от масштаба производства;
- Техническая эффективность мощностей и их загруженность;
- Использование системы субконтрактирования;
- Степень вертикальной интеграции, чистая продукция и прибыль;
- Отдача от использования оборудования;
- Контроль за процессом изготовления продукта;
- Проектирование, составление графика работы;
- Закупка;
- Контроль качества;
- Сравнительная по отношению к конкурентам и средней по отрасли величина издержек;
- Исследования и разработки, инновации;
- Патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара
| - Соответствуют ли производственные мощности конкурентным требованиям сегодняшнего дня, являются ли они самыми современными или же они уже морально устарели;
- Насколько эффективно используются производственные мощности, есть ли недозагрузка и существуют ли возможности для расширения производственной базы:
- Какова отдача от исследований и разработок;
- Приводит ли НИР к созданию принципиально новых продуктов
|
Маркетинг | - Номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения;
- Жизненный цикл основных продуктов;
- Каналы распределения: число, охват и контроль;
- Организация сбыта: знание потребностей покупателей;
- Имидж, репутация и качество товара (услуги);
- Продвижение товаров на рынок и их реклама;
- Ценовая политика;
- Процедуры установления обратной связи с рынком;
- Развитие новых продуктов, услуг и рынков;
- Послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара;
- Отношение марке
| - Какова ценовая политика организации, является ли она ценовым лидером или ценовым последователем;
- Какую долю рынка и насколько твердо удерживает организация, каковы тенденции в изменении ее доли рынка;
- Имеются ли возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков;
- Обеспечивают ли организацию проводимые ею исследования рынка необходимой информацией, позволяющей ей ориентировать свою деятельность на запросы покупателей
|
Финансы и учет | - Возможность привлечения краткосрочного капитала;
- Возможность привлечения долгосрочного капитала;
- Стоимость капитала по сравнению со средней отраслевой и стоимостью капитала у конкурентов;
- Отношение к налогам;
- Отношение к хозяевам, инвесторам, акционерам;
- Возможность использования альтернативных финансовых стратегий;
- “Рабочий” капитал: гибкость структуры капитала;
- Эффективный контроль за издержками, возможность снижения издержек;
- Система учета издержек, составления бюджета и планирования прибыли
| - Каковы тенденции в изменении финансовых показателей деятельности организации;
- Какой процент прибыли обеспечивается отдельными подразделениями;
- Достаточно ли осуществляется капитальных затрат для того, чтобы обеспечить будущие производственные потребности;
- Относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству организации;
- Обеспечивает ли менеджмент агрессивную и базирующуюся на глубоких знаниях кадровую политику
|