Общие принципы автоматизации аудита

Задачей автоматизации аудита является повышение производительности труда аудитора за счёт освобождения его от нетворческой работы. Правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Проведение аудита с помощью компьютеров” (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол № 1) предусмотрены следующие требования к используемым в аудите программным средствам:

анализ содержания формируемой в бухгалтерии экономического субъекта базы данных, если таковая существует и доступна;

контроль показателей, содержащихся в регистрах бухгалтерского учёта экономического субъекта;

тестирование алгоритмов, используемых в автоматизированной системе бухгалтерского учёта;

контроль соответствия показателей, содержащихся в формах бухгалтерской отчётности, данным бухгалтерских регистров или базы данных, формируемой в бухгалтерии при обработке первичных документов;

использование возможностей поисково-справочных информационных систем в области нормативных и законодательных актов, регламентирующих бухгалтерский учёт и аудит в Российской Федерации;

формирование аудиторской документации (рабочей и итоговой).

Следует отметить тот факт, что на рынке компьютерных программ сегодня присутствует только три специализированных продукта, направленных на решение задач аудита: “Помощник аудитора” компании “ДИЦ” и “Экспресс-аудит”, “Ассистент аудитора” консалтинговой группы “Термика” (г. Москва), что свидетельствует об отсутствии общепринятых принципов автоматизации аудита.

В известных автору публикациях по автоматизации аудита прослеживаются два принципиально различающихся подхода.

Первый предполагает использование набора тестов (рабочих таблиц), ориентированных на ввод констатирующей информации (типа “да”, “нет”) о соблюдении тех или иных правил бухгалтерского учёта. При этом бухгалтерская информация клиента полностью или частично игнорируется. Этот путь может привести к существенному риску пропуска ошибок.

Второй подход ориентирован на первичную информацию клиента, в которой отражены хозяйственные операции на синтетическом и аналитическом уровне. В этом случае требуются существенные затраты времени на ввод данных клиента.

Наиболее правильно гибкое сочетание упомянутых подходов, позволяющее формировать окончательное мнение аудитора, как на основе тестов (рабочих таблиц), так и на основе оценки достоверности первичной бухгалтерской информации клиента.

Тема № 5: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННОГО БУХГАЛТЕРА И АУДИТОРА

В настоящее время престиж бухгалтерской профессии резко возрос. Слово "бухгалтер» происходит от немецкого: Buch — книга, halter — держатель, что в переводе означает «регистратор книг». Термин «бухгалтер» появился в XV в. Как гласит исторический факт, первым должностным лицом, получившим звание бухгалтера, был Христофор Штехер — делопроизводитель Инсбрукской счетной палаты, который вел книги о производственных операциях, а основатель – Лука Пачоли (итал. монах).

В России бухгалтерская профессия появилась во времена Петра I в период возникновения торговых компаний, заводов, фабрик. В настоящее время идет реформирование бухгалтерского учета и бухгалтерской профессии в соответствии с программой реформирования принятой 6 марта 1998г.

Профессиональные бухгалтеры должны владеть знаниями в следующих областях:

– финансовый бухгалтерский учет

– независимая бухгалтерская деятельность;

– финансовое управление (менеджмент);

– финансовая экспертиза;

– бюджетный учет;

– преподавательская, научно-исследовательская.

Статус главного бухгалтера определен Федеральным Законом «О Бухгалтерском учете» ст.7.

Главный бухгалтер назначается и снимается с должности руководителем, и несет ответственность за формирование учетной политик, за ведение бухгалтерского учета, за своевременное представление бухгалтерской отчетности, осуществляет контроль за соблюдением законодательства РФ и выполнении хозяйственной деятельности и осуществляет контроль за сохранность имущества и выполнении обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций обязательны для всех работников.

В случаях разногласия между руководителем и главным бухгалтером документы к исполнению принимаются по письменному распоряжению руководителя организации.

Бухгалтеры осуществляют управленческий учет т.е. обеспечивают информацией руководство организации, менеджеров для принятия управленческих решений т.е. накапливают, обрабатывают информацию о расходах, себестоимости, доходов, составляют внутреннюю отчетность, разрабатывают сметы.

Бухгалтеры должны повышать свой профессиональный уровень путем прохождения аттестации на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: