При фронтальной организации.
1. Организационный момент.
2. Повторение необходимых теоретических знаний.
3. Инструктаж устный или письменный в виде методические указания к лабораторным работам.
4. Выполнение лабораторных работ и оформление отчета.
5. Подведение итогов, где рассматривают результаты работы каждого учащегося, выставляют оценки всем.
6. Выдача домашнего задания.
Эта схема (порядок) может быть видоизменен, если, например, лабораторная работа длинная (на 2 урока). Так можно выдать задание на дом в виде оформления отчета, подразумевающий доработку чернового варианта, построение графиков и т.п. Самое главное, чтобы пункты 1-4 были соблюдены.
При этой организационной форме нельзя проводить устный инструктаж для всех в группе, а высказывать только общие замечания по ведению записей, обработке результатов, оформлению отчетов. Роль методических указаний увеличивается, поскольку преподавателю не хватит времени на уроке, чтобы инструктировать и проверить работу каждого учащегося из подгруппы по нескольким лабораторным работам.
Представим фрагмент графика перемещения учащихся или бригад по местам.
| № бригады\ фамилии | Даты и № л\р. для соответствующей бригады | |||||
| 1.01 | 7.01 | 14.01 | 21.01 | 28.01 | 4.02 | |
| I | 1 иллюст. | 2 иллюст. | 3 иллюст. | 4 иллюст. | 5 иллюст. | 6 иллюст. |
| II | 2 исслед. | 3 исслед. | 4 исслед. | 5 исслед. | 6 исслед. | 1 иллюст. |
| III | 3 исслед. | 4 исслед. | 5 исслед. | 6 исслед. | 1 иллюст. | 2 иллюст. |
| IV | 4 исслед. | 5 исслед. | 6 исслед. | 1 иллюст. | 2 иллюст. | 3 иллюст. |
| V | 5 исслед. | 6 исслед. | 1 иллюст. | 2 иллюст. | 3 иллюст. | 4 иллюст. |
| VI | 6 исслед. | 1 иллюст. | 2 иллюст. | 3 иллюст. | 4 иллюст. | 5 иллюст. |
Из фрагмента видно, что в первую неделю для 6-ой лабораторной работы теоретический материал еще не изучили. Значит, для бригады № VI она будет исследовательской. В последнюю неделю проведения работы для бригады № I лабораторная работа 6 – будет иллюстративной, потому что к этому времени скорее всего теоретический курс будет пройден. Из графика проведения работ хорошо видно, что формирование бригад должно происходить не самопроизвольно. Для I-ой бригады все лабораторные работы носят иллюстративный характер, то есть они сначала осваивают теорию, следовательно, в этой бригаде должны быть учащиеся более низкого уровня, чем в других. У второй бригады всего одна работа носит иллюстративный характер, остальные работы - исследовательские, следовательно, в данной бригаде должны быть учащиеся самые способные. Очевидно, что подгруппы находятся не в равных условиях, кому то легко осуществлять лабораторные опыты и практические задания, другим сложнее. При формировании подгрупп обязательно соблюдение условия: в бригады должны входить учащиеся разных познавательных возможностей, чтобы слабые и отстающие тянулись за более сильными и успевающими.
Тема 9






