Структура уроков производственного обучения

I. Структура урока по операционной теме:

1. Организационный момент.

2. Вводная часть - до 1 часа:

2.1. Проверка посещаемости.

2.2. Подготовка учащихся к изучению новой темы: повторение необходимых знаний из теоретического обучения (но не его дублирование), подготовка к освоению новых трудовых операций и приемов. Мастер должен добиться того, чтобы учащиеся вспомнили и восстановили сведения о целостном трудовом процессе и представляли место данной операции в нем.

- Мотивация.

- Целеполагание.

2.3. Вводный инструктаж – элемент, который дает учащимся ориентировочную основу деятельности при самостоятельной работе. Это очень сложный по конструкции педагогический проект. В спектр методических приемов входят: показ трудовых приемов, знакомство с оборудованием и инструментами и способами работы с ними, проверка усвоения сведений, объяснение техники безопасности.

2.4. Выдача заданий, инструментов, материалов и технической документации (технологические карты, инструкционно-технологические и инструкционные карты) которая дает возможность самостоятельно работать.

2.5. Расстановка учащихся по рабочим местам или участкам;

3. Основная часть урока – продолжительность до 4х часов:

- самостоятельная работа учащихся;

- целевые обходы. Первый обход рабочих мест учащихся мастер выполняет с целью проверки того, как началась самостоятельная работа, нет ли организационных затруднений (исправность оборудования, освещение), у всех ли в наличии необходимые материалы и приспособления, все ли приступили к работе. Затем мастер ведет наблюдение за работой и проводит текущий инструктаж в индивидуальном порядке в случае затруднений у кого-либо из группы или когда работа ведет к очевидному браку. В отдельных случаях мастер может приостановить работу всех и осуществить общий инструктаж при наличии общих ошибок (нарушении техники безопасности большинством учащихся, не правильном выполнении трудовых приемов и операций). Когда мастер приостанавливает работу всей группы с целью проведения дополнительного инструктажа, то в этом виноват именно мастер, что служит сигналом к смене методики.

4. Заключительная часть урока до 1 часа:

4.1. Приемка работ.

4.2. Оценка каждого учащегося без исключения.

4.3. Уборка рабочих мест.

4.4. Проверка правильности уборки места, так как это сложная учебно-пространственная среда, где занимается не один учащийся. Все инструменты и приспособления должны лежать на своих местах.

4.5. Заключительный инструктаж. Мастер говорит о положительных и отрицательных элементах на уроке, подводит итог по работе каждого учащегося, рассматривает достижения и недостатки объявляет и выставляет оценки, ставит задачи на следующий урок, так, чтобы все представляли, чем будут заниматься в следующий раз.

4.6. Иногда выдается домашнее задание, в основном устного характера, реже – письменного (например, предложить технологическую последовательность изготовления детали изделия - кармана).

Предложенная структура основополагающая для других типов уроков.

II. Структура урока упражнений:

1. Организационный момент.

2. Вводная часть до 1 часа.

2.1. Подготовка учащихся к новой теме: повторение необходимых знаний из теоретического обучения, мотивация, целеполагание (на основе мотива).

2.2. Вводный инструктаж: объяснение типичных ошибок и недостатков.

2.3. Выдача заданий, инструментов, материалов и технической документации, элемент письменного инструктажа.

2.4. Расстановка по рабочим местам.

3. Основная часть урока. Длиться примерно 4 часа, где происходит выполнение упражнений – как в первом типе.

4. Заключительная часть проходит как в первом типе урока ПО.

III. Структура урока законченных УПР (по комплексной теме):

Структурные элементы совпадают с первым типом урока, но в некоторых местах есть дополнения. На уроке происходит показ трудовых приемов, то есть мастер демонстрирует переход от одной трудовой операции к другой, последовательность операций с выбором наиболее лучшей и экономичной относительно времени. Работа выполняется как фронтально так и не фронтально. Различия в двух разновидностях представлены в таблице и на схемах рисунков 9 и 10.

ФРОНТАЛЬНЫЙ НЕ ФРОНТАЛЬНЫЙ
1 вариант 2 вариант
· все учащиеся выполняют одну комплексную работу; · структура включает все элементы I-ого типа (по операционной теме), за исключением вводного инструктажа; · осуществляется не показ трудовых приемов (так как их уже освоили), а показ сочленения (сопряжения, перехода от одной к другой) операций; · показывается последовательность операций; · для мастера имеется возможность коллективного инструктирования (что положительно). · большинство учащихся работают фронтально, остальные не фронтально (отстающие); · сохраняется возможность инструктирования большинства учащихся (обычный вводный инструктаж); · после этого большая часть приступает к выполнению приемов и операций, а для меньшей части проводится продолжение инструктажа (в подгруппе либо индивидуально). · каждый учащийся выполняет свою собственную работу; · мастер вынужден на вводном инструктировании давать общие для всех видов работ указания; · частные указания даются в письменном виде и готовятся заранее (это производственные и учебные документы); · сложность кроется в проведении заключительного инструктажа, который, в любом случае, проводится коллективно.

…..

Рис. 9. Схема фронтальной организации урока законченных учебно-производственных работ.

 
 


Тема №6. Уроки по освоению

трудовых операций.

Рис. 10. Схема не фронтальной организации урока законченных учебно-производственных работ.

IV. Структура смешанного типа урока:

Структурные элементы те же самые, что и в уроках I и II типов, виды деятельности последовательны. Сначала идет формирование начальных навыков, далее следуют упражнения по их закреплению. В один урок проводят два мини урока, поэтому время сокращается в два раза, а результат достигается такой, как если провели сначала урок по операционной теме, а затем урок упражнений.

V.Структура инструктивного урока:

Продолжительность его от 1-го до 2-х часов. Элементы урока соответствуют вводной части урока по операционной теме. Заканчивается такое занятие всегда вводным инструктажем.

VI. Структура контрольно-проверочного урока.

Состоит из частей:

1. Организационный момент;

2. Вводный инструктаж (менее 1 часа) с постановкой цели, задач перед учащимися, сообщением кратких сведений о технике безопасности, выдачей материала и расстановкой по рабочим местам;

3. В основной части происходит выполнение работ на оценку. Причем, учащиеся трудятся самостоятельно, а мастер участвует минимально, только в качестве «спасательного круга» для безопасности труда и помощи в выполнении работ.

4. Заключительная часть (до 1 часа) - разбор и подведение итогов, выставление оценок.





Подборка статей по вашей теме: