Вопрос 85. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии

Современные социально-экономические условия диктуют необходимость создания в нашей стране системы ранней ной помощи детям с отклонениями в развитии.

Специалисты отмечают:

• снижение воспитательного потенциала семьи (ослабление нравственно-этических норм, традиций; возрастание напряженности отношений в семье и т. п.);

• ухудшение состояния здоровья детей (до 80% новорожденных - физиологически незрелые; около 70% — имеют диагностированное перинатальное поражение нервной системы);

• увеличение рождаемости недоношенных детей с критически низкой массой тела — от 700 до 1 100 г.

2. Реформирование системы специального образования позволит осуществить:

• максимально ранее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;

• максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;

• построение всех необходимых коррекционно-педагогических программ обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения;

• обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала.

3. В США и странах Европы создание систем и программ ранней помощи началось с 70-х гг. XX в.

Ранняя помощь была ориентирована на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет.

В США помощь детям в семьях групп риска осуществляется по следующим направлениям:

• оценка уровня развития ребенка;

• консультация семьи;

• специальная система образования родителей;

• организация развивающей среды для младенцев;

• охват образованием различных сфер развития младенца.

Службы социально-педагогической помощи проблемным детям младенческого и раннего возраста решают такие задачи:

• выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития в той или иной сфере; развитие специальной системы образования родителей;

• организация развивающей среды;

• социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи; I/ координация всех видов помощи, оказываемой ребенку в семье. Происходило параллельное становление системы раннего психотерапевтического воздействия (одновременная работа с роди-..,; гелями и младенцами).

В нашей стране пока сделаны первые шаги по организации государственной системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. Такую помощь получают, например, дети с нарушенным слухом. В Санкт-Петербурге реализуется городская социальная программа "Абилитация младенцев".

4. Необходимо разработать стратегию и тактику создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям. По мнению Ю.А. Разенковой, опорным структурным элементом государственной системы должны стать региональные, городские и муниципальные центры и учреждения, создаваемые на основе семейно-ориентированного и междисциплинарного подходов к организации деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: